О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Визитная карточка ВВС

Вот уже десять лет в гарнизоне Кубинка существуют уникальные подразделения - авиационные пилотажные группы, которые сегодня организационно входят в состав 237-го гвардейского Краснознаменного Проскуровского орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба. О его предназначении и задачах рассказывает начальник Центра военный летчик-снайпер гвардии полковник Анатолий Омельченко.

- Анатолий Иванович, судя по наименованию, Центр имеет богатую историю?

- Да, она началась 22 марта 1938 года, когда в местечке Горелово Ленинградской области на базе 70-й, 58-й истребительных авиационных эскадрилий и 33-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи из летчиков, воевавших в небе Испании, был сформирован авиационный полк для выполнения ответственных заданий советского правительства и военного командования.

Боевой путь 19 истребительного авиаполка начался с оказания помощи народам Западной Украины и Белоруссии. С 17 сентября по 6 октября 1939 года летчики полка выполняли различные боевые задачи, совершив 1420 боевых вылетов.

Во время советско-финляндской войны, с ноября 1939 года по март 1940 года, летчиками полка выполнено 3412 боевых вылетов без потерь личного состава и материальной части.

За отличное выполнение заданий командования, доблесть и мужество, проявленные личным составом, указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 г. полк награжден орденом Красного Знамени.

Первые воздушные бои в Великой Отечественной летчики авиаполка провели в небе Ленинграда. Они ежедневно выполняли по 5-6 боевых вылетов. Смело вступали в бой с численно превосходившим противником.

Только защищая Ленинград, полк выполнил 3145 боевых вылетов и в 415 воздушных боях уничтожил 116 самолетов противника.

3 апреля 1944 года за доблесть и мужество, проявленные авиаторами полка при освобождении города Проскуров (ныне Хмельницкий), приказом Верховного Главнокомандующего полку присвоено наименование Проскуровский.

За отличное выполнение заданий командования в составе 1-го Украинского фронта указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года полк награжден орденом Александра Невского.

19 августа 1944 года за особые боевые заслуги личного состава приказом Народного комиссара обороны полк преобразован в гвардейский.

В конце войны гвардейский Проскуровский участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях. За отличное выполнение заданий командования в составе 1-го Белорусского фронта указом Президиума Верховного Совета от 11 июня 1945 г. часть награждена орденом Кутузова 111-й степени.

Всего за годы войны авиаторы полка выполнили 8422 боевых вылетов, провели 711 воздушных боев, в ходе которых сбили 398 самолетов противника, 56 - уничтожили на земле. Штурмовыми действиями уничтожено большое количество военной техники и живой силы противника. За стойкость и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне, 470 человек награждены орденами и медалями Советского Союза.

В разные годы в полку проходили службу 29 Героев Советского Союза и Героев России, в том числе трижды Герой Советского Союза, бывший заместитель командира полка И.Кожедуб и дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт П.Попович. В списки части навечно зачислен Герой Советского Союза старший лейтенант Б.Образцов.

- Чем знаменательна послевоенная история части?

- В начале 50-х годов полк участвовал в оказании интернациональной помощи корейскому народу. Личный состав с честью выполнил поставленную задачу, проявив высокие боевые и нравственные качества, мужество и героизм.

С 1946 года полк осваивает новую реактивную авиационную технику. С этого же времени он постоянно привлекается для участия в воздушных парадах над Москвой. Этого права наши однополчане добились, благодаря высокому летному мастерству. В 1952 году впервые в истории авиации летчиками полка был показан встречный пилотаж группы реактивных истребителей. В последующие годы ими был освоен групповой пилотаж в составе шести и девяти .самолетов. В разные годы на вооружении полка стояли МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21.

В 1961 году летчикам полка было оказано высокое доверие эскортировать возвращавшегося в Москву после космического полета первого летчика-космонавта Юрия Гагарина. Подобные почетные задачи по эскортированию особо важных воздушных судов в небе над территорией Родины авиаторы полка выполняли неоднократно.

В 80-е годы летчики части освоили самолеты МиГ-29, Су-24, Су-25, Су-27. Базирующийся в подмосковной Кубинке полк стал своеобразной визитной карточкой Военно-Воздушных Сил. Здесь на демонстрационных полетах военной авиации много раз бывали руководители государства, Вооруженных Сил, часто здесь встречали военные и правительственные делегации зарубежных стран.

Искусство пилотажа передается по эстафете от одного поколения к другому, постоянно совершенствуясь. К началу 90-х годов, с формированием в Кубинке пилотажных групп, начала складываться нынешняя структура Центра.

- И каково его предназначение?

- Центр показа авиационной техники является боевой авиационной частью специального назначения, представителем Военно-Воздушных Сил Российской Федерации. По своему статусу он приравнивается к авиационному полку. В мирное время мы готовимся к выполнению боевых задач по предназначению - летчики учатся вести воздушные бои, отрабатывают боевое применение. Но кроме того, предназначение Центра - демонстрация на территории Российской Федерации и за ее пределами авиационной техники, самолетов фронтовой авиации, вооружения, оборудования, парашютных систем, а также воздушного мастерства летного состава в интересах повышения авторитета ВВС России и конкурентоспособности российской военной авиационной техники и вооружения на мировом рынке вооружений. Таким образом авиаторы Центра вносят вклад в сохранение и развитие исторических традиций российских ВВС.

- До создания Центра показа подобных структур в Вооруженных Сипах не было. Чем руководствуетесь вы в повседневной деятельности?

- Организационно Центр показа авиационной техники входит в состав 16-й воздушной армии Московского округа ВВС и ПВО, базируется на аэродроме Кубинка. Повседневную деятельность части на аэродроме постоянного базирования обеспечивают авиационная техническая база и отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения.

Организация, подготовка и выполнение летным составом демонстрационных задач осуществляется в соответствии с утвержденной главкомом ВВС Инструкцией по организации и проведению показов авиационной техники и вооружения Центром показа авиационной техники. Разработана специальная Программа пилотажной подготовки летного состава Центра. Для того, чтобы этот документ появился на свет, очень много сделали наши предшественники, в том числе бывшие начальники Центра полковники В.Бычков, А.Кутузов. Они бережно использовали опыт пилотажной подготовки, накопленный в наших ВВС, в том числе в Государственном летно-испытательном центре ВВС и липецком Центре боевого применения и переучивания летного состава ВВС.

Деятельность Центра по другим направлениям организуется и проводится на основании действующих нормативных документов и в порядке, установленном для авиационных частей ВВС.

Выполнение задач по демонстрации авиационной техники, вооружения и парашютных систем осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации, решений Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Главнокомандующего ВВС РФ и командующего войсками Московского округа ВВС и ПВО.

- Как комплектуется Центр летным составом?

- На конкурсной основе из числа летного состава 1-го и 2-го класса по результатам теоретических и летных испытаний, проводимых комиссией из числа руководящего состава Центра. Для летчиков предусмотрен испытательный срок в шесть месяцев.



Теоретические испытания проводятся по аэродинамике, воздушной навигации, штурманской подготовке и другим теоретическим дисциплинам. Проверяется также знание летчиком авиационной техники и оборудования самолета. Оценивается и физическая подготовка.

При успешной сдаче летным составом испытаний по указанным дисциплинам проверяется техника пилотирования. Кандидат, сдавший испытания на общую оценку не ниже "хорошо", командируется в распоряжение начальника Центра показа авиационной техники на срок до шести месяцев. В это время он выполняет здесь полеты с целью определения его профессионального соответствия требованиям пилотажной подготовки, предъявляемым к летчикам Центра.

Правда, были и исключения, когда в Центр назначались выпускники военных авиационных институтов, успешно прошедшие собеседования в период сдачи ими государственных экзаменов.

Комплектование Центра личным составом других категорий осуществляется установленным для частей ВВС порядком.

- И все же, какие конкретные специальные задачи решает Центр показа авиационной техники?

- Во-первых, это выполнение показательных и демонстрационных полетов одиночными экипажами и пилотажными группами различного состава. Это участие в военных парадах, авиационных праздниках и выставках на территории Российской Федерации и за ее пределами. Это показ боевой техники, ее вооружения и оснащения на стационарной базе Центра, проведение соответствующих консультаций. В том числе мы нередко встречаем и зарубежные делегации.Например, совсем недавно наш Центр посетила делегация представителей вооруженных сил всех европейских государств. Этот визит состоялся в рамках выполнения нашей страной подписанных международных соглашений. Кроме того, летчикам Центра доверено выполнение таких специфических задач, как осуществление ознакомительных полетов с российскими и иностранными гражданами на боевых самолетах согласно распоряжений главкома ВВС РФ и по утвержденному им плану. Наряду с авиатехникой, в Кубинке демонстрируются еще и парашютные системы. Эту задачу решают подготовленные спортсмены-парашютисты, среди которых есть мастера парашютного спорта и чемпионы страны.

Как я уже говорил, никто не снимал с нас обязанностей по подготовке к выполнению боевых задач согласно предназначению истребительного авиационного полка, в соответствии с планом боевой подготовки.

- Какие подразделения сегодня входят в состав Центра?

- Основные тактические подразделения Центра - авиационные группы высшего пилотажа. По статусу они приравниваются к авиационной эскадрилье. Пилотажные группы предназначены для подготовки летного состава к выполнению боевых задач по предназначению, а также к демонстрационным полетам при показе возможностей боевой авиационной техники, поддержания его натренированности и мастерства при выполнении фигур сложного и высшего пилотажа, одиночно и в составе пилотажных групп. Сегодня в составе Центра три авиационных группы высшего пилотажа. Это группа "Русские витязи" на самолетах Су-27, авиагруппа "Стрижи" на МиГ-29 и авиагруппа "Небесные гусары" на учебных реактивных самолетах L-39. В составе последней, кроме выполнения групповых и одиночных демонстрационных полетов, прибывающий в Центр летный состав проходит обучение и переучивание. Там же готовится резерв для пополнения групп высшего пилотажа "Русские Витязи" и "Стрижи".

- Как появились первые пилотажные группы?- Без преувеличения, истребители пилотажной группы "Русские витязи" - это гордость Военно-Воздушных Сил России. Уникальность этого подразделения в том, что это единственная в мире пилотажная группа, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелых истребителей. Суммарный вес летящей в общем строю группы из шестерки самолетов Су-27 -почти 150 тонн.

Су-27 - сверхзвуковой всепогодный истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе, уничтожения противника в дальних и ближних маневренных воздушных боях, а также для поражения наземных и надводных целей.

Авиагруппа создана 5 апреля 1991 года. Ее пилоты совершали демонстрационные полеты в Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Польше, Словакии, Норвегии, Бельгии, Канаде, США, Китае, Малайзии. Наши военные летчики были гостями пилотажной эскадрильи "Красные стрелы" центральной летной школы Королевских ВВС в Скемптоне. В 1992 году "Русские витязи" принимали на авиабазе Кубинка эскадрилью "Голубые ангелы" ВМС США. Высокое мастерство летчиков в сочетании с широкими возможностями истребителя, на котором установлено 30 мировых рекордов, позволяют выполнять высший пилотаж на предельных режимах в большом диапазоне высот и скоростей полета.

Безупречность пилотирования, абсолютная слаженность, полеты на грани риска -все это приносит "Русским витязям" заслуженный успех, где бы они ни выступали.

Известно, что чем больше масса самолета, тем сложнее управлять им в полете. Трудно поверить, что масса каждого самолета примерно 25 тонн.

Непросто пилотировать такую машину, но еще труднее сделать ее в полете частью единого целого - шестерки Су-27.

Однако мастерство летчиков в сочетании с уникальными конструкторскими решениями позволяют пилотажникам из группы "Русские витязи" превращать сложнейшие маневры в захватывающее зрелище.

Пилотам созданной в мае 1991 года авиационной пилотажной группы "Стрижи" рукоплескали десятки тысяч зрителей в небе России, Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Бельгии, Монголии, Китая, Таиланда, Малайзии. Группа летает на самолетах-истребителях МиГ-29. Ведущий группы -военный летчик-снайпер гвардии полковник Николай Дятел. Его налет - более 1400 часов. Мастер одиночного высшего пилотажа военный летчик 1-го класса гвардии подполковник Вадим Шмигельский. По итогам 1995 года пилотажная группа "Стрижи" признана лучшей пилотажной группой мира.

Только российские истребители выполняют такие фигуры высшего пилотажа, как "Колокол", "Кобра Пугачева".

- В чем специфика летного труда пилотажников?

- Возможности современной авиационной техники поистине уникальны. Искусство пилотажа требует от летчика, на первый взгляд, невозможного. У опытного пилота формируется особое пространственное мышление, он обретает способность оценивать свое положение в воздухе, и из кабины самолета, и как бы со стороны. Это двойное видение позволяет ему рассчитывать каждый маневр с точностью компьютера. Это, в конечном счете, определяет возможность выживания в воздушном поединке и лидерство в спортивном состязании.

На наших летчиках лежит огромная ответственность, они представляют Военно-Воздушные Силы России, по их выступлениям судят о состоянии авиационной промышленности страны и об уровне подготовки пилотов.

Что значит показать самолет? Авиация идет вперед. Требования к авиационному комплексу ужесточаются, особенно в плане обеспечения безопасности полетов и умении лучше, чем другие выполнять функциональные задачи, которые на этот самолет возлагаются. Что непосвященным кажется лихостью, воздушной акробатикой и игрой на грани жизни и смерти, - на самом деле - строжайший экзамен, который в каждом демонстрационном полете держит летчик и машина на глазах .у многих специалистов мира....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вестник авиации и космонавтики». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка