О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Air France" год спустя после 11 сентября 2001: итоги и перспективы

События 11 сентября 2001 привели к кризису мировой авиаотрасли, который очень сильно отразился как на "Air France", так и на конкурентах авиакомпании. В этой сложной ситуации исполнительный комитет "Air France", при поддержке Президента авиакомпании г-на Спинетты, попытался по мере возможности действовать оперативно, но осторожно, тщательно взвешивая каждое решение. Эти принципы управления позволили "Air France" избежать худшего. За этот год в авиакомпании произошли изменения по 4-м основным направлениям: безопасность, программа, финансы, социальная сфера.

Безопасность

Сразу после террористических атак 11 сентября "Air France" немедленно предприняла меры по усилению безопасности полётов, которые не только соответствуют, но и превосходят новые нормы, принятые французскими и международными авиационными властями.
  • Подсчёт пассажиров на борту каждого рейса,
  • Проверка документов при регистрации и посадке,
  • Постоянное патрулирование взлётно-посадочных полос в Орли-Уэст и Руасси - Шарль-де-Голль, как и в других 6 крупнейших аэропортах Франции и наблюдение за самолётами;
  • "Air France" решает применить практически во всех французских аэропортах автоматическую систему идентификации "пассажир / зарегистрированный багаж", которая уже 2 года используется в Руасси - Шарль-де-Голль,
  • Проверка личности членов экипажа, доступ в закрытые зоны через контрольно-пропускные пункты для пассажиров, а в Руасси и Орли - через специальные пропускные пункты,
  • Проверка и опломбирование контейнеров с питанием и оборудованием перед загрузкой на борт,
  • Присутствие на некоторых рейсах специально обученных агентов безопасности, которые, прежде всего, контролируют доступ в кабину пилотов. "Air France" стала первой авикомпанией в мире, которая немедленно отреагировала на новую угрозу: первый рейс, который вылетел в пятницу 14 сентября в Атланту сопровождался агентом безопасности на борту. С тех пор власти некоторых стран, включая США, решили организовать сопровождение рейсов своих авиакомпаний "Воздушными Маршалами" (" Sky Marshals "),
  • Укрепление двери кабины пилотов
Со 2 апреля 2002 и по просьбе французских властей:

Перед посадкой пассажирам, вылетающим в США и Тель-Авив, задаётся ряд обязательных специально подобранных вопросов.

Оптимизация парка воздушных судов и расписания

Благодаря современным системам управления авиакомпании удалось практически в реальном времени оптимизировать своё расписание и парк самолётов. Пассажирооборот и коэффициент загрузки каждого дня становятся известны уже на следующее утро, а информация о доходах авиакомпании поступает уже на третий день, отдельно по каждому направлению. Эти сведения представлены в виде графиков: кривые ежедневного изменения провозных мощностей, пассажирооборота и доходов. Благодаря этому возможно оптимальное управление компанией в кризисный период.

Парк воздушных судов

18 сентября "Air France" сокращает провозные мощности с учётом предстоящего вывода части самолётов из эксплуатации, ускоряя таким образом реализацию политики по рационализации парка самолётов:
  • В октябре 2002 запланированный вывод из эксплуатации 5 Аэробусов A310-200 и 1 Боинга В747 (грузовой).
  • С октября 2001 по середину января 2002 запланированный вывод из эксплуатации 4 Аэробусов А310-300.
  • Вывод из эксплуатации 4 Боингов B747-200 в начале лета 2002.
  • Вывод из эксплуатации 3 Аэробусов А321 по окончании срока действия лизингового договора в конце зимы 2001-2002.
  • Сокращение инвестиций, направленных на обновление парка воздушных судов авиакомпании, на 300-400 млн. евро (покупка самолётов была заменена операционной арендой).
Кроме того, "Air France" принимает решение временно приостановить чартерные рейсы.

В итоге план по приобретению самолётов изменений не претерпел.

Сеть маршрутов "Air France"

Составляя зимнее расписание 2001/2002 и летнее расписание 2002, "Air France" руководствовалась принципами оптимизации и оперативного реагирования.

Даже до событий 11 сентября "Air France" адаптировала сеть своих маршрутов к изменениям экономической конъюнктуры, сокращая провозные мощности на тех направлениях, где спрос снижался, и наоборот, увеличивая их на прибыльных маршрутах.

После 11 сентября в условиях кризиса, который переживала вся авиаотрасль, программа авиакомпании претерпела значительные изменения.

В целом за зимний сезон 2001-2002 провозные мощности не изменились по сравнению с прошлым годом, хотя изначально предполагалось их увеличить на 7%.

На североамериканских и средневосточных направлениях, которые больше всего пострадали от кризиса, "Air France" значительно сократила свои провозные мощности: на 27% и 25% соответственно по сравнению с докризисным прогнозом. Однако "Air France" не закрыла свои линии и продолжила обслуживание на всех маршрутах, за исключением Абу Даби в пользу Дубаи. "Air France" также продолжила рейсы по всем североамериканским направлениям, кроме Далласа (рейс в Даллас выполняется через Атланту с пересадкой на рейс авиакомпании Дельта - партнёрства по альянсу Скайтим).

Сокращение провозных мощностей произошло также благодаря уменьшению частоты полётов (на Бостон, Майями и Вашингтон из двух ежедневных рейсов был оставлен один рейс в день) или использованию самолётов меньшего размера (например, на Хьюстон и Нью-Йорк). Это выбор был продиктован решением воспользоваться преимуществами транспортного узла (хаба) и сохранить своё присутствие на рынках, в том числе и на тех, с которых ушли конкуренты.

Благодаря сбалансированной сети маршрутов авиакомпания "Air France" смогла увеличить провозные мощности на направлениях, которые меньше всего пострадали от кризиса - в основном речь идёт об Африке, странах Индийского океана и Карибского бассейна.

С точки зрения управления доходами основные усилия были направлены на то, чтобы избежать ценовой войны и резкого падения цен, как это происходило во время предыдущих кризисов. Количество бронирований на будущие периоды отслеживалось ежедневно.

Летняя программа, которая началась 31 марта 2002, по объёму провозных мощностей практически не изменилась по сравнению с летом 2001 (-0.3%), но была перераспределена в соответствии с изменениями спроса на рынке: сокращение на североамериканских и средневосточных маршрутах в пользу Африки, стран Индийского океана и Карибского бассейна.

В рамках новой зимней программы 2002-2003 "Air France" предполагает постепенно восстановить частоту полётов на североамериканских направлениях (до 2 ежедневных рейсов). Кроме того, на африканских направлениях объём провозных мощностей будет скорректирован, учитывая возобновившуюся конкуренцию, которая практически исчезла после 11 сентября (Сабена, Свиссэйр, проблемы Эр Африк).

Социальный аспект

Опровергая прогнозы аналитиков, "Air France" заявила, что никто не будет уволен (для справки: в авиакомпаниях и на предприятиях-субподрядчиках 200 000 человек потеряли работу). 18 сентября 2001 "Air France" приняла решение временно приостановить приём на работу и не пролонгировать временные контракты. В марте 2002 авиакомпания начала постепенно возобновлять приём на работу новых сотрудников.

Пересмотр инвестиционной политики

В рамках плана по преодолению кризиса, 18 сентября 2001 "Air France" решает:
  • смотреть инвестиционную политику авиакомпании в целом.
  • сократить расходы (за исключением тех, которые касаются безопасности, качества и эксплуатации самолётов).
Авиакомпания разработала перечень специальных мер (220 пунктов) с целью съэкономить 122 миллиона евро на текущих расходах. Более того, 170 млн. евро предполагалось сэкономить на прочих инвестициях. В общем (с учётом сэкономленных средств благодаря рационализации парка воздушных судов, см. параграф "Парк воздушных судов"), инвестиции группы "Air France" удалось снизить с 1.9 до 1.4 млрд. евро, т.е. было сэкономлено более 500 млн. евро.

Расходы на безопасность и страхование

В годовом исчислении дополнительные расходы на безопасность составили около 50-60 млн. евро. За 2001-2002 финансовый год затраты на страхование выросли с 40 до 85 млн. евро. Для справки: страховые компании установили размер дополнительной страховой премии в размере $1.25 на каждого перевезённого пассажира при максимальной сумме страхового покрытия $50 млн. Сверх этой суммы риски гарантируются государством, которому "Air France" выплачивает $0.70 за каждого перевезённого пассажира.

Государственная дотация

После событий 11 сентября 2001 государство взяло на себя расходы на дополнительные меры безопасности в размере 24 млн. евро. Кроме того, 28.6 млн. евро были выплачены авиакомпании в качестве компенсации за закрытие американского воздушного пространства с 11 по 14 сентября 2001. Итого, за 2001-2002 финансовый год государственная помощь оценивается в 52.6 млн. евро.

Результаты "Air France"

2001-2002 финансовый год "Air France" закончила с положительными результатами, которые были опубликованы в конце мая
  • операционная прибыль 235 млн. евро
  • чистая прибыль 153 млн. евро
  • чистые дивиденды 0.1 евро из расчёта на каждую акцию
В то время как основные конкуренты понесли серьёзные убытки, "Air France" получила прибыль, что доказывает правильность выбранной стратегии.


Преимущества "Air France", позволившие преодолеть кризис:

Мощный и эффективный стыковочный узел (хаб)

Пропускная способность хаба "Air France" Руасси - Шарль-де-Голль, настоящего центра международных стыковок, является основным преимуществом. Если пассажирооборот на беспосадочных перелётах резко сократился после 11 сентября (-3.5% за 2001-2002 финансовый год), то увеличение числа транзитных пассажиров позволило компенсировать этот негативный эффект (+5.4% за 2001-2002 финансовый год). Эти цифры хорошо иллюстрируют роль хаба как своеобразного амортизатора, который стал очень эффективным инструментом управления пассажиропотоком в условиях реструктуризации и отмены прямых рейсов конкурентами "Air France".

Сбалансированная сеть маршрутов

Хорошо сбалансированная сеть маршрутов в сочетании с гибкостью парка воздушных судов авиакомпании позволили перевести провозные мощности на наименее пострадавшие после 11 сентября направления.

Распределение по географическим зонам

11,8% Азия, 15.1% Северная Америка, 4.90% Латинская Америка, 9.70% Африка и Средний Восток, 21.30% Франция, 9.70% страны Индийского океана и Карибского бассейна, 27% Европа

Сильный альянс

Ещё одним элементом, позволившим авиакомпании справиться с ситуацией, был альянс Скайтим. В январе 2002 Американское Транспортное Управление (The U.S. Department of Transport, DoT) предоставило антимонопольную защиту на трансатлантических линиях четырём авиакомпаниям - участницам альянса Скайтим (Skyteam): "Air France", Алиталии, Чешским авиалиниям (CSA) и Дельте. Кроме того, 28 июня 2002 "Air France", Алиталия, Чешские авиалинии-ЧСА, Дельта Эрлайнз и Кореан Эр получили антимонопольную защиту на тихоокеанских направлениях, что позволяет теперь согласовывать свои тарифы, расписания и услуги на этих линиях (оптимизация сетей маршрутов, более конкурентноспособные тарифы на некоторых линиях). Таким образом, Скайтим становится первым авиационным альянсом в мире, который получил благоприятные условия для работы на двух основных направлениях в области мировых авиаперевозок....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Air France"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка