О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аналитик: ставка на F-35 - грубый просчет Пентагона

В США не построили необходимого для поддержания "превосходства в воздухе" количества проверенных истребителей пятого поколения F-22 Raptor поспешив заменить их на многострадальный F-35

В США не построили необходимого для поддержания "превосходства в воздухе" количества проверенных истребителей пятого поколения F-22 Raptor - сейчас их 187 вместо минимально допустимого ВВС размера флота в 243 самолета, поспешив заменить их на многострадальный F-35, пишет основатель блога военной тематики Foxtrot Alpha Тайлер Рогоуэй.

Обозреватель отмечает, что, пока "Рэпторы" доказывали свою состоятельность в воздухе, на земле шли ожесточенные бои по поводу будущего программы F-22. Роберт Гейтс, возглавлявший Пентагон при двух администрациях - Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего, - настаивал на том, что проект необходимо закрыть ввиду того, что он слишком дорого стоит, а истребители пригодны "лишь" для взлома противовоздушной обороны противника и для уничтожения ракетами класса "воздух-воздух".

"Предложения Гейтса пришлись как раз на тот момент, когда цена экспериментальных образцов F-22 начала резко падать. В последней партии из 60 истребителей один самолет мог стоить $137 млн - примерно столько же сейчас стоит "доступный" образец F-35А", - замечает аналитик.

В итоге программу производства F-22 закрыли и американские ВВС решили сделать ставку на F-35, чьи перспективы уже тогда казались крайне сомнительными. Роберт Гейтс мотивировал это решение тем, что военно-воздушным силам необходим истребитель, способный "сражаться в современных условиях боя" и по сценариям, с которыми США, "вероятнее всего, столкнутся в ближайшие годы".

"Для поддержания превосходства в воздухе я считаю необходимым строительство тактического истребителя пятого поколения, который можно было произвести в нужном количестве и в рамках умеренного бюджета", - цитирует Рогоуэй тогдашнего главу Минобороны. Учитывая, что превосходство в воздухе и уничтожение ПРО противника - обязательный минимум для современного истребителя, Гейтс сделал крайне близорукую оценку. Проект F-22, в свою очередь, был близок к тому, чтобы совершить "ценовой переворот", - разработчики истребителя в какой-то момент готовы были к производству при цене в менее $100 млн за один самолет.

Гейтс был не одинок в своем желании закрыть программу F-22 - о неприемлемых расходах на производство истребителей говорил и сенатор Маккейн, а кое-где проскальзывал прогноз о том, что один из стратегических конкурентов США - Китай - не выведет в воздух свой аналог до середины 2020-х, добавляет эксперт. При этом сейчас у Китая уже есть два истребителя, один из которых - J-20 - поступил на вооружение еще до того, как последний F-22 покинул производственный цех.

"Закрытие программы F-22 станет одним из самых стратегически непродуманных решений, принятых за последние 20-25 лет", - говорил тогдашний начальник штаба ВВС США Майкл Моусли. Журнал National Defense Magazine также приводил цитату одного из командиров военно-воздушных сил Герберта Карлайла: "У нас недостаточно истребителей F-22. Это факт, с которым нужно смириться".

"Если бы мы произвели достаточно F-22, чтобы уничтожать защиту как наземных, так и воздушных целей и со временем улучшили истребитель, вероятно даже до версии FB-22 c авионикой, как на F-35, понадобился бы вообще ВВС F-35A?" - пишет обозреватель.

Программа F-35, по его мнению, вытянула все финансовые ресурсы, которые могли бы пойти на усовершенствование ведущихся проектов. По разным сообщениям, около $1,5 млрд пойдет на беспрецедентную по масштабам программу. Тем не менее у политического руководства США нет желания исправить грубую и очень дорогостоящую ошибку и возобновить производство F-22....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка