Гудок
22 января 2016, 10:20
IATA: топ-менеджеры авиакомпаний не ждут роста выручки
Увеличение прибыли в сфере гражданской авиации обусловлено только повышением пассажиропотока и падением цен на топливо, сами участники рынка уже теряют оптимизм
Международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала аналитический обзор мирового авиационного рынка и определила индекс предпринимательской уверенности в секторе авиаперевозок на 2016 год.
Индекс предпринимательской уверенности или иначе индекс делового доверия традиционно выводится из результатов опроса топ-менеджеров, занятых в определенном секторе. Индекс высчитывается как средний арифметический показатель из полученных в ходе опроса позитивных и негативных мнений о текущей рыночной ситуации и ожиданий топ-менеджеров на ближайшее будущее.
Эксперты Международной Ассоциации воздушного транспорта рассмотрели мнения и прогнозы участников рынка по рентабельности, спросу, производственным затратам, выручке и трудоустройству в секторе авиационных перевозок.
Согласно обзору, авиакомпании ожидают рост прибылей в 2016 году, при этом ожидания рынка стали скромнее по сравнению с предыдущим обзором, но остались позитивными. В октябре 2015 года 57,1% респондентов заявляли, что ожидают роста прибыльности своих компаний в ближайшие 12 месяцев. В январе 2016 года такой ответ дали только 45,7% опрошенных. Негативные ожидания слегка сократились - с 28,6 до 25,7% опрошенных.
Зато ровно вдвое выросло число топ-менеджеров, не ожидающих изменений - с 14,3 до 28,6%. Таким образом, позитивные ожидания участников рынка стали более умеренными, но не исчезли.
В аналитике IATA отмечается, что увеличению прибыльности в прошлом году способствовали значительный рост спроса на пассажирские перевозки и падение цен на топливо, что обусловило заметное сокращение производственных затрат всех участников рынка. Как сообщал Gudok.ru, по данным исследовательской группы Асссоциации Европейских Авиакомпаний (АЕА), пассажиропоток авиакомпаний-участниц Ассоциации в 2015 году составил 307 млн человек и достиг самого высокого уровня роста с 2011 года. В декабре 2015 года IATA опубликовала прогноз, согласно которому авиакомпании всех континентов в 2016 году получат беспрецедентную в истории пассажирских авиаперевозок чистую прибыль в $36,3 млрд против $33 млрд в 2015 году.
Спрос на пассажирские перевозки, как свидетельствуют данные самих перевозчиков, остается стабильно высоким. Объемы перевозок взлетели в последнем квартале 2015 года в сравнении с показателями 2014 года на 6-7%. Даже несмотря на экономические трудности на некоторых развивающихся рынках, спрос на пассажирские перевозки растет, и, по прогнозу, продолжит крепнуть в ближайшие месяцы. Тем не менее, здесь, как и в случае с прибыльностью, ожидания участников рынка стали скромнее. В октябре 72,7% опрошенных ожидали дальнейшего роста объемов пассажирских перевозок, а в январе такой прогноз решились дать только 54,5% респондентов, что, впрочем, все равно превышает половину. Только 9% респондентов ждут падения спроса на пассажирские перевозки.
Что касается грузовых перевозок, то начало 2015 года стало последней временной точкой, когда количество респондентов, дававших позитивные прогнозы на будущее, достигало 70% и росло. В течение 2015 года оптимизм в этом секторе таял. В январе 2016 года только 45,2% опрошенных дали позитивные прогнозы по грузопотоку на 2016 год, хотя эксперты IATA и опубликовали в начале года обзор рынка, предрекая окончание кризиса грузовых перевозок. Тогда отмечалось, что рынок пока показывает смешанные и неопределенные тенденции.
Почти 42% участников исследования IATA полагают, что ситуация в секторе грузовых перевозок в ближайший год не изменится. Еще три месяца назад так считали только 23,3% респондентов, надеясь, очевидно, на существенные улучшения, которых так и не произошло. По мнению специалистов IATA, ожидания позитивных изменений в секторе грузовых перевозок сокращаются "на фоне инертности мировой торговли и развивающихся рынков".
Как вытекает из растущих показателей прибыльности, производственные затраты авиакомпаний уменьшаются. В 2014 году положительные прогнозы в этой области давали те компании, в распоряжение которых поступали новые самолеты, сконструированные специально, чтобы сокращать потребление топлива, однако на сегодняшний день основная причина для оптимизма здесь, конечно, кроется в падающих ценах на нефть и, следовательно, топливо. Еще одна причина роста прибылей - долгосрочное снижение цен на топливо. В октябре более 77% опрошенных топ-менеджеров были уверены, что в ближайшие месяцы производственные затраты авиакомпаний будут только сокращаться. В январе этот показатель раздробился: 45,5%, как и раньше, пребывают в уверенности, что производственные затраты будут падать, еще 42,4% ожидают, что никаких изменений не произойдет.
Тем не менее, несмотря на рост спроса на пассажирские перевозки и падение цен на топливо, менеджмент в авиационной отрасли остается не слишком эффективным: на это указывают показатели выручки, полученной компаниями непосредственно за осуществление перевозок. Только 23,8% участников рынка в отрасли пассажирских перевозок и 12,9% в отрасли грузовых перевозок рассчитывают на увеличение выручки в ближайшие несколько месяцев. Более половины респондентов в октябре 2015 года ожидали сокращения выручки, и в январе 2016 года этот показатель почти не улучшился. Это свидетельствует о том, что авиакомпаниям не удается извлечь максимальную выгоду из сложившейся на рынке среды, которая в других условиях могла бы быть крайне благоприятной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции