Интерфакс
4 сентября 2015, 16:38
Спасение слиянием
Компания "Аэрофлот" в рамках санации приобретет акции "Трансаэро". Долг проблемного авиаперевозчика оценивается в более чем 250 млрд рублей
Спад на авиационном рынке подкосил многих авиаперевозчиков. Не стала исключением и авиакомпания "Трансаэро" - второй крупнейший авиаперевозчик РФ. Еще осенью прошлого года появилась информация, что компания обратилась за господдержкой в правительство.
Однако выделение госгарантий под кредит до 9 млрд рублей не спасло авиаперевозчика. Общий банковский долг компании, согласно отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), за полгода вырос на 3%, до 67,5 млрд рублей.
При этом летом все чаще стала появляться информация о том, что "Трансаэро" задерживает оплату услуг своих контрагентов. Так, на середину августа просроченная задолженность авиакомпании за наземное обслуживание в аэропорту "Домодедово" составила 387 млн рублей, аэропорту Анапы "Трансаэро" задолжала 1,4 млн рублей, "Ю-Ти-Джи" (компания по наземному обслуживанию во "Внуково") потребовала от авиаперевозчика через суд 272,6 млн рублей, а банк "Финансовая корпорация Открытие" - 1,3 млрд рублей.
Компания пыталась уладить свои проблемы с помощью Минтранса, попросив поддержать ее в переговорах с банками-кредиторами, которые отказывались реструктурировать просроченные с мая этого года долги авиакомпании. Кроме того, источники газеты "Коммерсант" рассказывали, что перевозчик планировал вновь обратиться за госпомощью. Однако, как сообщил источник издания, с учетом непростого финансового состояния "Трансаэро" и "отсутствия четкого понимания у правительства происходящего внутри компании" обсуждение дальнейшей помощи перевозчику государством находилось под вопросом.
Руку помощи "Трансаэро" неожиданно протянул прямой конкурент авиаперевозчика - компания "Аэрофлот", которая предложила выкупить 75% плюс 1 акцию "Трансаэро". "Деятельность "Трансаэро" будет реструктуризирована и интегрирована на операционном уровне", - рассказали "Интерфаксу" в "Аэрофлоте". В свою очередь "Трансаэро" сообщила, что акционеры рассчитывают, "что данная мера будет способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров авиапредприятия".
1 сентября межведомственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова поддержала это предложение.
Источник "Интерфакса", присутствовавший на заседании комиссии, рассказал, что сумма сделки составит символический 1 рубль. При этом главные акционеры "Трансаэро" Александр и Ольга Плешаковы, напрямую владеющие 36,62% акций авиакомпании (совокупная бенефициарная доля Плешаковых никогда не раскрывалась), выйдут из ее капитала и покинут руководящие посты.
По мнению Алексея Германовича (входил в совет директоров "Аэрофлота" в 2012-2014 годах и номинировался в этом году в его состав миноритариями авиакомпании во главе с фондом East Capital), в среднесрочной и долгосрочной перспективе эта сделка, при грамотной реализации, способна существенно повысить акционерную стоимость "Аэрофлота".
"Авиакомпания увеличит долю рынка, сможет избавиться от практический демпинговой конкуренции "Трансаэро" на ряде маршрутов и укрепит свои позиции в конкуренции с международными авиаперевозчиками", - заявил он "Интерфаксу".
Вместе с тем собеседник агентства считает, что в краткосрочной перспективе ряд элементов этой сделки будет сильно беспокоить инвесторов. "Прежде всего, это огромный долг "Трансаэро". Многое будет зависеть от того, какую конфигурацию сделки выработают государство, "Аэрофлот", "Трансаэро" и ее кредиторы", - полагает Германович.
Он выразил надежду, что при слиянии будет найдена конструкция, которая сделает поглощение "Трансаэро" приемлемым для всех акционеров "Аэрофлота" и позволит получить здоровые активы "Трансаэро".
3 сентября совет директоров ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в рамках санации обремененного долгами авиаперевозчика дал старт подготовке сделки по приобретению 75% плюс 1 акция ОАО "АК Трансаэро".
Сделка была одобрена большинством голосов. Против высказались лишь двое из 11 членов совета директоров - управляющий партнер Euroatlantic Investments Василий Сидоров и предприниматель Марлен Манасов, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с итогами голосования.
В частности Манасов считает, что сделка уничтожает акционерную стоимость "Аэрофлота". Предприниматель рассказал "Интерфаксу", что на совете директоров он предложил принять решение о выкупе акций у миноритариев авиакомпании по средневзвешенной цене на бирже за последние 6 месяцев, но эта идея была отвергнута.
Со своей стороны совет директоров "Аэрофлота" поручил менеджменту коппании в "кратчайшие сроки" выработать позицию по реализации мероприятий по переходу "Трансаэро" под операционный контроль "Аэрофлота" и обеспечению корпоративного контроля.
Финансовым консультантом по санации "Трансаэро" выступит Сбербанк. Глава банка Герман Греф уже заявил, что хотя Сбербанк - не самый крупный кредитор авиакомпании "Трансаэро", но будет играть "активную роль в ее санации и достижении договоренностей с кредиторами".
По мнению Грефа, "Трансаэро" подошло к состоянию банкротства и стало неплатежеспособным из-за ошибок менеджмента. "Долг превышает все мыслимые и немыслимые пределы", - посетовал он.
Общий долг "Трансаэро" на 1 июня составлял 250 млрд рублей, сообщил "Интерфаксу" глава Сбербанка. "Примерно 150 млрд рублей - лизинг, и еще более 100 млрд финансовых и прочих долгов", - сказал он, отметив, что в последние месяцы объем задолженности компании мог вырасти.
Основным кредитором авиакомпании является Внешэкономбанк. Как сообщил глава ВЭБа Владимир Дмитриев, обязательства "Трансаэро" перед "ВЭБ-Лизингом" по лизингу воздушных судов составляют 55 млрд рублей.
Для проведения переговоров о реструктуризации задолженности "Трансаэро" совет директоров "Аэрофлота" решил создать рабочую группу из представителей комитетов совета директоров и менеджмента. Долг "Трансаэро" перед кредиторами "Аэрофлот" начнет обслуживать после согласования с банками программы реструктуризации.
В Минэкономразвития, готовившем правительственную директиву для голосования на совете директоров, уже заявили, что готовы рассмотреть обращение "Аэрофлота" за госгарантиями после согласования с кредиторами условий реструктуризации или рефинансирования долга "Трансаэро". При этом "использование иных форм господдержки по данной сделке не планируется", подчеркнули в министерстве.
В министерстве рассчитывают, что сделка по покупке акций "Трансаэро" будет закрыта "Аэрофлотом" в течение сентября, а операционный контроль над авиаперевозчиком перейдет к госкомпании уже к 7 сентября. "С этого момента "Аэрофлот" обеспечит перевозку пассажиров, оплату услуг аэропортов и ТЗК, выплату заработной платы персоналу", - сообщило министерство.
Со своей стороны глава совета директоров "Аэрофлота" Кирилл Андросов назвал решение о покупке акций "Трансаэро" "самым важным и значимым решением (…), которое будет носить трансформационное значение для "Аэрофлота".
"Это решение полностью соответствует нашей стратегии и должно ускорить достижение тех целевых показателей, которые заявлены в стратегии развития группы "Аэрофлот": к 2025 году перевозить 70 млн пассажиров в год и войти в топ-5 европейских и топ-20 мировых авиакомпаний по выручке и пассажиропотоку", - подчеркнул Андросов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции