Газета.Ru
27 июля 2015, 09:08
Единственное падение "Конкорда"
25 июля 2000 года произошла единственная в истории катастрофа сверхзвукового самолета "Конкорд", положившая конец эре сверхзвуковой пассажирской авиации
К концу Второй мировой войны нацистская Германия, СССР и США получили в свое распоряжение полноценные реактивные самолеты. Впоследствии появились и первые гражданские образцы, а сейчас самолеты на реактивной тяге полностью захватили рынок гражданских перевозок. Тем не менее темпы развития гражданской авиации в середине XX века были настолько колоссальными, что уже в середине 1950-х годов у сильных мира сего появились и первые сверхзвуковые образцы.
В условиях гонки вооружений сверхдержавы не забывали и о демонстрации собственного превосходства в гражданской сфере. Так родилась идея о создании сверхзвукового пассажирского лайнера.
Самые активные исследования в области сверхзвуковых самолетов шли в США, СССР, а также во Франции и Великобритании. Последние две страны наиболее активно работали над концепцией сверхзвукового пассажирского лайнера - соответствующие проекты появились у них аж в 1956 году, а затем страны решили объединить усилия. Будущая разработка получила названия Concorde, что с французского языка переводится как "согласие".
В СССР также не сидели на месте: первый советский пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144 поднялся в небо 31 декабря 1968 года, опередив будущий "Конкорд" на целых три месяца. Советскую разработку постигла незавидная судьба - самолеты проработали в "Аэрофлоте" меньше пяти лет, обслуживая в основном внутренние рейсы. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом "Аэрофлота". Впоследствии один из самолетов выкупило NASA, и он совершал исследовательские полеты вплоть до 1999 года.
Свой первый полет "Конкорд" совершил 2 марта 1969 года. А уже в мае был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже.
Этот же авиасалон в Ле-Бурже оказался "черным" для сверхзвуковой авиации спустя четыре года. 3 июня 1973 года во время него произошла первая в истории катастрофа сверхзвукового авиалайнера. Им оказался советский Ту-144. С тех пор советскую разработку преследовали неудачи. А вот "Конкорд" ждала более счастливая судьба: в отличие от Ту-144 он до 2000 года не попал ни в одну авиакатастрофу.
Несмотря на первоначальную популярность "Конкорда", вскоре стало ясно, что полеты таких самолетов экономически невыгодны - спрос на билеты падал. Кроме того, подобные полеты не окупались, вопреки высокой стоимости билетов и возможности попасть из Лондона в Нью-Йорк за три часа. Так, "Конкорд" сжигал 8 тонн горючего на тонну полезной нагрузки. При этом так быстро достигать цели "Конкорд" мог в том числе и благодаря потолку полета в 18,3 км - на такой высоте другие самолеты не летали, а европейский сверхзвуковой авиалайнер мог двигаться "напрямую" к месту назначения. Кроме того, в процессе выполнения полета самолет "Конкорд" разгонялся до скорости 2150 км/ч.
25 июля 2000 года самолет Concorde, принадлежавший компании Air France, разбился через несколько секунд после вылета из парижского аэропорта. Злополучный чартерный рейс AFR 4590 по маршруту Париж - Нью-Йорк вошел в историю в качестве последнего "гвоздя в гроб" всех "Конкордов".
Лайнер рухнул на гостиницу Hôtelissimo Les Relais Bleus в двух километрах от того места, где в 1973 году разбился Ту-144 - главный конкурент франко-британского самолета, созданный в СССР.
Позже следствие установило, что куски шины, лопнувшей при взлете, пробили крыло лайнера в том месте, где находится топливный бак. Это привело к тому, что у самолета при взлете загорелся один из двигателей. В итоге "Конкорд" остался без двух двигателей и рухнул. В катастрофе погибли 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся на земле. Стоит отметить, что шина самолета лопнула, напоровшись на обломок, отвалившийся от другого воздушного судна - самолета DC-10, который взлетел до "Конкорда".
Доверие к "Конкордам" продолжало падать, равно как и спрос на рейсы - стоимость перелета отпугивала пассажиров.
Многие не верили и в безопасность "Конкордов", хотя полная инспекция каждого самолета занимала около года. При этом исследование проводилось в том числе с помощью рентгеновского аппарата.
Агония продолжалась на протяжении трех лет, а в начале 2003 года British Airways и Air France объявили, что 1 октября они прекращают эксплуатацию "Конкордов". 26 ноября 2003 года, сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд" совершил финальный полет. Билеты на последние рейсы были раскуплены практически сразу, а итоговая стоимость некоторых из них на специальных аукционах составила $60 тыс. Так завершилась эра сверхзвуковой пассажирской авиации, а за 27 лет эксплуатации самолет перевез более 4 млн пассажиров со всего мира.
В июне 2015 года NASA решило тряхнуть стариной и выделило $2,3 млн на исследование особенностей поведения сверхзвуковых самолетов в воздухе и возможности снижения шума при их эксплуатации. Так что возвращение некогда опередивших время самолетов представляется вполне реальной вещью....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции