Российская газета
24 августа 2015, 19:53
К 2020 году число авиакатастроф снизится в пять раз
В преддверии МАКС-2015 в Москве прошел Евразийский аэрокосмический конгресс, который собрал более 800 экспертов: чиновников, инженеров и руководителей предприятий, представителей госкорпораций, научно-исследовательских институтов и профильных вузов
Конгресс собирается раз в три года. На этот раз главной темой стали стратегические изменения в отрасли. Как работать в условиях кризиса и ограниченных ресурсов? Почему пилотируемый полет к Марсу - ступень, которую человечество пока не может преодолеть? Изменились ли требования к подготовке молодых специалистов? Растет ли спрос на российские самолеты в странах азиатско-тихоокеанского региона?
По словам заместителя руководителя Федерального космического агентства Дениса Лыскова, оборот космической отрасли сегодня оценивается примерно в 300 млрд долларов. В год совершается примерно 80 запусков с 10 космодромов. А на орбите работает примерно 1100 спутников.
"Есть три крупных направления работы космической отрасли: научное, оборонное и социально-экономическое. Нужно создавать универсальную технику, способную работать во всех трех нишах, - отметил он. - Тенденция к интеграции, укрупнению авиационной и космической отрасли идет во всем мире. В Америке, Европе этот рынок делят несколько крупных компаний".
В России сейчас продолжается реформа космической отрасли. И, по данным соцопросов, доверие россиян к ней никогда не падало ниже 70 процентов.
Как рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин, с формированием госкорпорации "Роскосмос" (приказ о создании которой был подписан в начале этого года) будет завершена консолидация активов нашей космической индустрии. "Следующий этап - повышение ее эффективности, завершение работы по устранению дублирующих функций и излишней внутренней конкуренции", - отметил он.
При этом эксперты опасаются, что финансирование будущих космических программ в условиях кризиса может оказаться ниже запланированного. Так это или нет, станет известно в ноябре, когда проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы будет представлен в правительство.
"Спутники связи, системы безопасности и зондирования Земли, работа МКС… Мы продолжаем осваивать уже привычные направления. При этом развитие отрасли замедлилось, - считает генеральный директор АО "Информационные спутниковые системы" Николай Тестоедов. - Пока пилотируемый полет человека к Марсу - это та ступень, на которую человечество подняться не может. Много технических, научных проблем нужно еще решить. Нужно сделать космос эффективным".
У авиационной отрасли - свои вызовы. По словам вице-президента Объединенной авиастроительной корпорации Дмитрия Маценова, к пассажирским самолетам предъявляются все новые требования. К 2020 году планируется снизить аварийность современных воздушных судов в пять раз. Также среди задач - снижение вредных выбросов, уровня шума, широкое использование в новых воздушных судах композиционных материалов, водородного топлива, электрических приводов. По его словам, внедрение сверхпрочных, легких материалов и нанопрокрытий позволит уменьшить вес самолетов на 30 процентов.
По данным Межведомственного аналитического центра, годовой объем рынка новых построенных воздушных судов в мире - это примерно 183,9 млрд долларов. Доля России - примерно 11,5 млрд, то есть, 6,3 процента. Причем из всех самолетов и вертолетов, которые мы производим и продаем, 84 процента - это военная техника.
Чтобы увеличить производство гражданских самолетов, придется преодолеть объективные трудности.
"С одной стороны, внутренний рынок достаточно мал и занят авиатехникой иностранного производства. При этом на рынке стран АТР есть риски снижения спроса. Некоторые компании там уже сейчас имеют портфель твердых заказов, в несколько раз превышающий их существующий парк, - рассказал генеральный директор Межведомственного аналитического центра Сергей Колпаков. - С другой стороны, увеличить спрос на внутреннем рынке можно за счет усиления господдержки производителей и перевозчиков. А создание самолетов вместе с азиатскими партнерами позволит освоить самые емкие сегменты мирового рынка. Наименьшая конкуренция сейчас - в сегменте региональных турбореактивных самолетов".
Еще один важнейший вектор для обсуждения - подготовка новых кадров. Каким должен быть аэрокосмический университет будущего, обсудили представители Московского авиационного института, Ульяновского государственного университета, Самарского государственного аэрокосмического университета.
Партнером конгресса выступило и Россотрудничество.
"В рамках существующих образовательных, научных и производственных связей создаются различные форматы международного взаимодействия, такие как Национальная контактная точка по сотрудничеству Россия - ЕС в области аэронавтики, созданная на базе Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е.Жуковского, который является одним из крупнейших в мире центров авиационной науки, - рассказала Руководитель Россотрудничества Любовь Глебова. - Сегодня здесь на конгрессе присутствуют участники из Франции, Индии, Германии. Это специалисты в таких областях, как аэродинамика, силовые установки, аэроупругость, материаловедение, которые приехали благодаря нашему сотрудничеству с ЦАГИ и Ростехнологиями. Завтра они посетят международный авиакосмический салон МАКС-2015"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции