О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Спасение авиапрома в наших руках

Однажды я столкнулся нос к носу с исполнительным директором знаменитого Airbus Густавом Хумбертом и спросил его:

- Правда ли, что российские разработчики не умеют делать экономически эффективные гражданские самолеты?

- Неправда. Нет социалистической или капиталистической аэродинамики - она одна на всех. Ваши прекрасные конструкторы делали прожорливые, тесные и шумные машины только потому, что других задач им никто не ставил.

Доктор Хумберт как раз приехал ставить нашим разработчикам другие задачи. Он открывает в Москве инженерный центр Airbus, куда собрался принять на работу полсотни наших конструкторов. Кстати, в знаменитых европейских аэробусах уже наполовину наш титан и скоро будет на треть наш алюминий. Шасси в транспортном "А-400", скорее всего, тоже будут наши - заказ от Airbus готовится принять нижегородский "Гидромаш". Европейские самолеты потихоньку становятся русскими. Казалось бы, живи да радуйся. Но не получается.

Секрет Полишинеля: понадобилось вмешательство чуть ли не лично Путина, прежде чем наши авиастроители смогли принять заказы от Airbus! До этого чиновники, курирующие ВПК, стояли насмерть: мы должны делать свои самолеты. А делать комплектующие к чужим - национальное унижение и угроза безопасности Родины.

Чтобы удостовериться в том, что оборонный бомонд придерживается именно этой позиции, вовсе не нужно ставить "жучки" в чиновных кабинетах. Откройте любое солидное официозное издание (уж не говорю о радикальных "Советской России" и "Завтра") - и вы узнаете, что работа российского ученого на иностранного заказчика не что иное, как "серая утечка мозгов" (есть такой термин у ура-патриотов). Если вообще не шпионаж. И что частный инвестор в российском ВПК - фигура абсолютно недопустимая. Он разрушает наш оборонный комплекс и военные секреты наверняка крадет до кучи. Так что все призывы к приватизации российского ВПК и разговоры о неэффективности и вороватости чиновного менеджмента в "оборонке" - это прямая диверсия и распродажа Родины.

Театр абсурда: внутренний рынок не способен сформировать портфель заказов, который мог бы удержать наших производителей на плаву, а западные заказы - это, видите ли, унижение. Важнее всего, оказывается, не рабочие места для наших ученых, инженеров и рабочих, а лейблы родных советских КБ на борту. Впрочем, даже возможная продажа наших "илюшиных" и "туполевых" при некоторых обстоятельствах нас радовать не будет. Многие (и в первую голову российские) авиакомпании могли бы стать заказчиками российских самолетов, если бы нашлись финансовые институты, способные обслужить покупку в "длинную рассрочку". Но на это способны только крупные западные банки, а их пускать на российский рынок тоже нельзя. Наши банкиры против.

Заколдованный круг. Если покупать чужое преступно, а свой авиапром может работать только в другой экономике и другой стране - с этой идеологией мы обречены летать на том, что осталось от СССР, покуда все не погибнем в авиакатастрофах.

Господа государственники! Сколько же нас, простых смертных, должно еще разбиться, пока вам не станет хотя бы стыдно?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Огонек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка