Коммерсантъ - Санкт-Петербург
17 декабря 2015, 09:09
Пулково не пустили в открытое небо
Москва отказала аэропорту Пулково в предоставлении режима "открытое небо" по пятой свободе воздушного пространства
Как ранее писал "Ъ", в августе текущего года транспортный блок Смольного, возглавляемый вице-губернатором Игорем Албиным, направил обращение помощнику президента РФ Игорю Левитину с просьбой предоставить аэропорту Пулково режим "открытого неба" по пятой свободе воздушного пространства, позволяющий иностранным авиакомпаниям летать в Петербург вне зависимости от условий двусторонних соглашений об авиасообщении с Россией, а также выполнять транзитные рейсы с третьими странами через Петербург, где перевозчики смогли бы брать на борт новых пассажиров. Данная мера, по расчетам чиновников, помогла бы в течение трех лет увеличить пассажиропоток аэропорта на 2,5 млн человек (по итогам 2015 года он может составить 13,5 млн человек, падение к уровню 2014 года составило 800 тыс. пассажиров), привлечь 12 новых авиакомпаний и открыть 18 новых регулярных направлений.
Однако, как и на все предыдущие просьбы о либерализации воздушного пространства в Пулково, Москва ответила отказом. В частности, помощник президента Игорь Левитин поддержал позицию Минтранса о "преждевременности" введения режима "открытого неба" в аэропорту Пулково. И рекомендовал Смольному "осуществлять дальнейшее развитие аэропорта в связи с развитием маршрутной сети и операционной деятельности базового авиаперевозчика - авиакомпании "Россия".
В пресс-службах Минтранса и "Воздушных ворот Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково) решение господина Левитина не прокомментировали.
На сегодняшний день режим "открытого неба" работает в трех российских аэропортах: Владивостока (с ноября 2011 года), Сочи (временно: с ноября 2014 года до начала летнего расписания 2016 года) и Калининграда (с декабря 2014 года до окончания летнего сезона 2016 года).
Эксперты сомневаются, что аэропорту Пулково удастся повысить пассажиропоток только за счет работы авиакомпании "Россия". Напомним, в октябре стало известно о планах "Аэрофлота" по созданию объединенной авиакомпании "Россия" на базе трех дочерних перевозчиков госкомпании (помимо собственно АК "Россия", сюда войдут "Донавиа" и "Оренбургские авиалинии"). Заявлялось, что перевозчик будет обслуживать из московского Внуково и петербургского Пулково внутренние рейсы, а также отдельные международные маршруты по "средним" тарифам.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что объединенная авиакомпания сконцентрирует все силы на московском авиаузле. "Я сомневаюсь в больших перспективах развития маршрутной сети авиакомпании "Россия": все то, что перепадет перевозчику от "Трансаэро" (авиакомпания остановила работу 26 октября), скорее всего, будет базироваться во Внуково. Авиакомпания "Россия" никогда не конкурировала на трансфертном рынке с "Аэрофлотом", и в этом смысле для нее вряд ли что-то изменится", - комментирует господин Крамаренко. По его мнению, единственным плюсом объединения компаний для Петербурга может стать увеличение налоговых отчислений в бюджет, но "для развития аэропорта это мало что значит".
Руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев связывает отказ властей предоставить Пулково режим "открытого неба" с "жесткой и непримиримой позицией силовых ведомств". "Такое решение в свете последних событий было вполне ожидаемым. Говорить о динамичном развитии аэропорта Пулково пока не приходится, как и о перспективе введения 72-часового безвизового режима", - считает аналитик.
Эксперты отмечают, что авиакомпания "Россия", являющаяся дочерней структурой "Аэрофлота" (госкомпании принадлежит 75% минус 1 акция) и администрации Санкт-Петербурга (25% плюс 1 акция), утратила самостоятельность и больше не принимает решения о развитии перевозок. "Для того чтобы развивать Пулково как узел, альтернативный Москве, нужен перевозчик, независимый от "Аэрофлота", очевидно, что госкомпания не будет создавать себе внутреннего конкурента", - подчеркивает Андрей Крамаренко. По данным ВВСС, доля базового перевозчика за десять месяцев составила 34,7%, "Аэрофлота" - 10,8%.
Между тем пассажиропоток аэропорта продолжает падать: за десять месяцев 2015 года он снизился почти на 4%, до 11,9 млн человек. На прошлой неделе стало известно, что "ВТБ Капитал" может выйти из консорциума "Воздушные ворота Северной столицы", продав 57,5% акций компании "Ренова" Виктора Вексельберга....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции