О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дмитрий Бобылев: площадь зоны ответственности филиала "Аэронавигация Северовосточной Сибири" - около 3780 тысяч квадратных километров

Интервью газете "Воздушный флот" дал Д.В.Бобылев, первый заместитель, затем директор филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" ФГУП "Государственная корпорация по ОрВД"

Дмитрий Владимирович Бобылев в 1998 г. с отличием окончил Академию гражданской авиации, в 2002 г. - Самарскую государственную экономическую академию, в 2004 г. - аспирантуру с защитой диссертации, в 2015 г. - Высшую школу экономики по курсу ЕМВА. С1998 по 2001гг. работал диспетчером службы движения ГС РЦ ЕС УВД Регионального государственного предприятия "Волгааэронавигация", г. Самара. Более 10 лет работал в финансово-экономической сфере на разных должностях. С 2015 г. - первый заместитель, затем директор филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" ФГУП "Государственная корпорация по ОрВД", г. Якутск.

- Дмитрий Владимирович, чем был примечателен для вашего филиала минувший 2015 год?

- 2015 год был примечателен, как для нас, так и для всей страны тем, что это был год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и год 90-летия авиации Якутии. Год был напряженным для нашего филиала и в вопросах наших повседневных обязанностей по обеспечению надежной работы системы

УВД, и по выполнению сложных и объемных задач по развитию материально-технической базы нашего предприятия в рамках Республики Саха (Якутия), строительству и модернизации объектов по управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению полетов.

В 2015 году был продлен срок действия Коллективного договора филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" до 31 марта 2019 года.

Положительная оценка нашей деятельности за прошедший год со стороны руководства ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" позволяет нам говорить, что филиал развивается в правильном направлении.

- В прошлом году должна была закончиться реализация Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" уложилась в эти сроки?

-Сроки реализации Федеральной целевой программы (ФЦП), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 652, были продлены до 2020г. постановлением Правительства РФ от 9 марта 2013 г. N 202.

На сегодняшний день завершена значительная часть мероприятий, предусмотренных к реализации в подразделениях нашего филиала. На некоторых объектах продолжается модернизация, на некоторых ведутся проектно-изыскательские работы.

Так что говорить о завершении программы еще рано.

Кроме того, на выполнение программы в условиях Якутии оказывают влияние региональные климатические и логистические особенности, которые не всегда учитываются при планировании сроков реализации мероприятий. Порой один день может отодвинуть работы на полгода и более. Поэтому специалистам филиала часто приходится решать возникающие проблемы в авральном режиме, чтобы обеспечить выполнение в запланированные сроки.

Но в целом коллектив филиала настроен на выполнение предусмотренных программой мероприятий в установленные сроки.

- Какие конкретно пункты этой программы для вашего филиала были определяющими?

Трудно однозначно ответить. Каждый из объектов по-своему важен.

Как сравнить, что важнее: создание современной инфраструктуры управления воздушным движением в аэропорту Мома, где большую часть года единственным видом транспорта является авиация или переоснащение новым радиотехническим оборудованием таких аэропортов, как Якутск, Нерюнгри или Мирный?

Каждый из объектов приносит определенный опыт, определяет веху в развитии филиала, вносит свой вклад в улучшение качества обслуживания полетов не только российских, но и международных авиаперевозчиков.

- Несмотря на экономические сложности, в Госкорпорации по ОрВД активно идет процесс обновления материально-технической базы. Насколько этот процесс вас удовлетворяет по срокам, по качеству работ, по ТТХ нового оборудования?

Помимо ФЦП, в настоящее время филиал принимает участие в реализации проектов по техническому перевооружению на современное оборудование более 60 позиций радиотехнических средств. Естественно, новое оборудование намного превосходит по своим параметрам находящееся в эксплуатации. Прежде всего, это касается, конечно, вопросов энергоэффективности, эргономики, массо-габаритных характеристик.

Внедрение новых типов оборудования позволяет оптимизировать работу как инженерно-технического персонала, так и диспетчеров, осуществляющих УВД.

Улучшаются условия работы специалистов во всех подразделениях, как в крупных центрах ОВД, так и в подчиненных отделениях и КДП МВЛ.

В рамках мероприятий по созданию Якутского укрупненного Центра ЕС ОрВД организованы современные каналы обмена информацией со смежными Центрами УВД. Применяется технология безречевого обмена сообщениями OLDI, организован обмен радиолокационной информацией, внедряется автоматизированная система планирования полетов.

Вместе с тем, имеется ряд претензий к некоторым производителям по вопросу неоправданно затянутых сроков поставки нового оборудования.

- Государство все больше и больше отпускает средств на развитие ГА. Вы как-то это чувствуете?

Увеличение финансирования гражданской авиации со стороны государства оказывает значительное влияние на развитие авиационной инфраструктуры в сторону ее улучшения. Начаты работы по капитальной реконструкции ряда аэродромов в Якутии.

А там, где появляется качественное летное поле, появляются и радиотехнические средства, позволяющие обеспечить регулярность авиационных перевозок вне зависимости от метеорологических и других условий, что особенно важно для огромных просторов Якутии.

- Наши читатели вряд ли представляют себе реальную обстановку в небе над Якутией. Насколько она насыщена, как вписывается в общую обстановку в этом регионе земли?

Филиал "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" является обособленным подразделением ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на северо-востоке нашей страны. Согласно Административному регламенту Федерального агентства воздушного транспорта филиал предоставляет государственную услугу по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание). Данная услуга предоставляется на всех этапах полета воздушного судна, а также на площади маневрирования аэродрома всем воздушным судам, совершающим в установленном порядке полеты в воздушном пространстве Российской Федерации.

Результатом предоставления государственной услуги является:
  • обеспечение безопасности использования воздушного пространства Российской Федерации при осуществляемых в установленном порядке полетов воздушных судов;
  • обеспечение пользователям воздушного пространства возможности придерживаться планируемого времени вылета и прибытия;
  • своевременное предоставление пользователям воздушного пространства радионавигационной и радиолокационной информации и связи;
  • своевременное предоставление пользователям воздушного пространства метеорологической информации;
  • своевременное предоставление пользователям воздушного пространства оперативной аэронавигационной информации;
  • обеспечение воздушных судов силами и средствами поиска и спасания на всех этапах полета воздушного судна.
Обслуживание пользователей воздушного пространства в районах УВД осуществляют: 3 РЦ ЕС ОрВД; 2 ВРЦ ЕС ОрВД; 2 МДП. ОВД в районах аэродромов осуществляют: 26 КДП (КДП, КДП МВЛ, КДП МВЛ+МДП); 4 СДП(ВСДП); 1 ДПК; 1 ДПП.

Зона ответственности филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" территориально расположена над самым крупным субъектом Российской Федерации - Республика Саха (Якутия). Площадь зоны ответственности филиала равна около 3780 тыс. Протяженность зоны обслуживания с запада на восток около 1 500 км, с севера на юг - более 2400 км. В зоне ответственности филиала расположены 32 действующих аэродрома. Выгодное географическое положение Республики Саха (Якутия) предопределяет основные направления развития системы ОрВД. За годы существования системы складываются основные потоки воздушного движения, система:
  • транссибирских маршрутов, связывающая страны Европейского континента с Японией и странами Юго-Восточной Азии;
  • трансполярных маршрутов, являющаяся наиболее выгодной при выполнении полетов из стран Юго- Восточной Азии в Северную Европу;
  • кроссполярных маршрутов, связывающих Японию и страны Юго- Восточной Азии со странами Северной Америки, по кратчайшему расстоянию через Северный ледовитый океан.
Общее количество международных воздушных трасс - 49.

Для связи населенных пунктов Республика Саха (Якутия) с региональным центром - город Якутск, а также для связи между собой и городами страны используются внутренние воздушные трассы, которых насчитывается в нашем регионе - 48.

Так как дорожная сеть в регионе развита слабо и порой воздушный транспорт является единственным видом сообщения, дополнительно для связи отдаленных населенных пунктов Республика Саха (Якутия) установлены 53 местные воздушные линии.

Ежедневно диспетчерские пункты органов ОВД филиала обслуживаютна воздушных трассах, так и вне их порядка 230-250 воздушных судов.

Так за 2015 год органами ОВД филиала "Аэронавигация Северо- Восточной Сибири" было обслужено - 328583 полета воздушных судов российских и иностранных авиакомпаний. Общий прирост интенсивности воздушного движения составляет - 5,26%, по сравнению с 2014 годом.

В районах УВД филиала обслужено 183178 полетов (прирост - 8,38%), из них 116977 полетов ВС иностранных авиакомпаний. Наблюдается рост на 12,08% количества обслуженных международных полетов. Данные показатели связаны с ростом интенсивности полетов по кроссполярным маршрутам до 35%. В свою очередь, наблюдается незначительное снижение интенсивности воздушного движения по системе транссибирских маршрутов за счет перераспределения потока на систему трансполярных маршрутов.

В зонах взлета и посадки аэродромов, расположенных в районе ответственности филиала за 2015 год обслужено 78906 полетов, что на 7,82% больше, чем в отчетный период 2014 года.

Филиал "Аэронавигация Северо- Восточной Сибири" занимает второе место в Дальневосточном регионе по количеству обслуженных воздушных судов, уступая лишь филиалу "Аэронавигация Дальнего Востока".

- Что, на ваш взгляд, следовало бы еще сделать для повышения эффективности аэронавигационного обеспечения полетов ВС в Северо-Восточной Сибири?

Якутия - один из сложнейших для полетов регион. Поэтому здесь роль аэронавигационного обеспечения полетов, как нигде высока. Для того чтобы диспетчер УВД имел возможность осуществлять качественное обслуживание воздушного движения, у него должны быть соответствующее оборудование и информация. Наша главная и стратегическая задача - создание укрупненного центра по обслуживанию полетов в городе Якутске. Из этого центра будет осуществляться руководство полетами в верхнем воздушном пространстве над всей территорией республики: от Северного Ледовитого океана до южных окраин. Подготовительная работа идет много лет. Ряд районных центров переведен в город Якутск. Устанавливается новая техника: трассовые радиолокаторы, радиопеленгаторы, радиостанции, информация с которых уже поступает с использованием космических технологий за многие сотни и даже тысячи километров на пульт диспетчера.

Конечно, есть у нас и проблемы. Велико количество оборудования, работающего с продленным ресурсом. Его доля составляет более 50%. Для повышения эффективности аэронавигационного обеспечения полетов нам предстоит сделать еще очень много. Но мы уверены в наших диспетчерах и специалистах службы ЭРТОС. Безопасность полетов, как и прежде, будет на высоком уровне.

- С кадрами сейчас в аэронавигации проблем нет. А у вас? Появляется ли молодежь, как она осваивает 4 уровень авиационного английского?

Да, действительно, той острой нехватки кадров, что была еще 3-5 лет назад, нет. Укомплектованность работниками ведущих профессий: диспетчерами службы движения и службы эксплуатации радиотехнического обеспечения полетов превысила 95%. Ежегодно мы принимаем на работу не менее 20 диспетчеров УВД и 10-15 инженеров и техников. Этого достаточно, чтобы покрыть естественную убыль в персонале, которая происходит из-за выхода на пенсию, переезда в центральные районы страны и т.д. На смену ветеранам приходит молодежь, имеющая хорошие перспективы стать в будущем прекрасными специалистами. Например, выпускники Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации Тимофеев А.В., Шангин А.Д., выпускник Санкт-Петербургского университета гражданской авиации Константинов О.С. и многие другие. Вопрос комплектации кадров перешел из количественной плоскости в качественную.

Динамичное развитие авиационной техники и систем аэронавигационного обеспечения полетов требует от диспетчеров УВД и специалистов ЭРТОС постоянного обновления знаний, а также поддержания профессиональных навыков. В связи с чем в филиале отлажен постоянный процесс повышения и поддержания квалификации как в классической форме обучения с преподавателем, так и с использованием передовых технологий - системы дистанционного обучения (СДО). Для этих целей организованны рабочие места СДО в Объединенном (базовом) центре ОВД г. Якутск, в Нерюн- гринском центре ОВД г. Нерюнгри и в Алданском отделении Нерюнгринского центра ОВД г. Алдан. В связи с приходом в республику Саха (Якутия) высокоскоростного интернета (оптико-волоконной линии), планируется в течение 2016-2017 годов расширение позиций СДО и организации рабочих мест в Мирнинском центре ОВД в г. Мирный, г. Ленек, п. Полярный, Олекминском центре ОВД г. Олекминск. Тьютерское сопровождение осуществляется координационно методическим центром "Восток" Сибирского филиала Института аэронавигации г. Красноярск. Также специалисты УВД и ЭРТОС выезжают на обучение в ведущие авиацонные центры Российской федерации, такие как Институт аэронавигации (Научно образовательный комплекс в Москве и филиалах в Санкт- Петербурге, Красноярске, Хабаровске, Якутске), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Московский государственный технический университет гражданской авиации, а также другие учебные центры.

Обучению английскому языку у нас отводится особая роль. В целях реализации требований ICAO в филиале регулярно проводится тестирование диспетчеров УВД по английскому языку на предмет соответствия 4 рабочему уровню языковой компетенции по шкале ICAO. На 1 февраля 2016 года диспетчеров УВД с допуском к работе на английском языке было 220 человек. Также хочется отметить, что более 80% диспетчерского состава центров ОВД, прошли стажировку в учебных центрах "PAN-AM" International Flight Academy (США) и MLS International College (Великобритания) и имеют соответствующие сертификаты как по общему, так и по авиационному английскому языку. Специалисты языковой подготовки Объединенного (базового) и Мирнинского центров ОВД, имеют статус рейтеров - экзаменаторов английского языка. Данные специалисты прошли подготовку по программе RMIT при Московском авиационном институте, дающей право определения уровня владения английским языком диспетчеров УВД.

Помимо основных программ обучения, в филиале организованны и другие виды подготовки, такие как КПК диспетчеров планирования, специалистов САИ, безопасности, администрации, курсов по охране труда для руководителей и специалистов воздушного транспорта, обучение водительского состава.

Особое внимание отведено первоначальному этапу отбора абитуриентов из числа выпускников старших классов средних общеобразовательных школ республики. В целях популяризации профессии "Диспетчер УВД" и "Инженер ЭРТОС" проводится работа по распространению в республиканских СМИ и в школах информации о правилах приема, поступления и обучения в образовательные учреждения ГА, о дальнейшем трудоустройстве в филиале, социальных программах и гарантиях. Иежегодно по целевой контрактной программе подготовки от филиала на данные специальности в Санкт- Петербургский государственный университет ГА, Московский государственный технический университет ГА и Ульяновский институт ГА поступают наиболее подготовленные молодые люди, которые по окончании вузов приходят к нам на работу.

- И, наконец, такой вопрос. Ваши диспетчеры ощущают на себе социальную заботу предприятия?

Социальная политика, целью которой являются достижение, сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала организации, - важный элемент деятельности нашего филиала. Основной функцией является повышение эффективности работы предприятия за счет уменьшения текучести кадров, в том числе закрепление молодых и наиболее квалифицированных специалистов. Социальная политика включает в себя социальные гарантии, предусмотренные Коллективным договором, и мероприятия, связанные с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Поощряется желание сотрудников повышать квалификацию и получать дополнительные знания, участвовать в спортивной и культурной жизни филиала.

Приоритетным направлением социальной работы является помощь в адаптации молодого поколения специалистов, так называемое закрепление их в районах Севера. Большой подмогой в этом вопросе является жилищная программа, в рамках которой на приобретение жилья молодым специалистам выделяется финансовая помощь в размере почти одного миллиона рублей. В 2015 году по итогам завершения VII этапа жилищной программы, материальную помощь на приобретение жилья получили 15 работников нашего филиала.

Кроме того, предприятие оказывает поддержку, оплачивая до 50% от суммы за аренду жилья для специалистов, которые пока не имеют возможности приобрести жилье в собственность. Это особенно актуально для работников, приезжающих к нам из других улусов (районов) Республики и даже из других регионов России. На данный момент в филиале трудится более 200 сотрудников, прибывших из Алтайского, Приморского, Красноярского, Хабаровского краев, Новосибирской области, с Камчатки и Магадана.

Большое внимание уделяется организации оздоровления работников. С этой целью создана комиссия по санаторно-курортному лечению, которая ежегодно выделяет путевки различным категориям сотрудников. В 2015 году по договорам с санаториями качественное лечение, столь необходимое в наших суровых северных условиях, получили 147 работников. Нужно отметить также, что с санаториями Алтая, черноморского побережья, а также с лечебно- профилактическими учреждениями, находящимися на территории Республики Саха, нас связывают долгие годы плодотворного сотрудничества. Помимо путевок, предоставляемых по договорам филиала, действует так называемая централизованная программа, согласно которой санаторные услуги предоставляются работникам, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением и работникам службы ЭРТОС за счет средств, выделяемых Госкорпорацией. В 2015 году путевками по этой программе воспользовались 80 человек.

Немаловажную часть социального направления работы представляет собой сотрудничество с НПФ "Авиаполис". На постоянной основе ведется работа по консультированию работников по вопросам вступления в НПФ, еженедельно отправляются представления для получения негосударственной пенсии бывших сотрудников, и пакеты документов только вступающих в "Авиаполис". Это свидетельствует о стабильности предприятия и уверенности наших специалистов в завтрашнем дне. Наблюдается неуклонный рост количества желающих заключить договоры негосударственного пенсионного обеспечения.

Огромную роль в создании атмосферы безопасности играет сотрудничество филиала со страховыми компаниями. Обязательному страхованию подлежат работники служб УВД и ЭРТОС.

Поддержанию престижа работы в нашем предприятии способствует и система наградной работы. Наши работники могут быть уверены, что их добросовестная служба будет по достоинству оценена....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный флот». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка