Московский комсомолец
3 февраля 2016, 09:44
История одной авиакатастрофы над Байкалом
В середине прошлого столетия в Слюдянке от одного деда мне довелось услышать рассказ о крушении над Байкалом самолета
Будто бы перелетев акваторию озера близ станции Мысовой, он упал в диких таежных горах Хамар-Дабана. Хотя я тогда был начинающим краеведом, но посчитал эту историю байкой, ибо она ничем не подтверждалась. Позже мне пришлось прошагать по тамошним местам десятки километров, беседовать со штатными охотниками, имеющими в том районе свои зимовья и промысловые участки, но никто не мог припомнить этой истории. И совсем забылся бы рассказ о крушении самолета, если бы не возродил его в моей памяти случай. "Действительно, - сказал мне однажды старожил тех мест, - среди байкальских поморов много лет тому назад ходила молва о воздушном крушении; летчик, вроде бы, был спасен и даже лечился в местной больнице".
Еще через десяток лет судьба свела меня с жителем села Исток Кабанского района Петром Степановичем Серебренниковым.
- Крушение самолета? - вспоминает он. - Да, что-то такое было. Задолго до Отечественной войны. Я тогда еще пацаном был. Однажды по селу слух прошел - самолет упал. Жители окрестных деревень Истока, Посольска, Боярского и станции Мысовой тут же отправились спасать пилотов. А зима или весна была, Байкал во льду стоял. Поэтому люди направились на санях с лошадьми. Говорят — спасли.
Сложность дальнейшего краеведческого поиска придавало отсутствие точной даты события и фамилий членов экипажа. И лежать бы рассказу Серебренникова без движения и далее, если бы в руки совершенно случайно не попала архивная подшивка газеты "Бурят-Монгольская правда" за 1935 год. Листаю ее и неожиданно в номере от 9 марта обнаруживаю короткое сообщение: "Водопьянов: мой перелет проходит благополучно". Далее вкратце пересказывается интервью летчика по иркутскому радио 6 марта в 7 часов 30 минут утра о перелете по маршруту "Москва - лагерь Шмидта на Северном полюсе". А в нем строки: "В 1932 году по заданию правительства я летал для установления линии Москва - Владивосток - Камчатка. Перелет, как известно, закончился неудачей. Самолет потерпел аварию над Байкалом. Мой брат-механик погиб, я был сильно ранен. Считали, что я не только не могу сесть за руль самолета, но и сомневались, могу ли я остаться живым".
В 2012 году в мои руки попалось еще одно газетное сообщение, датированное февралем 1933 года. В нем говорилось: "При перелете через озеро Байкал потерпел крушение и упал на лед самолет М.В.Водопьянова - будущего Героя Советского Союза, участвовавшего в спасении челюскинцев в Арктике. Самолет упал в 5 км от ст. Мысовой, сам летчик спасен местными жителями и вначале был помещен в Мысовскую больницу, затем в Верхнеудинскую железнодорожную больницу (механик Серегин погиб при крушении). При аварии М.В.Водопьянов получил тяжелое ранение головы и перелом челюсти. В Верхнеудинске его лечил известный в республике врач Иван Иванович Алексеев".
К 1932 году Михаил Васильевич Водопьянов уже был известным летчиком дальней авиации и мечтал о полетах в заполярных широтах. Он родился в 1899 году близ Липецка в деревне, мальчишкой воевал на фронтах гражданской войны, в 1924 году поступил в "Добролет" механиком по ремонту авиационных моторов. В 1929 году получил удостоверение летчика, о котором мечтал и к чему стремился. Ему очень хотелось много летать и непременно совершить "какой-нибудь необыкновенный подвиг". Но в первый самостоятельный полет его направили не во льды Арктики, а в кубанские степи на борьбу с саранчой, пожиравшей сельскохозяйственные посевы. В конце того же 1929 года Водопьянову поручают открыть пассажирскую авиалинию на остров Сахалин. После успешного выполнения задания он зачисляется в эскадрилью особого назначения для оперативной доставки типографских матриц газеты ЦК ВКП (б) "Правда" в Ленинград, Харьков и другие крупные города СССР. Туда брали только отважных и опытных летчиков, ибо им предстояло летать днем и ночью, в любую погоду любого времени года.
Начало 1932 года явилось самым тяжелым временем в летной жизни М.В.Водопьянова. Он получает новое правительственное задание совершить сверхдальний перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский и обратно. Предстояло за тринадцать дней покрыть гигантское расстояние в 23 тысячи километров (половину радиуса земного шара!). Вместе с бортмехаником Серегиным с 10 февраля начал осуществлять ежедневные тренировочные полеты вокруг Москвы, чтобы опробовать тяжелую по тому времени машину. Во время одного из таких испытаний к Водопьянову подошел уже тогда самый легендарный летчик страны Валерий Чкалов, который в порядке товарищеской помощи немного полетал на новом самолете. После посадки, уступая штурвал "хозяину", сказал:
- Хорошая у тебя машина, можно сказать, с деликатным характером. Я это сразу почувствовал. Летать на ней одно удовольствие. Не сомневаюсь, что ты нормально долетишь на ней до Камчатки. Желаю успеха!
Невероятный факт! Если самолет М.В. Водопьянова проломил при крушении рыхлый в марте лед Байкала и затонул, то в случае его обнаружения и поднятия из глубины (в этом месте, кстати, не очень большой) мы могли бы иметь среди музейных экспонатов легендарную машину, за штурвалом которой сидел сам Валерий Павлович Чкалов, да и М.В.Водопьянов был одним из самых первых Героев Советского Союза. Заинтересуются ли этим фактом наши музейщики, гидронавты и дайверы?
Запланированному сверхдальнему полету предшествовала теоретическая работа с известным полярным ученым И.Д. Папаниным (начальником СП на Земле Франца-Иосифа, что в Северном Ледовитом океане) по поиску возможных путей воздушного сообщения с Арктикой через Сибирь и Дальний Восток, которых до сей поры еще не существовало.
Одобренный партией и правительством перелет Москва - Камчатка - Москва должен был явиться первым практическим шагом в осуществлении этих планов. Вылетев из московского аэродрома "Центральный", Михаил Васильевич просидел безвылазно за штурвалом самолета двое суток без сна и отдыха, пока не подлетел к Байкалу. Что случилось над сибирским озером-морем, неизвестно, но самая современная по тем меркам летательная машина с цельнометаллическим корпусом упала на лед. Скорее всего, летчик устал без сменного помощника. Высота также должна была быть значительной, так как за станцией Мысовой вздымались к небу высокие пики хребта Хамар-Дабан. При ударе погиб брат-бортмеханик, сам летчик чудом остался жив, хотя сильно израненным.
О ранениях Водопьянова на Байкале упоминается в ряде источников, которые удалось найти. К 1934 году это был рослый, крепко сбитый молодой человек с несколько широковатым добродушным и веселым лицом. О катастрофе напоминали "два розовых глянцевых шрама и вставленные фарфоровые зубы".
Катастрофа над Байкалом, когда разбился новейший в техническом отношении самолет, специально сконструированный для сверхдальних беспосадочных полетов, серьезно осложняла карьеру знаменитому летчику, хотя все признавали его личное мужество и отвагу при исполнении служебного долга. Например, когда Водопьянов написал рапорт командованию с просьбой направить его на Северный полюс спасать челюскинцев, начальствующее лицо грубо оборвало Михаила Васильевича:
- Сколько человек сидит на льдине?
- Вы же знаете - сто четыре человека!
- Знаю и то, что когда вы прилетите туда, будет сто шесть. Сломаете там самолет, вас самих спасать придется еще.
Этот тяжелый разговор с начальством и вынудил М.В.Водопьянова обратиться за помощью к газете "Правда".
Разрешение на рискованный полет было дано лично В.В.Куйбышевым, но с условием, что Водопьянов поедет до Хабаровска в железнодорожном экспрессе, а его разобранный на части самолет будет следовать на платформе в хвосте состава. Попытку пилота все же лететь "днем и ночью" Куйбышев пресек решительно:
- А вот этого мы вам и не позволим. Если вам память не изменяет, то ваша катастрофа на Байкале произошла именно оттого, что вы летели двое суток…
В Хабаровске Водопьянова уже ждали два известных сибирских пилота Иван Доронин и Виктор Гладышев со своими менее мощными машинами, чтобы составить эскадрилью под начальством Михаила Васильевича. Кстати, В.Л.Гладышев представлял Бурят-Монголию, был одним из первых пилотов республики, открывал воздушные дороги за Байкалом и в Центральную Азию. Его считают даже первым летчиком Сибири и Дальнего Востока, хотя, ради справедливости, нужно заметить, что первые самолеты над Байкалом появились в годы гражданской войны в отрядах белочехов. В 1929 году Гладышев принимал участие в спасении пассажиров парохода "Ставрополь", затертого в льдинах Северного Ледовитого океана. В составе эскадрильи Водопьянова спасал челюскинцев. В январе 1935 года ему поручается выполнить первый в истории воздушных сообщений сложный и опасный перелет на самолете АНТ-7 по маршруту Москва - Красноярск - Иркутск - Якутск - Тикси.
Что касается Водопьянова, то он вывез на своем самолете со льдины последних 10 челюскинцев - руководителей советской полярной станции. За свой подвиг он в числе 7 летчиков был удостоен звания Героя Советского Союза, специально учрежденного правительством СССР по этому случаю. А 7 мая 1935 года Михаил Васильевич вновь перелетел Сибирь чуть севернее озера Байкал, прокладывая новую воздушную трассу для регулярных пассажирских полетов и доставки почты в самые отдаленные северо-восточные районы страны. Всего же, по его подсчетам, он 5 раз летал из Москвы в Хабаровск, 2 - на Чукотку, 1 - на Землю Франца-Иосифа, 1 - на Северный полюс. Многие из этих полетов пересекали воздушное пространство над озером Байкал туда и обратно.
Михаил Васильевич прожил славную жизнь. О его героизме свидетельствовали кроме медали "Золотая Звезда" 4 ордена Ленина, 4 - Боевого Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени и многие медали. На фотографиях начала 70-х годов ХХ столетия он запечатлен в форме генерала авиации. К тому же Водопьянов прекрасно владел пером, написав ряд увлекательных книг и много статей о своей "полетной" биографии. Есть в них и строки о своем прерванном полете над акваторией озера Байкал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции