О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Трансзамещение: как российские аэропорты справляются с потерей "Трансаэро"

Закрытие ряда международных рынков, падение доходов населения, сворачивание деятельности "Трансаэро" и неоплаченные счета - многие аэропорты оказались в незавидной ситуации

Уход некогда второго крупнейшего авиаперевозчика в стране стал ударом по всем участникам рынка. Кредиторы, среди которых были и банки, и поставщики услуг, потеряли и шансы истребовать большую часть задолженности, и объёмы бизнеса. Авиакомпаниям, которые, казалось, смогут вздохнуть спокойнее после прекращения конкуренции со стороны крупного перевозчика, по-прежнему непросто найти платёжеспособного пассажира: низкие тарифы первого квартала 2016 года обещают лишь значительные убытки. Фактическое закрытие ряда международных рынков (Украина, Египет, частично Турция), продолжающееся падение доходов населения, сворачивание деятельности крупной авиакомпании и неоплаченные счета - в незавидной ситуации оказались многие аэропорты. Теперь им приходится учиться существовать в новой кризисной реальности.

Пришлось адаптироваться

После ухода "Трансаэро" с рынка авиационных перевозок (компания была лишена сертификата эксплуатанта с 26 октября) некоторые региональные аэропорты потеряли уже заявленные направления на зимний период. С такой проблемой, например, столкнулись в пермском аэропорту "Большое Савино": "Трансаэро" намеревалась летать из Перми в Сочи в зимнем расписании 2015/2016 годов с 15 декабря, но после ухода компании руководству аэропорта пришлось искать замену обанкротившемуся перевозчику. Генеральный директор АО "Международный аэропорт "Пермь" Эдуард Кошенсков в ноябре 2015 года говорил газете "Коммерсантъ", что в Перми ведут переговоры с авиакомпаниями "Победа" и "Северный Ветер", но ответов тогда не поступило.

Перевозчик на освободившееся направление все же нашёлся: в конце ноября о начале полётов на линии Сыктывкар - Пермь - Сочи объявила "Комиавиатранс", регулярное сообщение установилось лишь в минувшие выходные - 23 января. В зимнем расписании компания будет выполнять один рейс в неделю на самолётах Embraer-145. Направление, очевидно, пользуется спросом: судя по данным сервиса бронирования на сайте "Комиавиатранс", по состоянию на 25 января проданы практически все билеты на рейсы по крайней мере с 5 февраля по 3 марта.

Однако "Большое Савино" - не единственный аэропорт, которому пришлось искать нового перевозчика. С такой ситуацией после ухода "Трансаэро" столкнулось большинство аэропортов на Дальнем Востоке, хотя и там очень скорое после начала кризисной ситуации ёмкости обанкротившейся компании были почти полностью замещены другими перевозчиками. Как ранее писал "АвиаПорт", маршруты "Трансаэро" на дальневосточном направлении попытались занять "Икар" (заявлены рейсы в Благовещенск, Магадан и Хабаровск), "ВИМ-Авиа" (Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Магадан и Хабаровск) и "ЮТэйр" (Анадырь, Владивосток, Петропавловск-Камчатский), нарастил провозные ёмкости "Аэрофлот". Провести замещение без проблем все же не удалось: в конце декабря генеральный директор "Аэропорта Благовещенск" Валерий Шлегель заявил о "временном прекращении" полётов компании "Икар" на линии Москва - Благовещенск из-за низкой загрузки воздушных судов. Речь, по словам В.Шлегеля, идёт о периоде зимней навигации. Не удержалась на хабаровском направлении "ВИМ-Авиа".

Незаменимых не существует

Тем не менее, оставшиеся в отрасли игроки постепенно заняли почти все направления, на которых ранее работала "Трансаэро". В частности, о том, что замена проблемной компании найдена практически на всех маршрутах, "АвиаПорту" ранее рассказывали представители аэропортовых холдингов "Аэропорты регионов" и "Базэл Аэро".

"Авиакомпания "Трансаэро" выполняла полёты из всех аэропортов холдинга, - рассказывали в "Аэропортах регионов". - Из аэропортов "Курумоч" (Самара) и Ростова-на-Дону авиакомпания выполняла регулярные рейсы в Москву. Так как данное направление является востребованным, то высвободившиеся рейсы уже заняли такие авиакомпании, как "Аэрофлот", "Сибирь", "ЮТэйр" и другие. В аэропортах "Кольцово" (Екатеринбург) и "Стригино" (Нижний Новгород) авиакомпания "Трансаэро" в большей степени выполняла международные чартерные рейсы. Эти объёмы уже заменены теми авиаперевозчиками, с которыми туроператоры заключили договор. Среди них Azur Air, Metrojet (сейчас приостановила операционную деятельность из-за запрета на полеты в Египет и чартерных рейсов в Турцию - "АвиаПорт"), "Оренбургские авиалинии", "Уральские авиалинии", "Нордавиа" и другие", - объясняли представители оператора.

Аналогичная ситуация к середине января сложилась и в аэропортах, находящихся в структуре "Базового элемента". "В зимнем расписании аэропортов компании "Базэл Аэро" было запланировано выполнение полётов авиакомпании "Трансаэро" из Краснодара в Москву, из Сочи - по 12 направлениям, среди которых - Екатеринбург, Казань, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург и ряд других. Сейчас замещающие перевозчики найдены практически на всех направлениях. Аэропорты сотрудничают с авиакомпаниями "Алроса", "ВИМ-Авиа", "Глобус", Pegas Fly, Nordwind, NordStar, "Победа", "Уральские авиалинии", "ЮВТ АЭРО", "ЮТэйр", Red Wings, S7 и другими перевозчиками", - рассказывали в холдинге "Базэл Аэро" в ноябре, однако уточняли, что по трём наименее популярным направлениям из Сочи замещающий перевозчик не найден. Впрочем, и эти проблемы к середине января уже решены: на минувшей неделе в холдинге "АвиаПорту" уточнили, что помимо "Комиаватранс", которая заняла ранее проблемное направление Сочи - Пермь, "Уральские авиалинии" уже начали полеты в Нижний Новгород. Единственное направление, которое осталось вакантным в зимний период - Сочи - Омск.

Практически все регулярные международные маршруты "Трансаэро" к концу января 2016 года, в целом, замещены: это следует из материалов, опубликованных на сайте Росавиации. Большинство из них получили компании группы "Аэрофлот": ещё в октябре Федеральное агентство выдало "Аэрофлоту" допуски на 56 из 156 маршрутов, в новом году перераспределение продолжилось. Так допуски на трансатлантические перелёты (в Майами и Хьюстон 11 января, в Торонто - 15 января) получила авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"). Однако, несмотря на то, что значительная часть маршрутов досталась "Аэрофлоту" и его дочерним структурам, национальный перевозчик не приобрёл статус монополиста: доля крупнейшей авиакомпании на рынке сейчас составляет 42%, об чем глава компании Виталий Савельев заявил Владимиру Путину во время встречи в аэропорту "Шереметьево" 12 января.

Многие маршруты "Трансаэро" взяли на себя другие игроки отрасли. Исходя из данных на сайте Росавиации, допуски на международные маршруты, помимо компаний группы "Аэрофлот", получили "ЮТэйр", "Северный ветер", "Уральские авиалинии", "ВИМ-Авиа", Red Wings и несколько других перевозчиков.

Подсчитать потери будет трудно

"Как мы помним, у нас ушёл в сентябре с рынка наш базовый перевозчик "Трансаэро". Для нас это было достаточно тяжёлым событием", - говорил 22 декабря в интервью телеканалу "Россия 24" председатель совета директоров ОАО "Международный аэропорт "Внуково" Виталий Ванцев. По его словам, во "Внуково" ожидают 15,5 млн обслуженных пассажиров по итогам 2015 года, хотя изначально этот показатель в аэропорту прогнозировался на отметке 16 млн человек. Глава совета директоров "Внуково", однако, не уточнил объёмов потерь, которые понёс аэропорт после ухода своего базового перевозчика, добавив, что в аэропорту "не видят их масштаба". Во "Внуково" не ответили на запрос "АвиаПорта".

Несмотря на это, "Внуково" удалось избежать критической ситуации: до ноября 2015 года рост перевозок в аэропорту, по словам В.Ванцева, находился на отметке в 32%. По большей части его обеспечила авиакомпании "Победа" (входит в группу "Аэрофлот"), перестала сокращать перевозки и, более того, стала отыгрывать позиции "ЮТэйр".

"Победа" в прошедшем году усиленно наращивала маршрутную сеть: компания открыла 46 новых направлений. Из "Внуково" лоукостер в текущем зимнем расписании летает по 21 направлению, в том числе международным - в Братиславу и Милан. Представители "Победы" не ответили на запрос "АвиаПорта" о планах по расширению сети из Москвы на 2016 год.

"ЮТэйр" также наращивала провозные ёмкости из "Внуково": в основном за счёт выхода на направления, ранее занятые "Трансаэро". Помимо рейсов на Дальний Восток, компания с 1 ноября запустила ежедневный рейс в Ригу. Кроме того, "ЮТэйр" получила допуски на полеты в Германию, на Мальту и в Китай из Москвы, однако полеты по этим направлениям пока не начаты. В "ЮТэйр" не ответили на запрос "АвиаПорта".

Оценивать финансовые потери от ухода "Трансаэро" с рынка представители аэропортовых холдингов пока не берутся: по их словам, понять, как сильно на фоне ряда негативных факторов сказался именно уход остановившей перевозки компании, невозможно. "С приостановкой полётов в Египет негативная динамика, связанная со спадом спроса на международные перевозки, резко усилилась. В связи с наложением друг на друга влияющих факторов и перераспределением потоков, выделить, какую долю в общем негативе занимает "Трансаэро", не представляется возможным", - комментируют ситуацию в "Аэропортах регионов". В "Базэл Аэро" оценивают потери от ухода "Трансаэро" как незначительные.

Аэропорты, которым "Трансаэро" задолжала за обслуживание, будут пытаться покрывать убытки за счёт оставшихся клиентов, и это может подстегнуть рост тарифов: в начале декабря заместитель гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами "Аэрофлота" Шамиль Курмашов на конференции "Транспортная неделя 2015" заявил, что в калининградском "Храброво" цены на обслуживание поднялись на 23%, в "Домодедово" на 8%". Впрочем, и в этом случае выделить "фактор "Трансаэро" сложно: генеральный директор АО "Международный аэропорт Шереметьево" Михаил Василенко, давно расставшийся с "Трансаэро", в ходе пресс-завтрака 20 января рассказал, что тарифная политика будет пересмотрена, сборы будут подняты, правда, не более уровня инфляции в стране....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка