Коммерсантъ - Деньги
19 октября 2015, 09:42
Лоукост в горле
Авиакомпания "Победа", объявив о тарифе 1 рубль за перелет, только в первый день акции продала 10 тыс. билетов. Купившись на низкие цены лоукостеров, многие пассажиры уже на месте с удивлением обнаруживают, что доплачивать приходится за каждый "чих"
Банкротство одной из крупнейших российских авиакомпаний, "Трансаэро", неминуемо приведет к росту цен на авиабилеты. Это недвусмысленно дал понять гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в интервью газете "Коммерсантъ": "Я попробую доходчиво объяснить все последствия дешевых билетов для авиации. Чтобы билет был дешевым, для этого должны быть основания и мотивы. Сегодня ни у кого из игроков рынка таких оснований нет. Минимальный уровень цен билетов для рынка - это цены лоукостера "Победа", поскольку компания экономит на всем. Если цена ниже этого уровня, значит, компания летает себе в убыток".
На самом деле низкие цены на билеты лоукостера, как ни странно, вовсе не гарантия того, что полет обойдется дешево. "Летели в Волгоград с супругой, и уже при покупке билетов пришлось доплачивать за то, чтобы сидеть рядом. Еще больший сюрприз ожидал с багажом: узнав, что у нас перевес в пять кило, мы оплатили его через терминал в аэропорту. Но предъявленный при регистрации чек был проигнорирован: дескать, подтверждения оплаты не прошло - пришлось платить второй раз, уже наличными. Похоже, что разницу здесь добирают всеми возможными способами, и в итоге наш перелет оказался вчетверо дороже ожидаемого",- делится впечатлениями от взаимодействия с "Победой" книгоиздатель Алексей Дьячков.
Причем вчетверо считается не от рубля: средняя цена билетов здесь начинается от двух с половиной тысяч. "Рублевый" тариф - исключительно маркетинговая акция, реклама чистой воды. "Безусловно, продажи перелетов за 1 рубль абсолютно убыточны для авиакомпании,- говорит гендиректор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев.- Вместе с тем это возможность привлечь к себе внимание, да и масштаб такой маркетинговой акции может вполне окупиться благодаря охвату, который бы стоил намного больше при работе с традиционными маркетинговыми каналами. Нашим операторам часто приходится объяснять клиентам особенности обслуживания авиакомпаний-лоукостеров. Их подход пока непривычен большинству российских пассажиров, которые ожидают на борту самолета получить формат "все включено".
При этом акция "Билет за 1 рубль" - это вовсе не изобретение российского лоукостера. "Такие тарифы характерны и для европейских авиакомпаний: например, у немецкого авиаперевозчика AirBerlin есть тариф за €1",- поясняет руководитель проектов турсервиса "Туту.ру" Александр Гладилин.
Билет доплатой красен
"Учтите, за каждый скормленный витамин я потребую множество мелких услуг. Вы, я вижу, бескорыстно любите деньги",- говорил, помнится, Остап Бендер Шуре Балаганову. Слегка перефразированное, это выражение вполне применимо и к лоукостерам: у бюджетных перевозчиков можно получить привычное российскому пассажиру "все включено" - но за каждую опцию придется доплачивать.
Все та же "Победа", предлагая "рублевый" тариф, сразу предупреждает, что стоимость билета - это не только оплата услуг перевозчика, но также таксы и сборы. "Наш тариф - 1 рубль, а размер такс и сборов разнится в зависимости от выбранного направления",- говорят в компании. "Если авиаперевозчик объявляет о тарифе в 1 рубль, то это вовсе не означает, что сам билет будет стоить 1 рубль. Аэропортовых сборов/такс набежит вполне на приличную сумму. И такой билет почти наверняка будет невозвратным. Пассажир в редких случаях сможет претендовать только на возврат аэропортовых сборов, да и то не всех",- рассказывает Александр Гладилин. По его словам, главная составляющая стоимости такого билета может быть скрыта в топливном сборе, который, тоже, как правило, не подлежит возврату.
Приобрести билеты можно на сайте или в колл-центре. Во втором случае сразу начинает щелкать счетчик: звонок в колл-центр платный, от 55 до 60 руб. без НДС за одну минуту, "включая время ожидания и разговора с оператором". При онлайн-бронировании взимаются сборы по обработке платежа - от 2% до 4% в зависимости от способа оплаты.
Отдельных денег стоит выбор места. В дневное время (с 9:00 до 23:00) за первые и последние три ряда придется выложить 999 руб. Ряды 15-й и 16-й у аварийного выхода, а также с 4-го по 10-й обойдутся в 799 руб., ряды 11-14-й стоят 399 руб., все остальные - 199 руб. Эти тарифы действуют при заказе места заранее в интернете (+200 руб.) или через колл-центр (уже 400 руб.). В аэропорту при регистрации все места еще дороже. В ночное время (с 23:05 до 8:55) цены чуть ниже. Впрочем, если эту услугу игнорировать, то система предоставит место бесплатно, но случайным подбором. Предусмотрен и штраф за опоздание на рейс - 4000 руб.
Отдельная морока с багажом - бесплатно можно провезти не больше 10 кг; дополнительная плата - от 999 руб. за стандартное (до 15 кг) место до 2500 руб. за провоз, например, велосипеда. "Стоит обратить внимание, что оплатить провоз багажа на сайте лоукостеров гораздо дешевле, чем в аэропорту,- говорит Александр Сизинцев.- Например, у "Победы" стоимость одного места багажа на сайте от 999 руб., а в аэропорту - от 1500 руб. Другой лоукостер - Iberia - за бронирование места багажа в аэропорту дополнительно возьмет €15, а AirBerlin при бронировании багажа менее чем за 30 часов до вылета попросит заплатить €25".
AirBaltic и Estonian Air позволяют пройти бесплатную регистрацию на рейс непосредственно в аэропорту, если пассажир летит из России. Здесь такое требование к перевозчику закреплено на законодательном уровне. Если вылет осуществляется не из России, то бесплатно можно зарегистрироваться только через сайт авиакомпании. Но и тут есть технические ограничения: например, могут возникнуть сложности при регистрации через сайт у пассажиров, летящих с младенцами. "В этом случае нужно звонить в службу поддержки авиакомпании и уточнять, в чем именно проблема",- подсказывает Сизинцев. При объективной же невозможности пройти онлайн-регистрацию лоукостер предложит зарегистрироваться на рейс непосредственно перед полетом и тогда денег за услугу не возьмет. Во всех остальных случаях нужно будет заплатить около €10 за каждого пассажира.
"Тех, кто летит с чемоданом и не может самостоятельно пройти онлайн-регистрацию на рейс, может ждать разочарование. Например, купив билет за 5 тыс. рублей, пассажир, вполне вероятно, вдвое больше заплатит за провоз багажа - место багажа может стоить €30-60, плюс за регистрацию в аэропорту около €10",- предупреждает Александр Гладилин.
Чтобы закончить с дополнительными тратами "на земле", стоит упомянуть, что лоукостерам, как правило, дают самое неудобное время для вылета и прилета - а это значит, что добраться в аэропорт на общественном транспорте будет проблематично, и придется еще разориться на такси.
Поднявшись впервые на борт бюджетного перевозчика, даже опытный пассажир получает новые впечатления. Начать с того, что у лоукостеров нет разделения на пассажирские классы. К тому же здесь, что называется, намертво закреплены все сиденья - ни откинуться, ни, наоборот, жестче поставить спинку.
Все напитки и еда на борту, естественно, за дополнительную плату. "Лоукост - это в первую очередь готовность жертвовать комфортом,- говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.- Но если вам не важно месторасположение, вы путешествуете налегке и, главное, забронировали место заранее онлайн - это весьма выгодная услуга".
Правда, в России эта выгодная услуга пробивает дорогу тяжело. Первые опыты лоукостеров в России оказались неудачными: авиакомпании SkyExpress, "Авианова" и "Добролет" по разным причинам не прижились. В последнее время свернули свою деятельность и родственные лоукостерам низкобюджетные форматы. Речь идет в первую очередь о тарифе "дисконт" "Трансаэро", после банкротства которой, по меткому выражению Виталия Савельева, ни у кого из авиаперевозчиков оснований и мотивов держать низкие цены на билеты нет.
Впрочем, на нашем рынке еще остается ряд иностранных лоукостеров, позволяющих относительно недорого летать за границу. "Среди иностранных авиаперевозчиков лоукост в России представлены AirArabia, AirBaltic, AirBerlin, EasyJet, FlyDubai, GermanWings, Norwegian, Pegasus, Vueling, WizzAir",- перечисляет Александр Сизинцев. Однако в нынешней ситуации они не спешат ни расширять географию полетов по России, ни в целом развивать здесь это направление.
В таких условиях стоит ждать повышения тарифов не только от классических авиакомпаний, но и от "Победы". Уже сегодня с начала года средние цены на ее авиабилеты, например, в Сочи выросли с 3893 руб. до 5179 руб. и сравнялись со средними ценами других перевозчиков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции