РБК-Украина
27 августа 2015, 20:31
Украина разрывает сотрудничество с Россией в авиастроении
Украина продолжает курс на разрыв экономических связей с Российской Федерацией. На сей раз наша страна решила отказаться от участия в совместном предприятии, которое в будущем должно было стать координатором авиастроительных отраслей двух государств
Украина покидает борт
Кабинет министров Украины намерен согласиться с предложением Министерства экономического развития и государственного авиастроительного концерна "Антонов" о выходе этого концерна из совместного украинско-российского предприятия ООО "ОАК-Антонов".
Фактически решение о согласовании принято, юридически оно будет закреплено в ближайшее время, сообщил РБК-Украина источник в правительстве. Копия распоряжения Кабмина имеется в наличии РБК-Украина.
В пояснительной записке Минэкономразвития к правительственному распоряжению указано, что, учитывая ситуацию, которая сложилась в отношениях с Россией в 2014 г., в "ОАК-Антонов" приостановлены работы по программам самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, вынужденно сокращен штат управления от украинской стороны. Вместе с тем, финансово-хозяйственное состояние "ОАК-Антонов", с учетом обострения политического и военного противостояния между Украиной и Россией, ухудшается, уменьшается остаток средств уставного капитала, в том числе взнос концерна, как участника этой компании, сообщается в документе. "В такой ситуации дальнейшее участие концерна в ООО "ОАК-Антонов" представляется нецелесообразным", - указано в пояснительной записке.
Почти ничего не осталось
"ОАК-Антонов" - это совместное предприятие российской "Объединенной авиастроительной корпорации" и украинского госконцерна "Антонов" с распределением уставного капитала 50% на 50%. Офис компании находится в Москве. Переговоры о создании компании Украина и Россия провели в 2010 г., а уже в следующем году было избрано ее руководство.
Недавно, в марте 2015 г., Кабмин своим распоряжением вывел из состава государственного авиастроительного концерна "Антонов" фактически основной его актив - одноименное государственное предприятие - и включил его в состав государственного концерна "Укроборонпром".
Позже, в июне, правительство аналогично поступило с Харьковским государственным авиапредприятием и госпредприятием "Завод 410 ГА". Сейчас в ГАК "Антонов" входит только госпредприятие "Киевский авиационный завод "Авиант".
Недолгая история
Старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко, который занимался подготовкой вхождения концерна "Антонов" в СП с российской "Объединенной авиастроительной корпорацией", рассказал РБК-Украина, что создание "ОАК-Антонов" должно было стать первым шагом к более плотной кооперации России и Украины в авиастроительной отрасли.
"Планировалось, что Украина, которая фактически имеет лучший в СНГ сохранившийся костяк конструкторского бюро, будет на базе этого СП сотрудничать с Россией, которая готова была предоставить инвестиции и свой рынок для самолетов семейства "Антонова", - рассказал Роман Марченко.
По его словам, изначально предполагалось, что сотрудничество дойдет до того, что концерн "Антонов" будет корпоратизирован, после чего он и ОАК обменяются пакетами акций. В результате, "Антонов" стал бы одним из акционеров ОАК, а ОАК, в свою очередь, - "Антонова". Но по факту никаких реальных функций на это СП так и не было возложено, потому оно так никогда и не зашло далее первичного этапа.
"Компания не получила ни больших денег, ни взносов в виде интеллектуальной собственности. По итогу это было мертворожденное дитя, которое так и не начало серьезно работать", - отметил Роман Марченко.
При этом, по его мнению, поскольку СП так и не заработало в полную силу, Украина не ощутит особенного ущерба от выхода концерна из СП.
Окончательный развод
Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко уверен, что, судя по опыту последний десятилетий, у Украины в принципе не может быть эффективного сотрудничества с Россией в авиастроении.
"Фактически условиями для активного производства самолетов Россия ставила неподписание ассоциации с Евросоюзом, невступление Украины в НАТО и вхождение страны в Таможенный союз. Украина же на эти условия не шла, поэтому Россия искусственно тормозила развитие авиастроительных проектов. К примеру, Ан-70 был ориентирован на российский рынок, но россияне так и не купили ни одного самолета. В мирное время Украина с Россией, за исключением единичных экземпляров Ан-140 и Ан-148, ничего, по сути, так не построила", - отметил Анатолий Мазуренко.
В то же время Роман Марченко рассказывает, что за период нынешнего кризиса во взаимоотношениях между Украиной и Россией было свернуто и большинство иных крупных проектов сотрудничества ГП "Антонов" с российскими предприятиями. Причем, с учетом того, что госпредприятие возглавил народный депутат от пропрезидентской фракции "Блок Петра Порошенко" Михаил Гвоздев, концерн, безусловно, будет поддерживать государственное понимание взаимоотношений Украины с Россией.
"В частности, Украина сейчас не особенно активна в вопросе поставок комплектующих для пассажирских Ан-140 и Ан-148, которые собирались соответственно в Саратове и Воронеже. Поскольку без украинских сертифицированных деталей россияне не могут строить эти машины, в РФ прекратили их сборку", - заявил Роман Марченко, добавив, что фактически прекращены и проекты двойного назначения, в частности по Ан-70.
Эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев добавляет к причинам неэффективного сотрудничества между Украиной и Россией в авиастроении наличие в России собственных разработок в авиации, к примеру, тех же самолетов семейства Ил.
При этом, как подчеркнул Роман Марченко, от прекращения сотрудничества точно также страдает и Украина.
"Часть комплектующих для производства Ан-148 и Ан-158 в Киев поставляется из России. Но сейчас необходимые комплектующие из России в полном объеме не отгружаются. Правда, Украина имеет возможность начать заказывать аналогичные детали в других странах - наша страна может пойти на такой шаг, поскольку она является собственником интеллектуальных прав на эти самолеты и, соответственно, может вносить соответствующие изменения в сертификат типа. И эта работа уже ведется, но на это потребуется минимум год-два", - уточнил Роман Марченко.
На другие маршруты
В условиях российской агрессии против Украины, сотрудничество с РФ в авиастроительной отрасли в перспективе становится иллюзорным, уверен Анатолий Мазуренко.
"Украинским предприятиям в этой отрасли необходимо срочно переориентироваться на других смежников, на другой рынок", - отмечает он.
Владимир Шемаев также считает, что в нынешних условиях Украине стоит активизировать лоббирование своих авиаразработок в дружественных странах.
"В качестве примера для продвижения можно привести военно-транспортный самолет Ан-70, который по техническим и ценовым характеристикам превосходит аналогичный европейский самолет Airbus A400M. Однако страны НАТО не готовы закупать самолет у государства, которое не входит в этот блок", - сожалеет Владимир Шемаев.
Помимо стран НАТО Владимир Шемаев советует Украине наращивать сотрудничество со странами Африки, Ближнего Востока, Индией.
"Поскольку самолеты семейства "Антонова" приспособлены к посадке на нестабильные грунты, то они могут эффективно конкурировать в странах, где не сильно развито аэродромное хозяйство", - объяснил он.
В свою очередь Роман Марченко считает, что перспектива развития украинского авиастроения кроется в налаживании сотрудничества с богатыми странами без авиатрадиций, которые при этом хотят научиться строить самолеты. В качестве примера он приводит Саудовскую Аравию, с которой "Антонов" недавно подписал договор о начале производства самолетов в этой стране.
"Кроме того уже был опыт производства в Иране ИрАН-140 и они давно смотрят на наши Ан-148 и Ан-158. Давайте будем реалистами - ни на европейском рынке, ни на американском нас не ждут с нашими воздушными судами. Поэтому Украине стоит еще активнее работать на так называемых развивающихся рынках", - заключил Роман Марченко.
В то же время Владимир Шемаев считает, что для того, чтобы украинские авиапромышленные предприятия более эффективно конкурировали с компаниями из других стран, Украине стоит позаботиться о финансовой поддержке отечественных фирм.
"Было бы эффективно, если бы "Укрэксимбанк", как его коллеги в США, кредитовал иностранных покупателей украинских самолетов под небольшую процентную ставку, тем самым поддерживая украинскую промышленность", - отметил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции