Российская газета
16 февраля 2016, 15:23
Как выглядит победитель Ту-160
Рассказывая о "бомбардировщике будущего" ПАК ДА, СМИ часто используют изображения самолета фантастических очертаний: с очень широким плоским фюзеляжем, выдвижными крыльями и широко расставленными килями
"Сотка"
Предшественником Т-4МС был просто Т-4 (изделие 100 или "сотка"), сверхзвуковой ударно-разведывательный ракетоносец, предназначенный для поиска и уничтожения авианосных групп. Самолет получился фантастическим: титановый корпус, новые принципы управления, новейшая электроника… Одних изобретений в Т-4 было применено порядка 600.
Крейсерская скорость у "сотки" была под 3000 км/ч, поэтому на сверхзвуковом режиме экипаж летел вслепую - после взлета носовой обтекатель устанавливался в горизонтальное положение и закрывал фонарь кабины, стекла которого на такой скорости неминуемо расплавились бы. На всякий случай у командира имелся перископ, но толку от него было мало.
Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 22 августа 1972 года. Испытания прошли успешно, военные заказали 250 машин, но после 10 удачных полетов проект закрыли. Причин тому было несколько. КБ Сухого в то время занималось тяжелым истребителем Т-10 - из него впоследствии получился великолепный Су-27, - и в правительстве решили не распылять силы. Базовый для КБ Тушинский машиностроительный завод не потянул бы серийное производство инновационного ракетоносца, а предполагавшийся для этого казанский авиазавод Сухому передан не был.
Когда в Совете Министров стали готовить постановление о производстве Т-4 в Казани, главный конкурент Павла Сухого Андрей Туполев понял, что теряет серийное предприятие, где выпускали его Ту-22... И приложил все усилия, чтобы этого не допустить. В частности, он предложил наладить в Казани выпуск модификации Ту-22М - для этого якобы достаточно было лишь слегка перепрофилировать производство. И хотя на выходе получился совершенно новый самолет, казанский завод остался за Туполевым.
Из-за титанового корпуса Т-4 выходил очень дорогим и даже ноу-хау КБ по сокращению расхода металла при производстве и сварке не смогли переубедить промышленников и экономистов. Те довольно справедливо рассудили, что применить передовые разработки на опытном производстве - одно, а внедрять их на другом заводе при поточной сборке - совсем другое.
К тому же в 1969 году ВВС изменило требования к летно-техническим характеристикам ракетоносца и уже созданный к тому времени проект "сотки" им не отвечал. В 1976 году министр авиационной промышленности Петр Дементьев подписал приказ о закрытии проекта Т-4 и передаче всех наработок по нему КБ Туполева для создания Ту-160. Единственный экземпляр "сотки" отправили в музей ВВС в Монино, а поднимающийся обтекатель получил Ту-144 - правда, с окнами. Благо крейсерская скорость у первого в истории пассажирского "суперсоника" была не столь высока - "всего" 2300 км/ч.
"Двухсотка"
Потерпев неудачу с "убийцей авианосцев", КБ Сухого переработало проект для участия в конкурсе на стратегический бомбардировщик. Так родился Т-4МС (модернизированный стратегический). По краям треугольного фюзеляжа появились небольшие крылья изменяемой стреловидности, киль раздвоился, двигатели в подкрыльевых гондолах сместились назад, освобождая место для вооружения. По проекту самолет нес 24 баллистических ракеты Х-2000 либо четыре больших крылатых ракеты Х-45 во внутренних отсеках и на внешней подвеске в специальных контейнерах, улучшавших аэродинамику на сверхзвуковых скоростях. Т-4МС получил шифр "изделие 200" по взлетной массе, которая приближалась к 200 тоннам.
Испытания модели в аэродинамической трубе показали, что "двухсотка" обладает фантастической аэродинамикой: 17,5 на дозвуковых скоростях и 7,3 на 3 Маха. Малая площадь поворотных консолей крыла и жесткий центрплан делали возможным полет на высоком сверхзвуке у земли. На военных самолет произвел большое впечатление - помимо аэродинамки их прельстила скорость, в три раза превышавшая звуковую, и малая радиолокационная заметность. По общему мнению, Т-4МС являлся "самолетом прорыва", который не могли перехватить существующие и перспективные системы ПВО.
В конце совещания, посвященного итогам конкурса на разработку стратегического бомбардировщика, выступил главнокомандующий ВВС Советского Союза, маршал авиации Павел Кутахов: "Знаете, давайте решать так. Да, проект ОКБ Сухого лучше, мы отдали ему должное, но оно уже втянулось в разработку истребителя Су-27, который нам очень и очень нужен. Поэтому примем такое решение: признаем, что победителем конкурса является КБ Сухого и обяжем передать все материалы в КБ Туполева, чтобы оно проводило дальнейшие работы…"
Фирма Туполева к тому времени уже делала Ту-160 и от наработок Сухого отказалась. Однако революционные решения "сотки" и "двухсотки" со временем появились в Ту-160, Су-27, МиГ-29 и самолетах XXI века....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции