Российская газета
2 сентября 2015, 20:32
Под одним крылом
Доля "Аэрофлота" на рынке авиаперевозок России - более трети, при том что в стране зарегистрированы 116 авиакомпаний
"Это не трагедия, хотя это уже вариант для нашего предписания, - заявил сегодня глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. - Возможно, мы выставим структурные требования, а именно - попросим компанию "Аэрофлот" продать часть своих маршрутов, где она приобретает монопольное положение в результате слияния с "Трансаэро". То есть сделку по слиянию компаний ФАС, скорее всего, поддержит, "потому что отказать - это создать полную вакханалию не только на этом рынке, а в целом по всем перевозкам, да и в экономике России", заключил Игорь Артемьев.
В этом году будет перевезено 95 миллионов авиапассажиров, прогнозирует Ассоциация туроператоров России (АТОР). Основная часть приходится на "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр" и S7 Airlines. Возможно, стоит вернуться к вопросу авиамонополии в лице группы компаний, как это было в Советском Союзе? - задаются вопросом эксперты. Тогда рынок авиаперевозок напрямую регулировало государство, как и стоимость авиабилетов.
Эта схема сегодня работает в сегменте железнодорожных пассажирских перевозок - в плацкарте и общих вагонах. В купе и скоростных поездах регулируемых тарифов нет. Именно этот сегмент конкурирует с авиацией, а монополию государство сохраняет только в сфере владения путями, то есть в инфраструктуре. Та же ситуация с воздушными путями: аэродромы как стратегический ресурс - под контролем государства, а авиакомпании и аэропорты - частные.
Так может ли сегодня в России появиться монополия на авиаперевозки? "Полагаю, что до этого дело не дойдет, хотя этот рынок действительно является олигопольным, то есть условия его функционирования практически определяются несколькими крупными игроками", - говорит профессор Мария Егорова, доцент кафедры предпринимательства и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС.
Пока рынок авиаперевозок не нуждается в переменах, так как государство заинтересовано в сохранении конкуренции. "Слияния и поглощения на таких рынках сами по себе являются прецедентами - исключением, а не правилом, - полагает эксперт. - С другой стороны, сохранение дееспособности рынка авиаперевозок - задача уровня национальной безопасности. Потеря такого сильного игрока, как "Трансаэро", могла обернуться необратимыми последствиями, особенно в эпоху кризиса, поэтому сделку необходимо расценивать не как корпоративное поглощение, а как необходимое действие, способствующее стабилизации рынка авиаперевозок".
Другой важный момент - возможное повышение цен на авиабилеты. Во-первых, чтобы оздоровление "Трансаэро" не происходило за счет кошельков потребителей, ФАС пообещала усилить надзор за ценами. Во-вторых, возможны структурные предписания от ведомства, что предполагает продажу части авиамаршрутов в течение двух лет, пояснил Игорь Артемьев.
"В мире идет консолидация авиарынка и объединение авиакомпаний, так как у отрасли низкая рентабельность. Перевозчикам нужно выживать, а не поглощать друг друга. Поэтому монополизация в данной ситуации - сложный вопрос", - считает глава транспортного комитета АТОР Дмитрий Горин. Аналогичного мнения придерживается Федор Борисов, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики". По его мнению, только рынок может дать ответ, сколько авиакомпаний нужно России.
"Любое количественное ограничение участников на рынке - это нарушение закона о конкуренции, - продолжает он. - Российская авиаотрасль в течение многих лет генерировала убытки, и ситуация с "Трансаэро" не столько частный случай, сколько следствие не самого хорошего положения индустрии в целом".
Для этого рынка еще в 2000-х озвучивалась цель - 5-6 авиакомпаний на федеральном уровне как некий оптимум, вспоминает глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Это позволило бы сохранить масштаб авиабизнеса и обеспечить высокий уровень конкуренции. Но это не исключает существования игроков, к примеру, на региональном рынке. "Именно такие перевозки сейчас набирают большие обороты, так что именно рынок должен регулировать число авиакомпаний", - поддерживает первый замглавы Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции