Фонтанка
17 ноября 2015, 15:31
Крушению А321 в Египте дали статус Локерби
Комиссия по расследованию крушения самолета, летевшего из Шарм-эш-Шейха в Петербург, нашла на обломках следы взрывчатого вещества. В ФСБ уверены, что сработало взрывное устройство мощностью 1 кг в тротиловом эквиваленте
Самолет Airbus A321 "Когалымавиа" с регистрационным номером EI-ETJ потерпел катастрофу в Египте из-за взрыва самодельного устройства. На этой версии изначально настаивали представители авиакомпании и старались избегать власти Египта. В отсутствие официального отчета комиссии по расследованию, тезис о причине катастрофы подтвердил глава ФСБ Александр Бортников.
По его словам, самолет развалился на части в воздухе из-за детонации взрывчатки весом 1 кг в тротиловом эквиваленте. Бывший первый руководитель взрывотехнического подразделения КГБ СССР Владимир Михайлов пояснил "Фонтанке", что если эта версия подтвердится, то значит, террористы подготовили бомбу с большим запасом по мощности.
"Предположим, что бомба была в багажном отсеке, то есть замкнутом пространстве. Если чемодан со взрывчаткой лежал рядом с обшивкой самолета, то такой мощности крайне много. Другое дело, если бомба была заложена вглубь отсека и завалена вещами. В этом случае есть вероятность, что взрывная волна может быть погашена другим багажом", - сказал Владимир Михайлов.
В этом случае и объем взрывчатки, которую злоумышленникам было необходимо пронести на борт, был немаленьким. "Плотность тротила - 1,36 грамма на 1 кубический сантиметр, - сказал Михайлов. - Если для подрыва использовался он, то нужное количество уместилось бы в большую упаковку конфет или коробку из-под торта".
Специалист считает, что пассажир неспособен пронести такое количество тротила мимо служб безопасности аэропорта в багаже. Уже после регистрации багаж обычно проверяется с помощью мощных рентгеновских аппаратов. Обычно взрывчатка основана на органике, которую легко обнаруживают современные устройства досмотра. Теоретически можно попытаться пронести бомбу в ручной клади, поскольку сканнеры для пассажиров могут быть настроены на меньшую мощность, чтобы не облучать людей. Однако в целом доставка взрывчатки на борт по этому каналу маловероятна, уверен Михайлов. Он склоняется к мнению, что это гораздо легче сделать сотруднику аэропорта, который имеет доступ на летное поле.
Эксперт добавил: в мире существуют десятки видов взрывчатки, некоторые из которых значительно превосходят тротил по мощности.
"При этом добыть взрывчатое вещество на территории, где идет вооруженный конфликт, - не очень сложно. Вспомните, как во время Великой Отечественной войны партизаны выплавляли тротил из обычных снарядов: варили их в воде и сливали тротил", - рассказал Михайлов.
Катастрофа над Синайским полуостровом встала в один ряд с крупнейшими терактами, совершенными в воздухе.
С первого дня трагедии над Синаем, когда одной из версий произошедшего был назван теракт, в соцсетях и прессе чаще всего упоминали катастрофу над Локерби. В декабре 1988 года двухэтажный Boeing 747 авиакомпании Pan Am совершал рейс из Лондона в Нью-Йорк, когда в его переднем багажном отсеке взорвалась бомба. Она была создана на основе взрывчатки семтекс, которая содержит гексоген. В результате взрыва в обшивке образовалось отверстие диаметром всего полметра. Однако из-за этого были повреждены каналы рулей направления, после чего самолет начал заваливаться влево и перешел в пике. На его борту в тот момент находилось 259 человек. Огромный самолет упал на жилые дома, где погибло еще 11 человек.
За три года до этого аналогичная катастрофа произошла с еще одним Boeing 747, на этот раз авиакомпании Air India, который летел из Монреаля в Лондон. Бомба сдетонировала в грузовом отсеке, после чего хвостовая часть отделилась от фюзеляжа. Экипаж даже не успел подать сигнал бедствия. Самолет рухнул в Атлантическом океане в 70 километрах от побережья Ирландии. На его борту находилось 329 человек, выживших нет.
В СССР с такими происшествиями столкнулись раньше. Первый пассажирский лайнер был взорван над Москвой еще в октябре 1971 года. Ту-104 должен был совершить рейс из столицы в Симферополь. Бомба взорвалась спустя минуту после взлета. Комиссия по расследованию тогда обнаружила следы тротила на многих обломках самолета. Сначала следователи посчитали, что взрывное устройство было заложено в багажном отсеке, однако позже выяснили, что заряд от 400 до 800 граммов поместили между сидением и стенкой на уровне 43 шпангоута. На борту находилось 25 человек, никто не выжил.
Спустя два года взрывом в воздухе завершилась неудачная попытка угона рейса из Иркутска в Читу. При подлете к аэропорту назначения пилоты сообщили авиадиспетчеру, что из салона поступило требование изменить направление полета. Спустя 2,5 минуты борт пропал с экрана радара. Согласно материалам расследования, взрыв произвел один из пассажиров, который и выдвинул ультиматум экипажу. Также на борту самолета находился милиционер, который попытался обезвредить террориста и выстрелил ему в спину. Падая, тот успел активировать взрывное устройство мощностью около 5,5 - 6 килограммов тротила. В самолете находился 81 человек, все погибли.
После этого на несколько десятков лет настал период затишья. Последние теракты, связанные с самолетами, произошли 24 августа 2004 года. Сразу две террористки-смертницы активировали взрывные устройства на двух самолетах с интервалом в одну минуту. Оба самолета вылетели из московского Домодедово. Летевший в Волгоград Ту-134 "Волга-Авиаэкспресс", который за три недели до этого был куплен у "Когалымавиа", взорвался через 24 минуты после взлета. Летевший в Сочи Ту-154 авиакомпании "Сибирь" пропал с радаров почти одновременно с ним. В общей сложности погибло 89 человек.
Дополнит ли эту статистику рейс "Когалымавиа" из Шарм-эш-Шейха в Петербург, с уверенностью можно будет сказать лишь только после окончания расследования катастрофы, которое не обещает быть быстрым. Однако президент РФ Владимир Путин, говоря о возможных организаторах теракта, уже заявил: "Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем". ФСБ, в свою очередь, пообещала награду в 50 млн долларов США за любую информацию, которая поможет найти виновных....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции