О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Съедобно, но невкусно

Как только самолет благополучно взлетел и набрал нужную высоту, пассажиры начинают с нетерпением ждать, когда же будут кормить. Потому что обед в самолете - больше чем обед, это прекрасная возможность скоротать время. Но часто бывает, что настроение после обеда только ухудшается: соку не хватило, второй кусок лимона не положили, а рыба оказалась подгорелой. И тогда вы сразу вспоминаете, сколько заплатили за билет и какой авиакомпанией летите.

Никаких специальных единых норм и правил - как, чем и сколько вас должны кормить и поить в полете - сегодня не существует. Более того, как вас покормят, вовсе не зависит от того, каким рейсом - чартерным или регулярным - и куда вы летите. Качество и ассортимент питания полностью зависят от авиакомпании, заказчика рейса и цеха бортового питания, с которым работает авиакомпания. Оговоримся сразу: речь пойдет о бортовом питании для пассажиров эконом-класса.

- Авиакомпания совместно с заказчиком определяет сумму, которая будет выделена на бортовое питание, дальше авиакомпания, заказчик и цех бортового питания подбирают меню исходя из рассчитанной суммы, - рассказывает Олег Колтунов, заместитель генерального директора авиакомпании "Атлант-Союз". - Сейчас общий демпинг на рынке авиаперевозок не позволяет хорошо кормить пассажиров. На бортпитании приходится экономить. Если раньше можно было выделять по 7 долларов на пассажира, то сегодня обед с горячим стоит 4-4,5 доллара. Бывает так, что заказчик хочет сэкономить и предлагает убрать горячее (холодный ланч-бокс обходится в 3 доллара), но если больше двух часов лету, то горячее должно быть обязательно.

Бытует мнение, что на регулярных рейсах кормят лучше, чем на чартерных. Это не всегда так. На регулярных рейсах авиакомпания сама владелец и заказчик, поэтому все риски, связанные с авиаперевозкой, берет на себя. Раньше недогруз самолета на 20-30 процентов автоматически включался в стоимость билета, сегодня компания не в состоянии себе этого позволить, иначе она не сможет конкурировать по ценам. Поэтому экономия идет по другим статьям, в том числе уменьшается стоимость питания на борту.

Сэкономить на пассажире не так уж сложно. Первое, что делают авиакомпании, это убирают из меню спиртное. Сокращают ассортимент соков и переходят на воду. Если из салата убрать оливку, то пассажиры этого не заметят, а салат подешевеет. Можно сэкономить и на самом салате: вместо помидоров-огурцов положить капусту. Плавленый сырок вместо сыра, кусочек черного хлеба без белой булочки - все это признаки экономии на еде.

У чартерного рейса всегда есть заказчик, который его оплачивает. Какой будет обед, зависит от его запросов и возможностей. Нередко заказчики, например, крупные туристические фирмы, сами занимаются организацией питания.

- Турфирмы хорошо знают уровень и потребности своих клиентов, - говорит Геннадий Камбулов, заместитель директора цеха бортового питания "Нэшнл Сервис". - Если на чартере летит шоп-тур, то турфирмы предпочитают сэкономить на обеде. Челноки - публика непривередливая.

Крупные авиакомпании стараются и на регулярных, и на чартерных рейсах заказывать одинаковую еду.

Сегодня существует несколько цехов, занимающихся кэтерингом - производством бортового питания. В основном они базируются в аэропортах и обслуживают те авиакомпании, самолеты которых летают из этого аэропорта. В "Шереметьево", например, несколько цехов бортового питания - "Аэромар", "Нэшнл Сервис", "Алазани Эдем". В "Домодедово" работает "Домодедово Эр Сервис", авиакомпании, "прописанные" во "Внуково", обслуживает "Внуково-Еврест".

- Если цех находится далеко от аэропорта, то могут быть непредвиденные обстоятельства при доставке (поломка машины, авария, пробки на дорогах), что приводит к задержке рейса, - говорит Олег Колтунов.

С другой стороны, такая привязка к местности отчасти сказывается на качестве обедов. Например, в аэропорту "Домодедово" всего лишь один цех бортпитания, который обслуживает все авиакомпании, летающие из этого аэропорта. Конкуренции нет, и компания может диктовать свои условия по ценам. Авиакомпания же вынуждена либо соглашаться и экономить на чем-то другом (например, поднимать цену на билет), либо искать более дешевый вариант питания. Конечно, пассажир тоже может выбирать авиакомпанию (особенно если он часто летает и в курсе, где как кормят), но если авиакомпания - монополист на каком-то направлении, то выбора нет и у пассажира.

- Никаких стандартов и ГОСТов, что должно быть на завтрак, обед и
ужин, сейчас нет, - рассказывает Тамара Варгузова, начальник отдела обеспечения сервиса компании "Аэромар". - Меню определяется скорее из исторически сложившегося понимания, что такое обед или завтрак. А вот какими конкретно продуктами кормить - на этот счет существуют четкие правила. Есть список продуктов, разрешенных к использованию на борту. Все компоненты любого нового блюда должны соответствовать этому списку и согласовываться с соответствующими органами санэпиднадзора.

Так, например, можно поставлять цельное мясо, а котлеты из рубленого мяса - нельзя, срок хранения не позволяет. Обычно авиакомпании заказывают питание в оба конца. Цеха бортпитания для обратного пути готовят горячее методом глубокой заморозки. Надо сказать, что все правила, касающиеся соблюдения стерильности производства продуктов для питания в полете, выполняются четко. Возможно, поэтому не известно ни одного скандального случая отравления на борту....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка