Новая газета
29 августа 2015, 18:11
Американские военные самолеты пересекли границу России
Но - с мирными целями. На авиасалон МАКС из США прилетели два самолета Второй мировой войны, напомнив о временах, когда мы были союзниками
В этом году новых самолетов на МАКСе почти не представили, а фигуры высшего пилотажа показывали уже не сенсационные ПАК ФА и МиГ-35. Крупный контракт подписали "Гражданские самолеты Сухого": продали "Суперджет" на миллиард долларов в Иран, ОАЭ, Египет и Иорданию. Контрактов мало из-за санкций против России. Король Иордании лично побывал на авиасалоне в день открытия - кроме него туда приехали президент Путин, наследный принц Абу-Даби и Рамзан Кадыров. Зато Германия, Канада, Украина, Польша, Великобритания и Дания отказались от национальных павильонов в этом году: из 760 компаний, принимающих участие в авиасалоне, 609 - российские. Впервые на публике выступила основанная в прошлом году пилотажная группа "Крылья Тавриды", названная в честь присоединения Крыма к России. А самой интересной новинкой на МАКСе-2015 оказались самолеты старые.
"Вот этот самый самолет участвовал в высадке союзников в Нормандии, - между делом упоминает канадец Джон Мекинсон, прилетевший на МАКС вместе с международной командой. Мы стоим в салоне Douglas DС-3, грузового самолета времен Второй мировой, - такие массово поставляли по ленд-лизу. Рядом возвышается новый Airbus Вместо безличного "it" Мекинсон ласково называет "Дуглас" "she", "она", будто одушевляя. Самолет живой, самолет работает: еще 6 недель назад на нем возили грузы по Флориде и вокруг Карибского моря. "Умели же раньше строить", - говорит Джон. А потом "она" и еще один такой же "Дуглас" одолели перелет из штата Монтана по историческому маршруту Аляска-Сибирь, по которому в войну шли поставки ленд-лиза.
Идея повторить легендарный маршрут вообще-то принадлежала американцам: авиационному обществу BRAVO 369. Об этом случайно узнал Сергей Баранов, руководитель "Русского авиационного общества", занимающийся реставрацией старых самолетов и фанат истории авиации. "Пока перелет готовился, появились санкции. Американцы стали сдуваться, и нам пришлось тянуть весь проект самим, - рассказывает Дмитрий Литовкин, пресс-секретарь проекта. - Мы всюду писали письма про наш полет - ни ответа, ни привета. А полгода назад нас неожиданно поддержал МИД. Тогда стали поддерживать и местные власти, Росавиация предоставила самолет сопровождения, бесплатные стоянки в аэропортах". По-другому ничего бы не получилось. Для начала, в российских аэропортах просто нет авиационного бензина - современные самолеты давно летают на керосине. И горючее, и детали для "Дугласов" в каждый аэропорт маршрута завозили за полгода.
"Но первой проблемой я бы назвал бюрократию", - говорит командир полета Валентин Лаврентьев: бывший летчик-испытатель и нынешний пилот "Аэрофлота", он тоже увлечен малой авиацией и ради Аляски-Сибири на месяц отпросился с работы. В России нельзя, как в Америке, просто прилететь к аэродрому и запросить посадку. "У нас все зарегулировано, а там большинство полос на автоматике: пилот нажал кнопку три раза, зажглись посадочные огни. Пока летели над Америкой, это была увеселительная прогулка, а пересекли Берингов пролив - и начался экстрим", - продолжает пилот.
К тому же в США аэродромы на каждом шагу, а большинство аэродромов, построенных для перегонки самолетов в СССР, сейчас разрушено. Поэтому и выбрали "Дугласы": они могут одолевать большие расстояния. "На нем можно сесть и без посадочной полосы. Даже на лед или снег, - любовно рассказывает Мекинсон. - Сейчас нет такого же маленького и мощного самолета, который мог бы столько работать. А "Дуглас" может летать хоть вечно: нет герметизации, так что ему не приходится каждый полет сжиматься-разжиматься от перепада давления. От этого все современные самолеты рано или поздно разваливаются".
В США больше трехсот "Дугласов" до сих пор на ходу: после списания из ВВС их покупали частные лица. В СССР же списанные самолеты уничтожались, так что не осталось ни одного. "Нам ветераны в Иркутске рассказывали, как на их глазах трактором давили самолеты, - говорит летчик Лаврентьев. - А они же неубиваемые, трактор раз проедет - самолет стоит. Второй раз проедет - стоит. А каково пилоту смотреть?"
Из Грейт Фоллс, штат Монтана, "Дугласы" пролетели через Канаду, побывали в Фэрбанксе на Аляске, где стоит монумент летчикам маршрута Аляска-Сибирь, и в Номе - последнем населенном пункте Америки, где американские пилоты передавали самолеты советским. Потом - Анадырь, Магадан, Якутск, Братск, Красноярск, где исторический маршрут завершался, и через Екатеринбург в Москву.
Затея энтузиастов превратилась в масштабную общественную акцию сама собой. В Якутске самолеты встречали несколько тысяч человек. В Братске была такая пробка к аэродрому, что люди бросали машины и шли пешком взглянуть на самолеты. "Это был какой-то взрыв народного самосознания, - с горящими глазами рассказывает Литовкин, сопровождавший "Дугласы" из Америки до самой Москвы. - На нас вышли поисковые отряды - мы-то здесь не знаем, а в Сибири много народу ходит по этой трассе и ищет летчиков: сибирский участок маршрута был самым опасным, много пилотов погибло. Мы встретили там 90-летнюю женщину, которая 15-летней девчонкой расчищала аэродром для самолетов из Америки. Сколько белых пятен в нашей истории, и сколько людей, которые хотят об этом рассказать".
"Помощь Америки забыта не в России, а в Москве, - соглашается пилот Лаврентьев. - В Сибири все помнят: там памятники, возложения венков, музеи, дети идут на самолет смотреть".
Вместе с российскими пилотами летели канадец Мекинсон и два гражданина США - Фрэнк и Глен Моссы, отец и сын. Один из "Дугласов" "Русавиа" как раз купили у Фрэнка, и вышло так, что именно они и стали послами мира и братства в России: "Мы не проводили кастинг. Мы просто нашли хороших людей в Америке", - пожимает плечами Литовкин.
"Я раньше не понимал, насколько важны были эти поставки для России, - признается седой Фрэнк. - Нас везде благодарили ветераны". А Лаврентьев с удовольствием вспоминает США: "Мы на самолете со здоровыми, между прочим, красными звездами через всю Америку пролетели, и шикарно все нас встречали. Даже наполненные пассажирами эйрбасы пропускали нас, а пилоты отдавали честь. Они помнят войну, они говорят: вы много сделали для той победы. В Канаде нам представитель русской диаспоры говорит: "Смотрите в оба, одни бандеровцы тут". Ну что, "бандеровцы" отвезли нас в ресторан, и все было замечательно".
Даже летом на высоте в два километра над Сибирью было холодно - в кабине пилотов стоял мороз минус пятнадцать. Закостеневшие руки от штурвала никак не отцепишь, со смехом вспоминают пилоты, так что прелести перелета времен войны прочувствовали на себе. "Как машина времени", - говорит Лаврентьев. За "Дугласами" присматривал самолет сопровождения, но на случай поломки команда взяла с собой палатки и другие средства выживания: "Некому нас искать, сверху это хорошо видно: ни деревень, ничего". Канадец Мекинсон разрешает зайти в кабину: приборы 70-летней давности, никакой электроники, а чтобы посмотреть, не горит ли турбина, надо высунуться в окно - такое случилось на тестовом полете еще в США. "Зато электроника и подвести не может, - Джон не хочет пересаживаться на современные самолеты. - Здесь все по-честному, а не как на "джетах": включил автопилот - и кофе пьешь. Здесь пилот сам делает всю работу. Ты больше включен, больше устаешь, но это делает тебя лучшим профессионалом". Я сижу на кресле пилота, а Мекинсон говорит: "В войну мы работали вместе. Это общее дело России и Америки - защищать мир от тирании, от ИГИЛ и парней вроде Гитлера, только у нас двоих есть силы, чтобы всех держать вместе. Согласны?"
Американцы прощаются с "Дугласами": они остаются в Москве в Музее Вооруженных сил. Лаврентьев обещает, что постараются держать самолеты на ходу, рано еще ставить их на полку.
"Между нашими странами есть недопонимание, но я вот что вам скажу: небо у нас одно на всех, и делить нам нечего", - слышен из динамиков голос ведущего, пока на глазах у зрителей МАКСа "Дугласы" описывают круги в подмосковном небе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции