Коммерсантъ FM
27 августа 2015, 19:39
"Экологические требования являются одними из доминирующих"
Собственный корреспондент радио новостей Алексей Киселев побеседовал с вице-президентом Российской академии наук Сергееем Алдошиным и директором научно-технического центра ОАК Владимиром Каргопольцевым
А.К.: Господа, здравствуйте. Благо мы сейчас на МАКСе. Владимир Андреевич, какие должны быть направления развития российского авиастроения? Как вы видите будущее отечественного авиапрома за исключением каких-то мелких погрешностей, которые происходят?
В.К.: XXI век поставил перед нами довольно жесткие требования к летательным аппаратам. Это касается не только совершенствования известных характеристик аппарата, но и появления принципиально новых требований. В частности, к экологии. Это требование является одним из доминирующих. И прошедшая в январе сессия ИКАО еще раз показала принципиальность этого направления, еще более ужесточила эти требования, разделив самолеты на две категории: самолеты прогрессивные и самолеты не прогрессивные. И в зависимости от того, какой самолет выполняет эти требования, он либо в ту группу, либо в эту.
А.К.: А экономическая стимуляция здесь идет какая-то? Если вы не экологичны, то одно, если да, то другое.
В.К.: Да. Если вы неэкологичны, вы будете находится в ряду неперспективных аппаратов. И это прямое отражение покупательной способности этих аппаратов, их облика, их востребованности на рынке. Поэтому все стремятся удовлетворять эти требования, попасть в группу перспективной техники. В этой группе находятся аппараты, которые в полном объеме выполняют эти требования. Анализ мы провели достаточно полный вместе с институтами Академией наук, с организациями, которые курирует Сергей Михайлович. Он позволил нам сформировать то пространство, в котором мы видим развитие будущего авиационной техники. И одно из ключевых направлений, которое определяет это развитие, это создание энергетических установок нового типа, соответствующих требования XXI века.
А.К.: Это, видимо, и экология, и соответствующая мощность.
В.К.: И эффективность, и применимость, и габариты. Массо-весовые характеристики. И цена, что немаловажно. И влияние на экономику самолета. Этот новый взгляд на энергетику мы строим на основе формирования мехатронных систем, куда входят новые элементы, которые у нас раньше в авиации не использовались: это электрохимические источники энергии. Здесь признанными специалистам у нас являются институты Академии наук, в том числе Институт проблем химфизики, который возглавляет Сергей Михайлович Алдошин.
А.К.: Да, давайте к Сергею Михайловичу сейчас и перейдем. Напомню, что это, между прочим, один из самых известных российских ученых, плотно связанных с авиацией и авиастроением. Под его руководством Институт проблем химической физики РАН. Одно из последних достижений Института это как раз такие топливные элементы нового поколения, о которых нам только что рассказал Владимир Андреевич. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее, что это за топливные элементы?
С.А.: Это один из немногих случаев, когда очень хорошие связки между фундаментальной наукой, прикладной наукой и теми задачами, которые сейчас у нас в авиации стоят. Топливные элементы возникли в результате фундаментальных работ, которые институт проводит уже в течение долгих лет. И это связано было с тем, что мы изучали перенос электричества не электронами, а ионами. И вышли на развитие таких работ, которые связаны с тем, что у нас источником энергии является фактически два газа - кислород и водород. В результате прямого преобразования их в воду, кислород во взаимодействии с водородом дает воду, образуется электрическая энергия. И эти работы были положены в основу так называемых топливных элементов, которые экологически практически стопроцентно чистые, потому что кроме воды там ничего не образуется. Они эффективны, и на сегодняшний день уже те топливные элементы, которые мы применяем вместе с "Объединенной авиастроительной корпорацией" - киловаттные и больше. И самое главное, что они в отличие от аналогов зарубежных могут запускаться и работать при низких температурах.
А.К.: Хорошо, а если можно, про применимость данных топливных элементов - это военная авиация, гражданская авиация, беспилотная?
С.А.: Это различные виды источников энергии в разных направлениях. Это и гражданское направление, и военное применение. То, что мы сейчас делаем с "Объединенной авиастроительной корпорацией" в рамках разработанной программы, это использование топливных элементов для создания беспилотных систем и для создания вспомогательных силовых установок на борту больших лайнеров с тем, чтобы освободить маршевый двигатель от излишней нагрузки, и таким образом увеличить ее эффективность.
А.К.: А были тестовые испытания какие-то полевые, уже есть какие-то успехи?
С.А.: Значит, во-первых, все тестовые испытания, которые требуются, проведены в лабораторных условиях. И сейчас разработаны различные варианты вместе с нашими заказчиками, вместе с "Объединенной авиастроительной корпорацией", с Центральным институтом авиационных моторов. Беспилотники различных типов, которые опробованы и с точки зрения их эффективности, с точки зрения продолжительности нахождения их в воздухе, мы сейчас имеем больше 30 часов нахождения беспилотника в воздухе без дозаправки.
А.К.: Насколько я понимаю, это действительно в сравнении с конкурентами достаточно хороший результат. Владимир Андреевич, вопрос к вам. Когда будем запускать в производство подобные технологии?
В.К.: В каком-то производстве это сейчас уже находится, уже порядка 20 единиц летательной техники беспилотной уже летает с такими элементами. Конечно, мы сделали принципиально важный шаг. Мы апробировали возможность использования их в авиации. И получили позитивный ответ, что в авиационным требованиям они удовлетворяют. Они способны летать на высоте со скоростью в условиях вибрации. Проблемы эти решены. Сейчас проблемы заключается в наращивании энергии и прямом использовании этих элементов в авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции