Российская газета
11 февраля 2016, 09:05
От винта!
Тревожная новость: с 1 января аэропорт Йошкар-Олы перестал принимать и отправлять самолеты
У аэропорта закончился договор с компанией "Руслайн", выполнявшей единственный рейс по маршруту Йошкар-Ола - Москва. Продлить договор перевозчик не захотел, и других желающих не нашлось. "Мы еще в январе объявили конкурс и выделили деньги из республиканского бюджета, однако принять в нем участие никто не захотел. Возможно, авиакомпании ждут более высокого сезона. Зимой наполняемость самолетов редко больше 10-12 человек", - рассказали в аэропорту. Похожая ситуация была и в прошлом году. Поэтому жители республики уже давно протоптали тропинку в соседние Чебоксары: улететь оттуда в столицу можно два раза в сутки. "Когда-то мы летали в Адлер, Симферополь, Свердловск, Ленинград, - с горечью говорит ветеран аэропорта Йошкар-Олы Петр Величкин. - А сейчас на юг только на поезде, в Москву тоже". Тем временем конкурс для авиаперевозчиков в Марий Эл продолжается. Здесь надеются, что определиться с компанией, готовой выполнять хотя бы один рейс в Москву, удастся к началу лета. Хорошо, если авиакомпания найдется. А если нет? Последствия предугадать несложно.
Нет так ли исчезли с карты России тысяча с лишним аэродромов? Вот они, кричащие цифры: на начало 1990-х годов в стране действовало 1450 аэропортов и аэродромов. Сегодня осталось 282. Столько же, сколько лишь в одном из 51 штата США - на Аляске. Так нарушается единое авиатранспортное пространство страны.
Как известно, в 2015 году действовало пять программ господдержки региональных и местных авиаперевозок: на Дальнем Востоке, в Калининградской области, Поволжье, Сибири и Крыму. В 2016 году на эти цели предусмотрено около 9 млрд рублей. И сейчас идет речь о дополнительной поддержке. Однако механизм действия программы вызывает у многих авиационных экспертов вопросы.
Скажем, договор об участии в программе субсидирования, где описывается фиксируемый тариф, заключается с Росавиацией на год. Но стоимость наземного обслуживания судов постоянно растет, а лизинговые платежи за самолеты иностранного производства номинированы в валюте. В результате авиакомпания не покрывает затрат и не обеспечивает себестоимость рейса.
Что касается Йошкар-Олы, то "РГ" попыталась прояснить ситуацию в Росавиации и минтрансе. "Это вопрос региона и авиакомпании, и мы это комментировать не будем", - ответили в пресс-службе одного ведомства. "Это проблема региона", - вторили в другом. Вопрос: что в этой ситуации делать авиапассажирам? И кто им все-таки поможет?
Между тем
Несмотря на сложную ситуацию, в прошлом году по сравнению с 2014-м аэропорту Казань удалось увеличить прибыль более чем в полтора раза - с 19,1 млн до 31,6 млн рублей. При этом прирост на внутренних перевозках - 10,5 процента. Всего в рамках программы развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе из аэропортов Татарстана выполнено 1787 рейсов, обслужено свыше 36 тысяч пассажиров. И это не предел. Как сообщили в миндортрансе РТ, в появятся новые авиарейсы.
В прошлом году из аэропорта Ярославля можно было улететь в Санкт-Петербург, Архангельск, летом - еще и в Симферополь, а осенью - в Сочи. Перевозчики готовы сотрудничать с регионом лишь при условии субсидирования полетов из облбюджета: чтобы билеты были приемлемы по цене, а компании не несли убытки.
Мнение
Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации "Аэропорт":
- Не является ли ситуация в аэропорту Йошкар-Олы предвестником его закрытия? Очень может быть. Примерно так приказал долго жить аэропорт Быково: у него не было базовой авиакомпании, он чуть просуществовал на чартерах, а потом погиб. Аэропорт Йошкар-Ола - член нашей ассоциации. И нам не безразлична его судьба. Будем выходить на региональные власти, на регуляторов. С Петрозаводском такие же сложности были. Вот такая чехарда творится.
Я считаю, что одна из проблем - отсутствие единого регулятора деятельности гражданской авиации. В свое время было Министерство гражданской авиации СССР, которое занималось всеми этими вопросами. Потом взяли его и разодрали, сделали вариант по европейскому образцу. Но нельзя же сравнивать нашу территорию с Норвегией, Францией или Великобританией. Мы потеряли практически всю аэродромную сеть местных воздушных линий. А что будет дальше? Да, есть примеры, когда региональные аэропорты возрождаются. Возьмем хотя бы Калужский аэропорт. Мы прекрасно знаем его историю: он нормально функционировал, потом захирел, а сейчас уже приобрел статус международного. Но это целиком заслуга местной власти. Хорошо, что в Росавиации поддержали.
Виталий Бордунов, профессор, эксперт Комитета Госдумы по транспорту, эксперт ИКАО:
- Как сказал бы Шекспир, нет повести печальнее на свете, чем повесть о праве аэропортов и аэродромов на защиту своих прав и законных интересов. Почему? Чтобы аэропортовая и аэродромная сеть работала с выгодой, в сеть надо вложиться. Это аксиома. Обычно в аэродромы вкладывается либо государство, либо инвестор. И тот и другой вариант требует правового оформления на основе закона, в котором четко определен статус и режим аэропортов и аэродромов. Но до сих пор в России такого закона нет, хотя 7 раз законодатели разного уровня и образования пытались его принять. Последнее усилие было предпринято Комитетом Госдумы по транспорту в прошлом году. Увы, авиационные власти посчитали его принятие преждевременным. Парадокс, да и только. Ведь такой закон должен служить камертоном настройки других законов и правил об аэропортах, чего сейчас в помине нет.
По экспертным оценкам, потери российских аэропортов и аэродромов из-за отсутствия надежной правовой платформы их деятельности, упущенной выгоды от неоказанных услуг пассажирам и авиакомпаниям составляют 50 млрд рублей в год.
США и Европа уверенно идут к тому, чтобы через 6 лет достичь объемов перевозок по 1 млрд пассажиров в год. Уже сейчас только американские авиакомпании перевозят свыше 850 млн пассажиров в год. Наши показатели - 90 млн пассажиров в год. И если ситуация с аэропортами и правовым полем вокруг них останется такой же, как сейчас, то далеко мы не улетим.
Вопрос сенатору
На вопросы нашего корреспондента ответил Константин Косачев, представитель правительства Республики Марий Эл в Совете Федерации.
Константин Иосифович, вы в курсе, что аэропорт Йошкар-Олы с 1 января 2016 года перестал принимать и отправлять самолеты?
Константин Косачев: Конечно, в курсе. Но не аэропорт перестал принимать. Я активно занимался тем, чтобы аэропорт был сертифицирован и ему разрешили включиться в систему регулярного авиасообщения в РФ. Это происходило в начале прошлого года. И это произошло.
Сейчас речь идет о том, что авиакомпания "Руслайн", которая осуществляла рейсы, по коммерческим соображениям этот контракт продлевать не стала. И республика сейчас ищет другого авиаперевозчика, который заинтересуется соответствующими маршрутами, прежде всего на линии с Москвой. Поэтому речь не об аэропорте, не о сертификатах годности. Речь идет о чисто коммерческой составляющей, о том, чтобы авиаперевозчик был заинтересован в том, чтобы осуществлять авиаперевозки.
А как вы сами туда добираетесь?
Константин Косачев: Езжу на поезде. Мне так удобнее: это занимает ночь. Я так много летаю самолетом по служебным делам, что если есть любая возможность поменять самолет на поезд, я пользуюсь этим.
Есть решение о субсидировании региональных авиаперевозок. Йошкар-Ола в эту программу не попала?
Константин Косачев: Я сейчас разбираюсь с этим вопросом. Очень активно им занимаюсь. Ответа пока нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции