АО "Концерн "Радиоэлектронные технологии"
21 августа 2015, 20:14
МиГ-25: выше всех
Перехватчик МиГ-25, впервые поднявшийся в воздух полвека назад, на долгие годы стал "законодателем моды" в истребительной авиации
Догнать и перегнать "Валькирию"
В конце 1950-х годов в США начались интенсивные работы по созданию супербомбардировщика B-70 "Валькирия". Новая американская машина должна была обладать дальностью полета без дозаправки не менее 11 тысяч километров при максимальной скорости в три раза больше сверхзвуковой. Согласно планам США, первые "Валькирии" должны были начать службу уже в августе 1965 года.
В 1960 году об этой американской сверхсекретной программе узнали в Советском Союзе. Было ясно, что стоявшие тогда на вооружении в СССР истребители-перехватчики МиГ-21 и Су-15 не могли противостоять "Валькириям". И уже в 1961 году КБ Микояна начало разработку проекта высокоскоростного перехватчика Е-155 - будущего МиГ-25.
Несмотря на то, что противостояние с "Валькирией" так и не состоялось, поскольку она не была запущена в серию, в кратчайшие сроки советский авиапром разработал машину, не имеющую аналогов в мире.
Заводские испытания опытной машины Е-155Р-1 начались уже в марте 1964 года. Догнать и перегнать "Валькирию" - одна из главных целей нового "МиГа". Задача достаточно сложная - не просто превысить сверхзвуковой барьер, но летать в три раза быстрее звука. Одной из основных трудностей при этом был тепловой барьер.
Уже при полете МиГ-21 со скоростью, превышающей скорость звука в два раза, воздух в районе носового обтекателя нагревался до +1070 градусов. Расчеты показывали, что при скорости, превышающей сверхзвуковую в три раза, температура составит невероятных +3000 градусов.
При такой скорости с самолетом могло приключиться много неприятностей: расплавиться остекление кабины пилота, выйти из строя все детали из резины, включая шины, ну и самое главное - такой температуры не выдержал бы основной авиационный материал - алюминиевый сплав.
Чтобы решить эту проблему с алюминием, американцы для нового самолета выбрали титан. В КБ Микояна после долгих раздумий решили сделать машину из стали, а если точнее, самолет на 80% состоял из стали, на 8% - из титана и только на 11% - из жаропрочного алюминиевого сплава. В конструкции планера было 5 километров сварных швов и 1,4 млн сварных точек. Благодаря новому материалу облегчались ремонтные работы, теперь сварку можно было провести прямо на стоянке.
Чтобы справиться с тепловой проблемой, для радиоэлектронного оборудования была специально разработана мощная водно-спиртовая система охлаждения, а на теплоотражающие стальные перегородки уходило по 5 кг серебра на самолет. Тело и голова пилота охлаждались специальным потоком воздуха.
Для достижения главной цели - мгновенно набирать огромную высоту и скорость - новая микояновская машина нуждалась в особых двигателях. Ими стали двигатели типа Р15Б-300, имеющие характеристики, сходные с ракетным двигателем. С их помощью конструкторам МиГ-25 удалось "разогнать" самолет до скорости 3000 км/час и поднять на высоту 23 000 метров. Собственно, еще в процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. В итоге получился уникальный, не имеющий мировых аналогов, самолет.
Уже в 1969 году на Горьковском авиазаводе приступили к серийному выпуску истребителей МиГ-25П, которые спустя год официально были приняты на вооружение авиации ПВО.
Перехватчик, разведчик, бомбардировщик
За годы выпуска было построено 1112 самолетов МиГ-25 всех модификаций. Еще в 1969 году в серию пошел неуловимый разведчик МиГ-25Р. У этой машины изменили носовой обтекатель, в котором разместили разведывательное оборудование, установили дополнительные антенны, а для увеличения дальности кили были превращены в интегральные топливные баки по 350 литров в каждом. При этом специальный подфюзеляжный топливный бак разведчика был вместимостью 5300 литров.
Существовал даже вариант стратосферного бомбардировщика на базе МиГ-25. Была разработана сложнейшая аппаратура прицельного бомбометания из стратосферы на сверхзвуковой скорости, а бомбовая загрузка увеличена до 5 тонн.
Модификаций МиГ-25 было много, самолет постоянно совершенствовался. Но, пожалуй, основная модернизация самолета произошла в конце 1970-х годов. И тому предшествовало событие, которое нанесло огромный вред Советскому Союзу - угон самолета.
В сентябре 1976 года старший лейтенант Виктор Беленко совершил побег на МиГ-25П с дальневосточного военного аэродрома в Японию. Приземлившись на острове Хоккайдо, он попросил политическое убежище.
Только через полтора месяца наш МиГ-25 вернули в разобранном виде. Поскольку потенциальному противнику стали известны секреты работы электроники, то все радиоэлектронное оборудование на выпущенных самолетах пришлось заменить на модернизированное. Так появился МиГ-25ПД, а все стоящие на вооружении МиГ-25П были обновлены.
Новый "двадцать пятый" получил более совершенные средства обнаружения и сопровождения цели. Первоначально на перехватчике стояла радиолокационная станция РП-25 "Смерч-А" разработки "Фазотрона-НИИР", ныне входящего в КРЭТ. После угона самолета специалистами "Фазотрона" была экстренно создана новая РЛС "Сапфир С-25".
Угон стал причиной срочной замены на всех военных самолетах системы государственного опознавания типа "Кремний" на новую - изделие 62 "Пароль". Над ее созданием также работали специалисты предприятий и институтов, входящих ныне в КРЭТ.
Наследник "двадцать пятого"
В свое время МиГ-25 успешно справлялся с возложенными на него задачами, но появились другие. В частности, в начале 1970-х США приступили к разработке бомбардировщика B-1, который мог в короткий срок выпустить восемь крылатых ракет, не залетая в зону действия советского ПВО. КБ Микояна вместе с разработчиками радиоэлектронного оборудования, вооружения и двигателей приняли новый вызов американских конструкторов. Для перехвата ракет была создана модификация МиГ-25, впоследствии ставшая отдельной машиной - МиГ-31.
Прототип МиГ-31 совершил свой первый полет 16 сентября 1975 года, а уже в мае 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 был принят на вооружение. Он стал единственным самолетом, способным самостоятельно применять ракеты дальнего радиуса действия и перехватывать цели, летящие со скоростями до M=5, то есть в пять раз быстрее скорости звука.
Но не только в этом МиГ-31 стал первопроходцем в истории мирового авиастроения. Впервые основу системы управления вооружением самолета составила радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой. Это была РЛС "Заслон" разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова (НИИП), входящего сегодня в КРЭТ.
Всего было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, а его серийное производство прекратилось в 1994 году. Сейчас МиГ-31 проходит модернизацию. Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то обновленный МиГ-31БМ способен поражать как воздушные, так и наземные цели. Боевые возможности истребителя расширит также новая РЛС "Заслон-М" разработки КРЭТ. В итоге эффективность его по сравнению с МиГ-31 выросла более чем вдвое....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Концерн "Радиоэлектронные технологии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции