Коммерсантъ
18 августа 2015, 08:22
Недолетевший рейс
Прионежский райсуд Республики Карелия назначил на 27 августа первое заседание по уголовному делу об авиакатастрофе Ту-134, в которой в июне 2011 года погибли 47 человек
Самолет Ту-134, принадлежащий компании "Русэйр", вечером 20 июня 2011 года вылетел из Домодедово в петрозаводский аэропорт Бесовец. Наземные службы предупредили экипаж о плохой видимости, однако командир воздушного судна Александр Федоров решил сначала снизиться до установленного минимума, а затем, оценив ситуацию, принять решение о возможном уходе на запасной аэродром. Однако лайнер, начавший снижение по глиссаде, отклонился от нее и рухнул на автотрассу Петрозаводск - Суоярви. В авиакатастрофе погибли 44 человека, впоследствии еще трое скончались в больнице. Среди погибших - члены экипажа, гендиректор лесопромышленного холдинга "Инвестлеспром" Дмитрий Маслов, известный футбольный рефери Владимир Петтай и пятеро высокопоставленных сотрудников "Росатома".
Отметим, что после авиакатастрофы "Росавиация" провела внеплановую проверку организации работы компании "Русэйр" и в августе 2011 года аннулировала ее сертификат эксплуатанта. В октябре 2011 года компания "Русэйр" была переименована в ЗАО "Атлас Джет", которое продолжает свою работу.
По факту авиакатастрофы СКР возбудил уголовное дело, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) приступил к собственному расследованию, которое было закончено осенью 2011 года. Как ранее сообщал "Ъ", специалисты МАК пришли к выводу, что к трагедии привел человеческий фактор в совокупности с неблагоприятными погодными условиями. В частности, согласно отчету МАК, "непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете". Способствующими факторами явились неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира воздушного судна при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира Ту-134 штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления лайнером на конечном этапе аварийного полета. Кроме этого, Карелия встретила самолет плохой погодой: туман, низкие облака и дождь.
В ходе следствия СКР прекратил уголовное преследование командира воздушного судна Александра Федорова, штурмана Амана Аттаева и второго пилота Сергея Карякина в связи с их смертью. К уголовной ответственности СКР привлек руководителя управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуарда Войтовского, которого обвинили в халатности (ст. 293 УК), а также бывшего заместителя генерального директора аэропорта Бесовец Владимира Шкарупу и экс-начальника авиационной безопасности метеостанции "Петрозаводск" Владимира Пронина, которым предъявили обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК).
Как следует из материалов дела, в 2009 году ЗАО "Аэропорт Петрозаводск" было ликвидировано и создано автономное учреждение Республики Карелия (АУ РК) "Аэропорт Петрозаводск". По версии следствия, господа Пронин и Шкарупа подали заявку на внесение изменений в прежний сертификат по метеообеспечению полетов. Однако господин Войтовский, как считает следствие, не организовал предварительную проверку и вынес незаконное решение о переоформлении и подписании сертификата. Действия чиновника, по оценке СКР, привели к тому, что метеообеспечение полетов на аэродроме велось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации, в отсутствие полного комплекта оборудования для наблюдения за взлетом и посадкой.
Пока потерпевшие, в том числе и мать командира авиалайнера, предъявили обвиняемым несколько исков. Не исключено, что во время процесса количество финансовых претензий к подсудимым возрастет: пока, к примеру, свою позицию не высказали представители компании-эксплуатанта Ту-134.
Сейчас, как сообщила "Ъ" адвокат Натэла Пономарева, представляющая интересы Эдуарда Войтовского, Прионежский райсуд Республики Карелия назначил первое заседание на 27 августа. "Между действиями моего клиента и катастрофой нет никакой причинно-следственной связи", - заявляет защитник. По ее словам, российское законодательство на тот момент не требовало обязательной сертификации по метеообеспечению полетов. Более того, в 2009 году в момент переоформления документов АУ РК, как сообщила госпожа Пономарева, проходило процедуру лицензирования Росгидрометом на полномочное осуществление деятельности по метеообеспечению полетов воздушных судов, которое в итоге было выдано в июле 2009 года. "То есть с точки зрения закона деятельность нового учреждения (АУ РК. - "Ъ") в этой части была лицензирована, - утверждает адвокат. - Хочу обратить внимание вот на что. За несколько часов, предшествовавших трагедии, и после нее, несмотря на сложные метеоусловия, несколько самолетов совершили взлет и посадку в этом аэропорту". По мнению Натэлы Пономаревой, за четыре года следствия так и не были получены ответы на некоторые существенные вопросы: "Кто является ответственным за столь низкий уровень организации летной работы в компании "Русэйр"? И каким образом пьяный штурман мог быть допущен к управлению воздушным судном?"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции