О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летающая недвижимость

Хотите верьте, хотите - нет, но, согласно Административному кодексу РФ, самолет - недвижимое имущество. Вот авиадвигатели на нем - движимое. А еще в России не регистрируются имущественные права на воздушные суда - вертолеты и самолеты. Существует только учетная регистрация, как автомобилей в ГИБДД, с выдачей реестровых номеров. Таковы особенности отечественного законодательства, позволяющие безнаказанно присваивать арендованные самолеты путем простой перегонки их за рубеж. А еще большие проблемы могут случиться, и уже случались, с лизинговыми компаниями. Когда банкротится авиакомпания, взявшая самолет в лизинг, хозяевам его не отдают - нет имущественных прав, воздушное судно подлежит продаже с аукциона.

Изменить ситуацию можно, присоединившись к Кейптаунской конвенции 2001 года о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, регламентирующего имущественные права владельцев воздушных судов. Преимуществам, которые может дать России ратификация этой конвенции, был посвящен состоявшийся международный семинар в Москве. Среди участников были не только российские авиаперевозчики, лизинговые компании и производители самолетов, но и представители "Боинга", "Эйрбас", "Пратт энд Уитни" и даже Европейского банка реконструкции и развития. В чем их интерес?

В 2001 году в России списали 600 воздушных судов. Большинство оставшихся не соответствуют современным международным требованиям по шуму, интерьеру, качеству обслуживания, системе технической поддержки. Износ авиапарка - более 70%. При этом идет устойчивый рост перевозок и выручки. Это значит, что интенсивность полетов должна возрастать, а техника изнашиваться еще быстрее. Но выручки авиакомпаний не хватит на покупку новых воздушных судов. Требуются серьезные инвестиции, получить которые можно из-за рубежа. Заграничные банки хотели бы вложить средства в перспективный растущий рынок, но хотят иметь гарантии возврата своих денег. Поскольку российское законодательство таких гарантий не дает, риски оборачиваются неподъемными процентами.

Новые гражданские самолеты на стапелях России практически не закладываются, достраивается начатое еще в советское время. Спасти авиапромышленность может только лизинг, когда финансирование начинается еще на этапе закупки металла. А он невозможен без дешевых кредитов. При этом спрос на российские самолеты существует и даже будет возрастать. Непривередливые в обслуживании и дешевые, они имеют хорошие коммерческие позиции в СНГ, Индии, Китае, в развивающихся странах. В ближайшие годы может быть востребовано до 500 самолетов разных классов. Учитывая тенденцию к интеграции мирового производства, понятен интерес зарубежных производителей. Двигатели "Пратт энд Уитни" уже адаптируются к российским самолетам, что резко повышает их экспортный потенциал. В то же время "Боинг" и "Эйрбас" готовы покупать российские компоненты, ведь по ряду позиций мы по-прежнему впереди планеты всей.

Ратификация Кейптаунской конвенции чрезвычайно выгодна для России. Это готовая правовая основа для законодателей. Это позволит привлечь ресурсы, влиять на выработку международных правил, снять ограничения на страховые выплаты, ускорит интеграцию в мировой рынок. Десятки российских вертолетов арендуются многими странами и ООН, но только конвенция позволит защитить имущественные права их российских владельцев. Но особенно актуален этот вопрос для "Росавиакосмоса", поскольку наши ракеты и спутники в перспективе будут запускаться с зарубежных космодромов.

На семинаре не было первых лиц Минтранса, Минэкономразвития, "Росавиакосмоса". Они проводили совещание в Воронеже, посвященное выполнению решения правительства РФ по организации лизинга отечественных воздушных судов. И много говорили о привлечении инвестиций, снижении рисков, спасении авиапромышленности. И называли те же самые цифры. Хочется надеяться, о Кейптаунской конвенции тоже вспомнили....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка