Центр политического анализа
20 августа 2015, 16:52
МАКС двенадцатый
В подмосковном Жуковском 25 августа открывается двенадцатый Международный авиакосмический салон МАКС-2015
Он закроется 30 августа, и в его работе примут участие сотни российских и зарубежных оборонных предприятий и фирм. И хотя, как заявил на пресс-конференции в ТАСС заместитель генерального директора госкорпорации "Ростех" по внешнеэкономической деятельности Дмитрий Шугаев, количество западных военных компаний, которые примут участие в выставке, сократилось из-за санкций, их представительство все же будет значительным. Как сообщил Шугаев, "национальные экспозиции представят Франция, США, Белоруссия, Швеция, Бельгия, Иран, Чехия. Самая крупная - это Франция, 24 компании будет представлено. Америку представят шесть компаний".
Санкции не для всех
А среди фирм свои экспозиции предложат специалистам и зрителям такие гиганты авиакосмической промышленности, как "Эрбас" (Airbus), "Боинг" (Boeing), "Пратт энд Уитни" (Pratt&Whitney), "Сафран" (Safran), "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce), которые, несмотря ни на что, продолжают сотрудничество с отечественным ОПК и полностью сохранили объем своего участия в выставке. А на место ушедших компаний из Украины и Израиля пришли представители Китая, которые увеличили свою экспозицию по сравнению с 2013 годом в три раза, а еще промышленники и бизнесмены Турции, Южной Африки и других стран.
Среди зарубежных участников в Жуковском будет более 30 стран и 156 экспонентов. Что, хотят об этом слушать за океаном (или не хотят), станет еще одним доказательством того, что самонадеянные и высокомерные заявления неких американских лидеров и поддакивающей им западной прессы о том, что "Россия полностью изолирована", не выдерживают никакой критики и абсолютно не соответствуют реальной действительности. Но бог им судья.
Жуковский, конечно же, представит на своих выставочных площадках всю богатейшую линейку российских авиационных и космических систем и комплексов. По сообщению организаторов салона, только летательных аппаратов там будет больше двухсот. Специалисты и зрители обязательно увидят наши многофункциональные истребители, в том числе и опытный самолет пятого поколения Т-50, фронтовые бомбардировщики и штурмовики с маркой "Су" и "МиГ" на фюзеляже, палубные самолеты, дальние и стратегические модернизированные бомбардировщики Ту-22 М³, Ту-95 МС и Ту-160, военно-транспортные Ил-76 МД различных модификаций, воздушные топливозаправщики, самолеты дальней радиолокационной разведки и наведения А-50, учебно-боевые Як-130, спортивные и исторические летательные аппараты, беспилотники, вертолеты самых разных предназначений и марок, знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, да и сами зенитные ракеты, зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С1", противотанковые управляемые комплексы, системы береговой обороны, ракетные и авиационные двигатели, радиолокаторы, космические аппараты и даже трехметровый макет первой частной легкой ракеты-носителя "Таймыр"… Всего не перечислить.
МАКС славится тем, что на нем можно встретить и, что называется, потрогать собственными руками все то, чем наша страна постоянно удивляет самых искушенных специалистов в области авиации и космоса, и что составляло и всегда будет составлять гордость отечественной оборонной промышленности, ее армии и флота. Воздушного, космического и военно-морского. И, не забудем, что это, заставляет умерить агрессивный пыл некоторых зарубежных недоброжелателей.
Сюрпризы в небе и на земле
Авиасалон в Жуковском всегда славился своими сюрпризами. Будут они, естественно, и сейчас. Обо всех рассказать невозможно, выделим только один, точнее два - это пара самолетов Великой Отечественной войны Douglas С-47 ("Дуглас" Си-47), созданных в далеком 1942 году и выполнивших перед прибытием на салон перелет по маршруту "Аляска-Сибирь-2015". По нему в годы войны США поставляли нам по ленд-лизу самолеты и другую боевую технику и имущество. Интересно, что вели эти самолеты, купленные у американцев, наши летчики-испытатели 1-го класса Валентин Лавреньев и Александр Рябинин. Механиками у них были граждане США. И начав свой путь из аэропорта Грейт-Форс (штат Монтана), они пролетели до Подмосковья через Канаду, Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную и Западную Сибирь, Урал и половину Центральной России более 6,5 тысяч километров. При этом, как и в сороковые годы прошлого века, на "Дугласах" не было оборудования для обогрева кабины, антиобледенителей, средств навигации и радиолокации. Но, если наши пилоты преодолели этот путь летом, то в те годы летали и зимой, и осенью. И если самолет вдруг приземлялся где-то в тайге или якутских горах, то он и его экипаж были обречены.
Сегодня мало кто знает, что за годы войны по маршруту Аляска-Сибирь на фронт было доставлено 7926 самолетов. Советский Союз потерял на этом маршруте 44 летательных аппарата и 115 членов экипажа. Американцы - 133 самолета и около 150 летчиков. Слово "около" тут не случайно. Пропавших без вести на трассах ленд-лиза ищут до сих пор.
Еще одно дополнение к теме. После окончания работы МАКСа-2015, об этом рассказывал ТАСС своим подписчикам, оба "Дугласа", на бортах которых выписаны имена летчика-космонавта Алексея Леонова и маршала авиации Евгения Логинова, будут безвозмездно переданы в Музей Вооруженных сил России и займут свое место в его филиале в парке "Патриот" на аэродроме в Кубинке.
Не знаю, кому как, но, на взгляд автора, конечно, главным сюрпризом МАКСа-2015 будет великолепная летная программа. В небе над ЛИИ имени Громова в Жуковском будут летать все - "Дугласы", ПАК ФА, новенький Ил-76 МД-90А, истребители, бомбардировщики и штурмовики строя, вертолеты - боевые, военно-транспортные, десантные, морские, пожарные и учебные, стратеги и "изюминка" любой авиационной выставки - пилотажные группы российских ВВС "Русские витязи", "Соколы России", "Стрижи", "Крылья Тавриды" и на вертолетах Ми-28Н "Беркуты". Многие люди приезжают на МАКС, чтобы еще и еще раз полюбоваться теми фигурами высшего пилотажа, которые умеют крутить в подмосковном небе наши кудесники воздушной акробатики. Коллеги, которые пару месяцев назад вернулись с аналогичного авиасалона в Ле Бурже под Парижем, говорили мне, что он в этом году был на редкость скучным - в воздухе не было ни американцев (проигнорировали), ни наших (не позвали). Разочарование полное.
Напоминание о прошедшем с 15 по 21 июня авиасалоне в Ле Бурже невольно натолкнуло на сравнение нашей авиакосмической выставки в Жуковском с крупнейшими авиационными и оружейными салонами мира. Мне повезло - за свою журналистскую биографию пришлось поработать практически и на всех предыдущих одиннадцати МАКСах, и в Ле Бурже, и на Фарнборо под Лондоном, и в Йоханнесбурге в Южной Африке, в Дубае и Абу-Даби на юге Аравийского полуострова, в Куала-Лумпуре и на Лангкави в Малайзии, в Нью-Дели и Бангалоре, в Рио-де-Жанейро, чилийском Сантьяго и в перуанской Лиме… Могу, что называется, сопоставить. И должен сразу сказать, что ни одна из перечисленных выставок не сравнится с нашим салоном по насыщенности, эффективности и зрелищности пилотажной программы. Даже в отсутствии обычно посещаемых МАКС пилотажников из Франции Patrouille de France, летающих на истребителях Dassault/Dornier Alpha Jet, и итальянцев Frecce Tricolori на легких Aermacchi MB-339.
Конечно, это выглядит завораживающе, когда над твоей головой, в каких-то десятках метров почти бесшумно проплывает, как огромный воздушный кит, плавно покачивая крыльями бело-голубой "Боинг-787" или такой же необъятный "Аэробус-380", что можно увидеть в Ле Бурже. Но только у нас в Жуковском удасться полюбоваться "коброй Пугачева", которую на Су-30 поднимет свечой в небесный зенит летчик-испытатель фирмы "Сухой" Сергей Богдан, застывая там на мгновенье, а потом, медленно сползая с выключенными двигателями на хвосте истребителя по вычерченной в голубизне траектории вниз, вдруг опрокидывается через голову навзничь и, словно подхваченный ветром, уходит по глиссаде на новый финт. Или вот это - как его товарищ летчик-испытатель "Сухого" Юрий Ващук крутит свой истребитель в горизонтальной проекции вокруг своей оси на одном месте. Ощущение такое, что это осенний лист танцует вальс в прозрачном от синевы воздухе. А ты, человек с двумя дипломами о высшем образовании, никак не можешь понять, почему законы физики и всемирного тяготения позволяют делать это летчику и машине, которая весит тридцать с лишним тонн?!
Учить и учиться
Но не только неповторимой программой высшего пилотажа отличается салон в Жуковском. Только здесь можно увидеть почти все, чем богата наша авиационная, космическая, двигательная, боеприпасная промышленность, предприятия ПРО и ПВО, радиоэлектронной борьбы и компьютерных систем управления… За границу все экспонаты не вывезешь. И дорого, и не всегда там хотят видеть то, что превосходит их продукцию по многим компонентам. И промышленность, простите за каламбур, по максимуму пользуется представленной на МАКСе возможностью. Несмотря даже на то, что и на площадях ЛИИ имени Громова выставочные площади стоят немало, почти столько же, как где-нибудь в Фарнборо.
Но игра стоит свеч - столько специалистов, а еще возможных потребителей продукции российской "оборонки", как здесь, нигде не бывает. А еще только здесь ты, журналист, пишущий на военные темы, можешь встретить всю элиту оборонно-промышленного комплекса. И не только на пресс-конференциях, которых бывает очень много, но и на стенде, в шале. Можешь поговорить с выдающимися отечественными инженерами и конструкторами о путях развития отечественной авиации, радиолокации, ракетного дела. И тебе, если ты никогда никого из этих людей не подводил своими заметками, расскажут многое из того, что не раз и не два поможет уверено ориентироваться в самых сложных военных темах. Ни на одной зарубежной выставке такого количества таких интересных личностей не бывает. И это тоже факт "салонной биографии" Жуковского.
Правда, известен МАКС в журналистской среде и тем, что в день, когда его посещает первое лицо, работать представителям пишущей братии очень сложно. Перекрываются входы и выходы в выставочные павильоны, не попасть даже в пресс-центр, который почему-то военно-промышленная комиссия при правительстве вдруг захотела использовать его для своего заседания… Ни на одной зарубежной выставке ты не заметишь, что на ней присутствует государственный лидер, если, конечно, не встретишься с ним и с сопровождающими его лицами где-то на переходе от одного павильона к другому или возле какого-то интересного экспоната. По обилию фото и телекамер, толпе коллег, буквально облепляющих вип-персон, сразу поймешь, туда пока не надо ходить. Там сейчас не до тебя.
Проигрывает пока МАКС другим салонам и по транспортной доступности, хотя за последние годы сделано для этого немало, и по части организации нормальной работы журналистов. Не будем вспоминать, что в Дубае и Абу-Даби коллег не только бесплатно поят кофе, чаем и водой, но и кормят - все-таки "богатенькие буратины", могут себе позволить такую роскошь. Правда, чай, кофе и воду за так можно попить и в Ле Бурже, и в Бангалоре, и даже в Лиме. Но мы, пишущая и снимающая братия, - не бедные, можем сами себе купить, что надо, речь не об этом. Просто там всегда к услугам журналистов красочные ежедневные новости от самого салона, от фирм, от предприятий. Тебя просто закидывают информацией. В Жуковском все тоже сейчас появилось, но почему-то не в таком масштабе. Почему-то считается, что журналисты - далеко не главные люди на салоне.
Наверное, и действительно это так. Но кто, если не пишущая и снимающая публика расскажет о том, что знают и чем гордятся люди, заинтересованные в продвижении своей продукции в армию и на мировые оружейные рынки. Кто, если не коллеги, могут зацепить на крючок интереса потенциального покупателя, партнера, бизнесмена, правительственную и военную структуру, готовую выложить деньги за распиаренное "железо", которое по своим тактико-техническим, да и, чего греха таить, эстетическим качествам превосходит аналогичную продукцию конкурента. К сожалению, эти банальные истины очень медленно доходят и до некоторых организаторов отечественных оружейных выставок (конечно же, не только в Жуковском), и до руководителей и пресс-секретарей некоторых оборонных фирм.
Сегодня многие структуры научились, как говорится, продвигать в общественные массы свой высокий потенциал и имидж. Чего только стоят проведенные недавно министерством обороны международный военно-технический форум "Армия-2015" и "Армейские международные игры-2015"?! Не собираюсь никому делать комплименты, но то, как они были организованы, какая блестящая и эффективная работа была проведена теми людьми, которые их подготовили, которые вложили в нее весь свой неисчерпаемый креативный талант и умение превратить деловое на первый взгляд мероприятие в эффектное всеармейское шоу, сочетающее в себе высочайшее ратное мастерство небольших воинских коллективов, их потенциальные боевые возможности, рекламу самой современной российской военной техники и благородный облик мужественных, сильных и умелых "вежливых людей", защитников национальных интересов своей страны - этому, на мой взгляд, стоит поучиться. И такое умозаключение, по мнению автора, относится не только к авиасалону в Жуковском....
Авторские права на данный материал принадлежат «Центр политического анализа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции