ТАСС
3 декабря 2015, 19:43
В Комсомольске-на-Амуре почти нет социнфраструктуры, у заводов - долги и кадровый дефицит
В Комсомольске-на-Амуре практически нет социальной инфраструктуры. Заводы ОПК, расположенные в городе, работают, однако у них есть проблемы - долги и кадровый дефицит
"Я готов подписаться под каждым словом, которое произнёс сегодня президент в отношении моего города. Недавно в нашем городе побывал известный автор Евгений Гришковец. Он просто пришёл в ужас от состояния улиц и дворов в Комсомольске-на-Амуре. То же самое показывают социологические опросы простых жителей города" - сказал журналистам депутат комсомольской думы от КПРФ Олег Паньков.
Президент России Владимир Путин поставил задачу приоритетного развития Комсомольска-на-Амуре. По его словам, город должен стать одним из динамичных центров Дальнего Востока. "Считаю, что в рамках имеющихся программ нужно сконцентрировать ресурсы и, не откладывая, направить их на решение городских проблем Комсомольска-на-Амуре", - заявил глава государства, выступая с посланием Федеральному собранию.
Однако он отметил, что "городская и социальная инфраструктуры находятся здесь в запущенном состоянии". "Это касается и общего облика города, и объектов спорта, культуры, учреждений здравоохранения, образования", - добавил Путин.
Город не оправился от 1990-х гг. и наводнения 2013 года
Население Комсомольска-на-Амуре - свыше 200 тысяч человек. Это третий по размерам город на Дальнем Востоке после Владивостока и Хабаровска, он является центром производства оборонной промышленности. Однако в 1990-е годы для крупных предприятий наступили трудные времена, и социальная инфраструктура города, которая была в собственности заводов, попала в непрофильные активы, которые никому не были нужны.
На запущенности городского хозяйства сказалась и долгая несменяемость главы города - мэра Владимира Михалева, который занимал этот пост с 1996 года. Краевые власти решились на смену мэра в Комсомольске-на-Амуре только в 2014 году, когда Михалев фактически провалил работу по защите города от наводнения 2013 года и план по строительству жилья для пострадавших.
Новым главой города назначили выходца с местного авиазавода им. Гагарина Анрея Климова, а экс-градоначальник ушел в депутаты краевой думы.
Жители Комсомольска-на-Амуре чаще всего жалуются на плохое состояние дорог и дворов в городе, отсутствие современных культурных, развлекательных и спортивных центров. В модернизации нуждаются сферы образования и здравоохранения города. Самые высокие заработные платы - на предприятиях нефтепереработки.
Долги и кадровый дефицит
Крупнейшим в городе и бюджетообразующим для края и города является Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Гагарина, филиал ПАО "Компания Сухой". Оборонных и экспортных заказов на предприятии достаточно, однако с контрактами на сборку SSJ-100 ("Сухой Суперджет-100") ситуация хуже. При этом завод испытывает постоянный кадровый дефицит и размещает заказы на комплектующие на стороне - на предприятиях в России и в КНР.
Амурский судостроительный завод создавался для строительства атомных и дизельных подводных лодок, в последние годы работает на серией военных корветов для Тихоокеанского флота (в работе 4 заказа). Предполагается, что на базе АСЗ также будут проходить ремонт и модернизацию дизельные подводные лодки "Варшавянка". Несмотря на наличие заказов, завод находится в непростой финансовой ситуации из-за высокой долговой нагрузки как перед кредиторами, так и перед поставщиками.
"Амурметалл" уже в течение нескольких лет ищет стратегического инвестора и выпускает металлопрокат, но желающих вложить средства в завод пока так и не нашлось.
У КПНЗ "Роснефти" таких проблем нет, здесь успешно завершают модернизацию производства, однако сроки ввода Восточного нефтепровода (система "Восточная Сибирь - Тихий океан") сдвинули почти на три года от ранее объявленных.
Инженерный форпост
Комсомольск-на-Амуре является инженерным форпостом России на Дальнем Востоке, и конкурентная социальная среда должна лежать в основе развития города высокотехнологичных производств, сообщил ранее губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
"Для нас Комсомольск-на-Амуре - ключевой город края, развитый промышленный центр и промышленное лицо всего Дальнего Востока, инженерный форпост России. Но город не оправился от спада 90-х годов: из города уехало почти 70 тыс. человек, и сегодня сохраняется отрицательная динамика. Уезжает высокий процент выпускников, получивших инженерные специальности. Вводится в 8 раз меньше жилья по сравнению с 1990 годом", - сказал он.
По его мнению, основные причины - неконкурентоспособная социальная среда города, слабое развитие городской инфраструктуры, снижение качества жизни населения.
Факторы развития - ТОР и оборонзаказ
По словам губернатора Хабаровского края, развитию Комсомольска-на-Амуре будут способствовать запуск территории опережающего развития (ТОР), государственный оборонный заказ, который за последние 5 лет вырос в 2,7 раза, рост спроса на гражданские самолеты, экспортные военные контракты.
Также требуется привлечение и поддержка высокотехнологичных производств, необходимо создание первоочередных социальных объектов города. Необходимо развивать аэропорт "Хурба", создать полноценную систему снабжения города газом, модернизировать дорогу "Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре".
Помимо этого, считает губернатор, властям необходимо выработать особые подходы к развитию города, нацеленные на закрепление кадров, прирост численности населения, улучшение транспортной доступности, создание благоприятных условий в сфере здравоохранения, образования, социальных услуг.
"Край вкладывает в Комсомольск. С 2010 года на различные цели направлено более 18,5 млрд рублей из бюджета края (субсидии, субвенции, дотации), в том числе в объекты капитального строительства - 2,7 млрд рублей. Но этого мало", - считает Шпорт.
ТОР для высокотехнологичных производств
ТОР "Комсомольск" включает две площадки в городе, одна из них ("Амурлитмаш") относится к категории "браунфилд" и готова к размещению производств, на другой площадке ("Парус") начато строительство инфраструктуры (автодороги), срок окончания работ в 2017 году.
Основным инвестором площадки "Парус" является компания "Эпсилон-2" (ГК "Энергия"), которая получила свидетельство резидента. Ее вложения оцениваются в 7,7 млрд рублей, проект будет реализован в 2016-2017 годах. Она планирует производство авиадеталей по заказу ПАО "Компания "Сухой" - детали каркаса и радиоборудования, крепежи, инструменты. "Это серьезный долгосрочный спрос, для удовлетворения которого есть все экономические основания", - отметил губернатор.
Кроме этого, в ТОР поданы заявки на реализацию проекта по производству кранового и очистного оборудования (ПАО "Дальэнергомаш"), проекта по формированию индустриального парка "Амурлитмаш" (ООО "ВМК Капитал") для размещения технологичных производств.
"Отраслевые планы импортозамещения также могут быть реализованы в ТОР "Комсомольск" на основе долгосрочных производственных контрактов с госкорпорациями", - добавил Шпорт.
По его мнению, механизм ТОР может стать эффективным инструментом развития экономики, но "не в полной мере приспособлен для комплексного решения других важных задач города".
Объем частных инвестиций в ТОР "Комсомольск" оценивается на первом этапе в 10-15 млрд рублей, инфраструктурные затраты около 2 млрд рублей. Краевые власти также отстаивают идею создания "социального ядра" ТОР, в который входит инженерная школа, детский медицинский центр, спортивные сооружения и другие социально значимые объекты, стоимость которых оценивалась в 6,5 млрд рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
