Коммерсантъ - Приложения
25 ноября 2015, 09:41
Авиатопливо подгонят под стандарт
В середине 2015 года была отменена обязательная сертификация топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах
Поставщики топлива опираются на опыт европейского рынка, где также нет обязательного государственного регулирования деятельности ТЗК. Проверкой качества услуг авиатопливных операторов занимается независимая организация - Международный комитет по качеству топлива (IFQP), входящий в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). Постоянное членство в ассоциации имеют крупнейшие авиакомпании мира - всего более 300 перевозчиков, в том числе российские, а также крупнейшие авиатопливные операторы из числа российских ВИНК. Эксперты IFQP проводят регулярную проверку топливозаправочных комплексов и предоставляют данные в закрытом формате авиакомпаниям-членам IATA.
Олег Пантелеев, эксперт компании "Авиапорт", отмечает, что крупные ВИНК, занимающиеся заправкой авиатопливом, дорожат своим именем и если у них не будет признания IATA, то, несмотря на то что для РФ сертификация необязательна, они могут потерять международных клиентов, летающих в Россию. "Для крупных нефтекомпаний и других поставщиков разумнее работать с IATA, что станет достойным знаком качества топлива",- говорит он. Идею о переходе на мировую систему поддержали и в правительстве: Минфин предложил переложить обязанность проверять качество авиакеросина на поставщиков (НПЗ) и авиакомпании, а также заменить сертификацию ТЗК на обязательство оператора аэродрома обеспечивать функционирование системы управления безопасностью полетов.
Однако эксперты отрасли предупреждают, что ситуация с упразднением сертификации ТЗК, может развиваться и по сценарию, когда игроки рынка перестанут строго соблюдать условия хранения топлива и модернизировать оборудование, руководствуясь собственными интересами, в первую очередь экономическими. А в отрасли, где качество топлива является критическим показателем при обеспечении безопасности полетов, это недопустимо.
Но перенести европейские стандарты на российскую почву под копирку сложно. Существуют как вполне предсказуемые различия в технологии контроля качества топлива, так и логистические проблемы.
Для справки: в странах ЕС при закачке в резервуары более двух партий топлива оно проверяется по 24 качественным показателям в независимой лаборатории. А в России авиатопливные операторы делают экспертизу максимум по 12 показателям и в основном в собственных лабораториях.
Такой порядок установлен действующими федеральными авиационными правилами и нормативно-технической документацией в области гражданской авиации. Его можно считать исторически сложившимся в силу недостаточного количества независимых лабораторий в России и обширности ее территории.
"Большинство отечественных ТЗК полностью соответствуют международным требованиям как в части соблюдения технологии работы, так и в ведении контрольно-регистрационной документации, что неоднократно подтверждено проверками IATA,- отмечает Ирина Дайнеко, первый заместитель генерального директора-заместитель генерального директора по производству "Газпромнефть-Аэро". На сегодня единственным расхождением остается порядок в организации системы контроля качества авиационного топлива в независимых лабораториях, как того требуют международные стандарты. Мы понимаем, что только единые правила для всех игроков рынка могут в полной мере гарантировать безопасность полетов. Решить этот вопрос можно, создав пул, куда войдут все заинтересованные стороны: авиакомпании, производители, поставщики топлива и независимые ТЗК. Только совместная работа может способствовать изменению существующей ситуации и полной интеграции российской сферы авиатопливообеспечения в международную систему".
"Газпромнефть-Аэро", авиатопливный оператор "Газпром нефти", имеет длительный опыт сотрудничества с IFQP. Топливозаправочные комплексы компании в крупнейших аэропортах России проходят регулярную проверку представителями IFQP и имеют самый высокий из трех уровней качества авиатопливообеспечения, так называемый статус Green (по классификации IATA).
"Пример успешного сотрудничества с "Газпромнефть-Аэро" демонстрирует готовность российских компаний к работе в рамках международных стандартов авиатопливообеспечения,- подчеркивает Питер Вестфаль, представитель IFQP.- Сегодня мы отмечаем повышенное внимание к российскому рынку авиаперевозок со стороны зарубежных партнеров. И как организация (IATA.- "Ъ"), объединяющая большинство авиаперевозчиков и аэропортов по всему миру, мы поддерживаем внедрение единых международных норм в сфере авиатопливообеспечения в России"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114