РБК-Украина
14 августа 2015, 18:49
Нас ожидает подорожание авиабилетов
Государственная авиационная служба предлагает ввести новые государственные сборы в авиации и существенно повысить уже действующие. Эксперты ожидают роста цен на билеты
Частичное решение
Госавиаслужба предлагает модернизировать условия работы Госспецфонда финансирования общегосударственных затрат на авиадеятельность, изменить ставки сборов в Госспецфонд, а также участие Украины в международных авиационных организациях.
Соответствующий проект постановления Кабмин обнародован на сайте Госавиаслужбы на этой неделе. Положение о работе Госспецфонда было принято Кабмином в 1993 г., а последние правки в него вносились в 2000 г.
За это время накопилось много неурегулированных коллизий в нормативно-правовой базе, чем начали пользоваться авиаперевозчики. Например, с прошлого года авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ Игоря Коломойского) судится с Госавиаслужбой о необходимости уплаты госсбора за каждого пассажира, вылетающего из украинских аэропортов.
В одном из решений судов за этот год, которое вынесено в пользу МАУ, указано, что "из анализа текста постановления... (которым введен данный госсбор) следует, что им тоже не урегулированы периодичность, порядок уплаты, перевод таких сборов в национальную валюту и порядок зачисления государственных сборов" в Госспецфонд.
По мнению юриста "ECOVIS Бондарь и Бондарь" Сергея Дзюбенко, новым документом может быть снята часть этих вопросов. Проектом постановления Кабмина предлагается урегулировать следующие вопросы:
- отсутствие в действующем положении срока и периодичности уплаты сборов;
- порядка их начисления/оплаты и определения даты перерасчета иностранной валюты, что было особенно актуально, когда счет выставлялся за месяц, в котором курс доллара равнялся 8 гривнам, (а по дате выставления счета этот курс был гораздо выше).
Он уверен, что новые правила регулирования не решат проблему в целом. "Аргумент перевозчиков относительно того, что размер, порядок и сроки уплаты сбора должны регулироваться законом, а не подзаконным актом, так и не был учтен, что может порождать дальнейшие разногласия при их уплате, - сказал юрист. - Инициирование изменений действующего порядка уплаты сборов снимает только формальные пробелы законодательства, не приводя в целом спорную ситуацию в соответствие с нормами Конституции и Налогового кодекса".
Удар по пассажирам
Проектом постановления планируется ввести новый госсбор по авиационной безопасности. Пассажиры будут платить 0,5 долл. с билета на внутренних рейсах и 1 долл. - на международных. Грузоотправители заплатят 1 долл. за тонну на внутренних перевозках и 5 долл. - на международных.
Этот сбор будет взиматься отдельно от сбора за авиабезопасность, который авиакомпании платят аэропортам.
Согласно проекту постановления, поступления от нового госсбора будут использоваться Госавиаслужбой на обеспечение авиабезопасности:
- финансирование общегосударственных программ обеспечения авиабезопасности;
- приобретение современных материалов, оборудования, оружия, оборудования и технических средств обеспечения авиабезопасности;
- финансирование подготовки авиационного персонала по безопасности гражданской авиации и т.д.
"Это будет дополнительным давлением на бизнес", - сказал он.
Кроме того, введение нового сбора приведет к подорожанию авиабилетов, на эти 0,5-1 долл., уверен Вадим Третяк.
Бывший начальник отдела авиатранспорта Министерства инфраструктуры Валентин Згурский отметил, что введение нового госсбора по авиабезопасности обсуждается давно.
"Но, когда я еще работал в Мининфраструктуры, мы его не очень политически поддерживали, так как его введение приведет к удорожанию билетов", - пояснил Згурский.
Кроме удорожания билетов, введение этого госсбора вызывает еще массу вопросов. "Когда и куда и кто это будет тратить? Где обоснование его введения? Необходимость? Кто будет контролировать расходование этих средств?", - сказал бывший авиачиновник.
"Все зависит от того, есть ли программа применения данных средств во благо. Если есть - тогда одно дело. Если это ничем не подкрепленный сбор - похоже на грабеж и без того обнищавшего народа. Подход простой, типа 1 долл. даже не заметят, раз летают, значит, деньги есть", - гневно заявил РБК-Украина заместитель гендиректора по коммерции онлайн-сервиса Tickets.ua Виктор Войцеховский.
Эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий сказал, что он не может понять логики в необходимости введения нового госсбора. "В аэропортах взимается сбор в 3-4 долл. за безопасность, который уходит на покупку и содержание тех же рамок безопасности, детекторов, зарплату сотрудников отделов безопасности и т.д., - пояснил Хайнацкий. - На какие конкретные цели будет уходить новый госсбор - непонятно. Если этот сбор будет уходить на содержание отдела авиабезопасности Госавиаслужбы, то, в том числе, для этого уже предусмотрен сбор, который авиакомпания платит за каждого вылетающего из украинских аэропортов пассажира - 0,5-2 долл.".
Евгений Хайнацкий считает, что по факту авиакомпании будут вносить в цену билетов, которые украинцами платятся в гривне, не 1 долл., а ориентировочно 1,5-2 долл.
"Перевозчики так будут поступать, чтобы страховать свои финансовые риски от инфляционных процессов, ведь билеты продаются на много месяцев вперед", - пояснил эксперт.
Удар по авиакомпаниям
Предлагается повысить многие ставки, которые раньше участники авиарынка платили в Госспецфонд.
В частности, сейчас плата за получение сертификата эксплуатанта зависит только от веса самого тяжелого самолета в парке авиакомпании. Например, за самолет взлетной массы более 60 тонн она составляет порядка 6,4 тыс. грн. То есть, если в парке новой авиакомпании 5 самолетов, к примеру, 4 по 50 тонн и 1 - 65 тонн, то стоимость сертификата составляет 6,4 тыс. грн.
Если в парке появляется более тяжелый самолет, то авиакомпании необходимо оплатить разницу стоимости сертификата - в зависимости от взлетной массы нового самолета. Если вводится в парк воздушное судно с меньшей массой или аналогичной уже существующим, то ничего доплачивать не нужно.
Но если новый проект постановления вступит в силу, то стоимость сертификата будет зависеть от числа самолетов и взлетной массы. Так, если в парке авиакомпании будет пять самолетов по 60 тонн, то цена сертификата составит 30 тыс. грн (стоимость сертификата для самолета 60 тонн немного снизится - примерно до 6 тыс. грн.).
При пополнении парка необходимо будет доплачивать стоимость сертификата - в зависимости от входящего воздушного судна, даже если он меньше по массе уже эксплуатируемых, рассказали в Госавиаслужбе.
Также существенно увеличится стоимость сертификации типа самолета. Сейчас стоимость такой услуги для самолета до 100 тонн стоит примерно 765 грн. В проекте постановления Кабмина его стоимость увеличится примерно в 80 раз.
В Госавиаслужбе обосновали такой рост высокими и длительными затратами на соответствующие услуги. Например, сертификация АН-148 проходила несколько лет, утверждают в ведомстве.
Кроме того, возрастет стоимость регистрации самолета в реестре гражданских воздушных судов. Сейчас регистрация для украинской авиакомпании составляет максимум 500 грн. Проектом документа предлагается ее повысить до примерно 14 тыс. грн.
Вводится и новый госсбор за надзор в сфере гражданской авиации - за надзор за выполнением полетов самолетов и вертолетов украинских авиакомпаний в других государствах по договорам фрахта/лизинга.
Ежемесячная ставка сбора будет зависеть от взлетной массы самолетов - от 0,2 долл. до 3 тыс. долл. Для вертолетов она составит 0,2 долл. до 2 тыс. долл.
Это может оказать серьезный удар по украинским авиакомпаниям, которые эксплуатируют самолеты за рубежом, считает исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко.
"У авиакомпании UM Air более десяти таких самолетов, есть такие у "Хорса", также Atlasjet Ukraine пока эксплуатирует свои самолеты в Турции. Получается, что за Boeing в год надо будет платить около 35 тыс. долл. В общем, с каждым днем все веселее", - резюмировал Анатолий Мазуренко....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции