ЯСИА
6 октября 2015, 14:43
7 октября состоится торжественная церемония присвоения самолету SSJ-100 авиакомпании "Якутия" имени легендарного якутского летчика Валерия Кузьмина
Одно из главных событий для авиакомпании "Якутия" - присвоение самолету Sukhoi Superjet 100 c бортовыми номерами RA-89011 имени Валерия Кузьмина
Валерий Кузьмин родился 7 ноября 1918 года в селе Иннях Олекминского района в крестьянской семье. Окончив семилетку, Валерий по направлению комсомола поступил на охотоведческое отделение Якутского пушно-мехового техникума.
Тогда было время повального увлечения авиацией, Валерий Кузьмин не был исключением. Государство призывало молодежь: "Дадим стране 150 тысяч летчиков!". В небе над Якутском все чаще стали появляться самолеты, настойчиво осваивалось воздушное пространство Якутии.
В 1935 году в Якутске открылась летно-планерная школа по подготовке инструкторов-планеристов. Одним из ее курсантов стал Валерий Кузьмин. В 1936 году, получив удостоверение инструктора-планериста, направился в Ульяновскую школу летчиков-инструкторов Осоавиахима. Вернувшись через год с учебы на родину дипломированным специалистом, работал командиром звена Якутского аэроклуба, пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В октябре решением Государственного Комитета Обороны для связи с США началось строительство Особой воздушной линии (ОВЛ) через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска. Из Якутской авиагруппы в распоряжение Управления ОВЛ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существующих аэродромов, откомандировали из Якутской авиагруппы нескольких пилотов. В их число попал и Валерий Кузьмин. Тогда Кузьмин летал на бипланах У-2 и П-5. Выручал опыт. Не одна подобранная с самолета Кузьмина площадка в тайге и тундре становилась аэродромом перегоночной трассы.
Осенью 1942 года на пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском были в основном закончены строительство и реконструкция аэродромов, и по воздушной трассе, получившей название "Аляска - Сибирь", началась перегонка самолетов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу. За время работы в полку Кузьмин перегонял американские самолеты С-47, а также занимался перевозкой личного состава перегоночных полков, пассажиров и грузов, выполнял неотложные санитарные задания. За время войны по трассе Аляска - Сибирь было доставлено в Советский Союз около восьми тысяч самолетов, активно участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Условия полетов на трассе были очень сложные, не обходилось без летных происшествий и трагических событий. Нередко на поиски пропавшего самолета вылетал Кузьмин.
В феврале 1946 года он был утвержден в должности командира воздушного судна. Первое послевоенное пятилетие - годы становления Кузьмина как командира воздушного судна. На С-47, ТС-62, Ли-2 и Ил-12 он ежегодно налетывал по 600 - 800 часов.
Рос авторитет одного из первых пилотов-якутов. Валерий Ильич, начиная с 1950 года, три раза подряд избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР.
В 1951 году он окончил курсы усовершенствования начальствующего состава гражданской авиации и занимал руководящие должности в 139-м летном отряде.
В мае 1958 года Кузьмин становится пилотом 1-го класса, трижды миллионером (налетал три миллиона километров), командиром авиаэскадрильи. К этому времени, Валерий Ильич мог по памяти, с большой точностью назвать расстояния не только между крупными, но и самыми незначительными аэропортами Якутской авиагруппы. Живо интересовался состоянием грузопотоков в Якутии, лучше любого начальника отдела перевозок знал, в каком аэропорту есть те или иные грузы и по каким направлениям их надо отправить. Поэтому он мог планировать полеты эскадрильи так, чтобы самолеты летали с пользой и не перевозили, как говорится, "воздух". Руководимой им авиаэскадриле одной из первых в Якутской авиагруппе присвоили престижное тогда звание "Коллектив коммунистического труда".
В феврале 1962 года Валерия Кузьмина утверждают командиром 248-го авиаотряда, объединенного с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. Это авиапредприятие - самое крупное на севере Якутии - активно участвовало в высокоширотных воздушных экспедициях "Север", обслуживало дрейфующие станции "Северный полюс" и приполярные районы республики, занималось проводкой караванов судов в восточном секторе Севморпути.
Кузьмин летал на самолетах Ил-14 и Ли-2 еще в Якутске, а на Колыме освоил Ан-2 и начал летать на вертолете Ми-4, выполнял совершенно новый для него вид работы - ледовую разведку. Руководимое Кузьминым предприятие не только стало рентабельным, но и осваивало по его инициативе новые работы. Одним из нерешенных на севере Якутии вопросов являлась связь оленеводов, охотников и рыбаков с производственной и культурной жизнью своего колхоза, совхоза, района. Были еще такие бригады, которые почту получали один или два раза в год, редко встречались с руководством хозяйства и района, не могли посмотреть кинофильм. Немало семей кочевало по тундре, преодолевая много трудностей с доставкой топлива и продуктов. Эти и другие проблемы коренных жителей Заполярья с помощью авиации по предложению Кузьмина и при его деятельном участии были решены.
В год 40-летия гражданской авиации страны (февраль 1963 года) Валерия Ильича наградили знаком "Отличник Аэрофлота" и орденом Трудового Красного Знамени.
С середины 1966 года, отучившись в Ульяновской школе высшей летной подготовки, Валерий Кузмин перевелся в Якутск, где сначала работал пилотом-инструктором, а с 1977 года - командиром 139-го летного отряда, осваивающего Ан-24 и Ан-12. В том же году он и В.Л. Браташ становятся первыми в Якутии заслуженными пилотами СССР.
В 1969 году В.И. Кузьмин возглавил Якутское авиапредприятие. Здесь в полной мере проявился талант Валерия Ильича, как организатора производства и воспитателя. Под его руководством проводилась кардинальная реконструкция Якутского аэропорта, развернулось небывалое жилищное строительство в поселке авиаторов. Все годы вод руководством Валерия Кузьмина Якутское авиапредприятие работало ритмично, было на хорошем счету не только в республике, но и в Союзе, не раз признавалось победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании. Не был обделен почестями, вниманием и сам Валерий Ильич. В феврале 1973 г. он стал Героем Социалистического Труда. При всей огромной занятости Кузьмин продолжал летать.
Работа в Якутском авиапредприятии шла по возрастающей, с неуклонным увеличением объемов работ, освоением новых воздушных трасс.
В 1974 году ценой неимоверных усилий удалось сдать в эксплуатацию ангар - уникальное сооружение подобного назначения, впервые построенное на вечной мерзлоте. В новые квартиры вселилось 102 семьи авиаработников. Заканчивалось строительство зданий командно-диспетчерского пункта, тренажеров, детского комбината и склада ГСМ.
Первый рейсовый Ту-154 прилетел в Якутск из Москвы 1 апреля 1976 года. И чем ближе узнавал Кузьмин Ту-154, тем больше укреплялся в мысли - надо добиваться, чтобы этот самолет базировался в Якутском аэропорту. Для этой цели необходима была реконструкция аэродрома, да такая, чтобы можно было принимать самые современные и тяжелые самолеты - Ил-62, Ил-76, Ил-86. Через пять лет, прежде чем в Якутске было развернуто строительство взлетно-посадочной полосы, способной принять Ил-62 и другие самолеты такого класса.
До июня 1981 года Валерий Кузьмин продолжал эту работу. Лишь в конце 80-х годов развернулась, наконец, реконструкция Якутского аэродрома, началось строительство и оснащение современным оборудованием цехов и лабораторий авиационно-технической базы, объектов связи и радионавигации. Вся эта работа велась уже под руководством учеников и последователей дела В.И. Кузьмина, сердце которого остановилось в 1083 году.
Валерий Кузьмин был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного знамени, орденами Красной Звезды, Знак Почета, медалями. В Якутске установлен памятник летчику, который в этом году перенесут с улицы Гагарина на привокзальную площадь им. В.И. Кузьмина, его имя присвоено средней школе №30. Учреждены авиационная премия и стипендия имени Кузьмина. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя Валерия Кузьмина носили теплоход, приписанный к аэропорту Тикси и самолет Ту-154 авиакомпании "Якутия".
В связи с прекращением эксплуатации авиакомпанией "Якутия" самолета Ту-154 имени Валерия Кузьмина, в год 90-летия авиации Якутии, руководством авиакомпании было принято решение - присвоить имя Валерия Ильича Кузьмина российскому авиалайнеру Сухой Суперджет-100 c бортовыми номерами RA-89011
Присуждая самолету имя легендарного летчика Валерия Кузьмина, авиакомпания "Якутия" отдает дань памяти, уважения и славы всем авиаторам Якутии, чей бесценный вклад стал основой зарождения и становления современной авиации республики.
Торжественная церемония назначена на 7 октября, в 15.30, в ангаре № 1 авиационно-технической базы авиакомпании "Якутия".
"Валерий Кузьмин" будет вновь летать над Якутией....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции