О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Недоработка на земле - беда в небе

В ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" решению проблемы безопасности полетов всегда придавали приоритетное значение. Именно поэтому "Аэрофлот" по обеспечению безопасности полетов считается одним из лидеров среди крупнейших авиакомпаний мира. О том, как строится подготовка летных экипажей к качественной работе при выполнении авиаперевозок, наш корреспондент беседует с начальником отдела авиационных тренажеров центра подготовки авиационного персонала ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" Всеволодом Шишкиным.

- Всеволод Всеволодович, прежде чем мы перейдем к разговору о деятельности вашего подразделения в настоящее время, расскажите коротко историю его образования. С какой целью был создан, какие задачи перед ним были поставлены?

- Центру подготовки авиационного персонала скоро исполнится 40 лет. С самого начала своего создания ЦПАП выполнял главную задачу - готовил летный состав на земле к надежной работе в небе. Центр является структурным подразделением ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". На его базе проходят профессиональную подготовку экипажи воздушных судов и авиационные специалисты, обеспечивающие техническое обслуживание самолетов, работающие с пассажирами на земле и в воздухе.

В нашем центре совершенствуют профессиональные навыки пилоты, штурманы, бортинженеры, бортпроводники, работники производственного комплекса, инструкторы, специалисты по авиационной безопасности, совершенствуются знания иностранных языков. Деятельность центра регламентируется основными документами гражданской авиации и контролируется государством в лице Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.

- Что, на ваш взгляд, должно являться основой в подготовке летных экипажей для безаварийной работы?

Убежден, что безопасность полетов, прежде всего, зависит от качества наземной подготовки авиационных специалистов. Сегодня наша авиакомпания в своей деятельности по обеспечению безопасности полетов внедряет, так называемую, систему управления качеством производства. Это международный стандарт. В "Аэрофлоте" имеется несколько подразделений, которые первыми, в соответствии с приказом генерального директора авиакомпании апробируют эту систему и, в том числе, наш Центр подготовки авиационного персонала (ЦПАП).

Стержнем системы является качество - удовлетворение потребностей клиента. Для нас это означает создание таких условий подготовки авиационных специалистов, которые, в первую очередь, соответствуют федеральным требованиям гражданской авиации, а также требованиям международных стандартов. Кроме того - удовлетворение текущих и ожидаемых требований клиентов. Таким образом, для нас безопасность полетов - это, прежде всего, высокое качество подготовки авиационных специалистов на земле.

- Имеется в виду, пилотов?

- Нет. И летного в полном составе экипажа конкретного воздушного судна, и наземного авиационно-технического состава. К сожалению, жизнь показывает: там, где в подготовке авиационных специалистов не дорабатывается, не доделывается, не доучивается на земле, это бедой оборачивается в небе.

- Как строится подготовка авиационных специалистов у вас?

- ЦПАП занимается довольно широким спектром профессионального обучения специалистов. Отдел авиационных тренажеров - одно из подразделений ЦПАП. Конкретно мы обеспечиваем выполнение программ переподготовки летных экипажей с одного типа воздушных судов гражданской авиации на другой и программ тренировки экипажей. Первоначальную подготовку летного состава мы не проводим. Этим занимаются в специальных учебных заведениях ГСГА. Объект деятельности нашего отдела - подготовка летных экипажей: пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников.

В соответствии с существующими в настоящее время международными стандартами, процесс подготовки летного состава состоит из следующих основных этапов:

интерактивная теоретическая подготовка в учебных классах (СВТ) - 47% учебного времени; тренажерная подготовка, чем занимается наш отдел, - 49-50% учебного времени, он включает в себя: а) наземную предтренажерную подготовку; б) специализированные тренажеры типа СНТ и FMST; в) тренажеры с фиксированной базой FBS; г) комплексные (полнопилотажные) тренажеры типа КТС, FFS;

аэродромная (летная) подготовка: занимает всего 3-4% учебного времени.

О выгоде использования тренажерного оборудования говорит такой пример: себестоимость 1 летного часа на любом тренажере в несколько десятков раз меньше, чем себестоимость 1 летного часа на реальном самолете.

При наличии в ОАО "Аэрофлот" современных типов тренажеров возможно получение дополнительных доходов за счет обучения и тренировок специалистов сторонних авиакомпаний. Так, ежегодно, на тренажерах Отдела авиационных тренажеров ЦПАП проходят обучение представители более 60 компаний России, стран СНГ и дальнего зарубежья, в том числе Китая, Чехии, Словакии, Ирана, Белоруссии, Казахстана и т. д. Самое главное в том, что на земле мы добиваемся высокого качества подготовки авиационного персонала. В воздух летательные аппараты поднимают уже всесторонне подготовленные профессионалы высокого класса.

- Поэтому и уважают "Аэрофлот" пассажиры, нередко отдавая ему предпочтение...

- Спасибо за высокую оценку нашей компании. Приведу такой пример. Когда однажды самолет Ил-86 вынужден был произвести аварийную посадку в одном из международных аэропортов, то бортпроводники экипажа за три минуты эвакуировали 330 пассажиров! При этом никто не пострадал. И позднее бригадир бортпроводников сказал, что выполнить эвакуацию в сложнейшей обстановке им помогло качественное обучение в Центре подготовки авиационного персонала ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".

- Вы имеете специальный комплекс по отработке действий в аварийных ситуациях?

- Пока вынуждены тренироваться на чужой базе, но в планах "Аэрофлота" стоит задача построить свой комплекс по аварийно-спасательной подготовке. Он будет включать гидробассейн и ряд специализированных "тренажеров, позволит экипажам отрабатывать действия как на воздушных судах отечественного производства, так и на зарубежных самолетах, на суше и воде.

- Это необходимо для более разносторонней подготовки пилотов "Аэрофлота"?

- В первую очередь, конечно, но не только. Кроме авиаспециалистов нашей компании, в Центре проходят подготовку авиаторы более авиакомпаний России, стран СНГ и дальнего зарубежья, например, из Китая, Чехии, Казахстана и других государств.

- В недавней катастрофе российского пассажирского самолета Ту-154 и грузового "боинга" в небе над Германией зарубежные специалисты сразу же объявили виновником наш экипаж. Мол, русские пилоты английский язык плохо знают и команды диспетчера не так поняли...

- Пусть это обвинение будет на совести тех, кто поспешил объявить "стрелочником" экипаж из Уфы. Окончательное заключение сделает международная комиссия.

Я думаю, что с английским языком у них был полный порядок, хотя этот экипаж не проходил подготовку на нашей базе, но те, кто приходит на обучение в наш ЦПАП, программу английского языка получает в полном объеме и сдает по нему строгий экзамен.

В Центре в настоящее время создан специальный отдел языковой подготовки. Более того, она была включена в программы обучения авиационного персонала с момента создания Центра. Сегодня отдел возглавляет Николай Алексеевич Левочкин. Большое внимание качеству обучения иностранным языкам уделяет руководство ЦПАП: директор - Геннадий Приходченко и его заместитель Евгений Ломакин . По их инициативе подготовка экипажей по английскому языку построена по интенсивной системе, с применением в обучении новейших компьютерных технологий. Проверка языковой подготовки проходит во время работы на тренажерах. Ведение радиообмена при выполнении "полета" ведется на английском языке.

- Всеволод Всеволодович, насколько мне известно, компьютерная система обучения ЦПАП нашла применение не только в языковой подготовке, но и при отработке летного мастерства на тренажерах, в частности, на технике, которую поставила "Аэрофлоту" компания Airbus. Расскажите, в чем состоит особенность данной системы?

- В ноябре 1999 году "Аэрофлот" получил от Airbus комплексный пилотажный тренажер самолетов A300-600 и А310. Уже в 2001 году, после ввода комплекса в строй, на нем прошли тренировку 522 экипажа ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и более 80 экипажей других авиакомпаний, в том числе и из дальнего зарубежья.

В ЦПАП внедрена обучающая система Computer-Based training (СВТ) в основу которой положена экономически выгодная и эффективная методика подготовки авиационных специалистов с использованием самоконтроля в процессе обучения и детального представления изучаемого материала. В состав оборудования входят 40 компьютерных рабочих станций, управляющий сервер, сетевая аппаратура и два комплекта видеопроекционного оборудования.

Сформированный на базе ЦПАП обучающий комплекс включает в себя пять специализированных классов (два - для пилотов, один для бортпроводников и два для инженерно-технического персонала). Отделом подготовки летного состава руководит Виктор Саженин, отделом бортпроводников - Любовь Судосьева. Таким образом, комплексное использование тренажера А310 в сочетании с компьютерной системой обучения СВТ позволяет "Аэрофлоту" в полном объеме вести подготовку не только авиационных специалистов своей компании, но и предоставлять комплекс услуг другим перевозчикам. Что, кстати, успешно "Аэрофлотом" реализуется. На тренажере проходили тренировку экипажи из Индонезии, Монголии, Узбекистана и ряда других стран. И вот результат: пользование тренажером позволяет компании экономить в год около 1,0 млн. дол. США.

- Под одной крышей с тренажером из Европы стоит и отечественная техника. Какую роль отводите вы ей в это не самое благоприятное для гражданской авиации России время?

- Отечественные тренажеры списывать из строя рано. Тысячи авиационных специалистов прошли уже подготовку и переподготовку на наших тренажерах самолетов Ил-86, Ил-96, Ту-154, Ту-134, Ил-62, на специализированных навигационных тренажерах. Традиционно тренажерную технику нам поставляет ОАО НПП "Эра" (г. Пенза). Эти тренажеры проходят в настоящее время модернизацию и свое последнее слово в деле обучения авиаторов скажут еще не скоро.

- Насколько мне известно, "Эра" сегодня не единственное в России предприятие, выпускающее авиационные тренажеры?

- Совершенно верно. В Москве имеется Научно-производственная фирма СКТ, которая вот уже на протяжении 10 лет занимается созданием высокотехнологичных программно-аппаратных комплексов. Ее основная сфера деятельности - создание новых и модернизация уже существующих комплексных авиационных тренажеров (КТС).

НПФ "СКТ" разработан и внедрен новый высокоэффективный подход к созданию авиационных тренажеров на самом высоком - технологическом уровне. В соответствии с современными требованиями к авиационным тренажерам, разработана и успешно внедрена технология программно-аппаратной увязки в единый комплекс вычислительной системы на базе персональных компьютеров с реальным бортовым оборудованием кабины самолета (приборами, пультами, индикаторами, органами управления и т. Д.). Фирмой разработаны и внедрены оригинальные системы синтеза визуальной и радиолокационной обстановки на базе новейших графических ускорителей и аппаратуры собственного производства.Поставка комплектующих от ведущих мировых производителей служит гарантией высокого качества изделий и надежности работы их программного обеспечения.

- На каких авиационных тренажерах "Аэрофлота" уже произведена фирмой СКТ модернизация? Каковы отзывы о ней авиационных специалистов?

- Следует отметить, что модернизируются не только авиационные тренажеры, используемые гражданской авиацией. На основе разработанной технологии НПФ "СКТ" совместно с ОАО НПП "Эра" выполнила ряд работ по созданию и модернизации авиационных тренажеров для Военно-Воздушных Сил России. Это такие тренажеры, как КТС Ан-124 (полностью заменен вычислительный комплекс, система синтеза визуальной внекабинной обстановки, рабочее место инструктора); КТС Су-24 (проведены аналогичные работы). Оба эти тренажера приняты ВВС в эксплуатацию.

Что касается гражданской авиации, то, например, модернизированный тренажер КТС Ил-86 получил сертификат Государственной службы гражданской авиации России на обучение и тренировку летного состава и 8 лет успешно эксплуатируется авиакомпанией "Аэрофлот-российские авиалинии". Созданный специализированный навигационный тренажер экипажа самолета Ил-96-300 (СНТ Ил-96-300) также получил сертификат ГСГА на обучение и тренировку летного состава и 3 года находится в эксплуатации в "Аэрофлоте".

Как видите, авиационная промышленность России не стоит на месте. Она активно участвует в очень важном деле - в качественной подготовке авиационного персонала к надежной, безопасной работе в воздухе.

По данным Управления государственного надзора за безопасностью полетов гражданской авиации Российской Федерации, в 2001 году произошло 27 авиационных происшествий, из которых 10 закончились катастрофами, в которых погибло 218 человек. В авиакомпаниях из-за серьезных повреждений списано около 30 воздушных судов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка