Гудок
22 марта 2016, 09:59
Аэропорты Москвы повышают тарифы и входят в зону риска
Аэропорты "Шереметьево" и "Домодедово" повысили тарифы на обслуживание самолетов
О возможности применить наиболее строгие из возможных санкций за слишком высокое увеличение тарифов на обслуживание авиаперевозчиков ранее предупредил аэропорты замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
"Аэропорты находятся в зоне риска, если они принимают такие решения. Увеличение тарифов, если такие тарифы будут признаны монопольно высокими, либо дискриминационными, то за это можно получить существенные санкции за нарушение антимонопольного законодательства - оборотный штраф", - заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в рамках Недели российского бизнеса, его цитирует ТАСС.
В качестве примера, когда крупные игроки рынка поплатились за необоснованный рост тарифов Голомолзин, привел случай, когда нефтяные компании при похожих обстоятельствах заплатили 25 млрд руб. В ноябре 2009 года штрафы на общую сумму в 25 миллиардов были выписаны региональным структурам "Роснефти", "Газпром-нефти", "ЛУКойла" и ТНК-ВР. По мнению ФАС дочерние предприятия нефтяных гигантов злоупотребляли своим доминирующим положением на топливном рынке на отдельных рынках иустановили монопольно высокие цены на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут.
При этом представитель регулятора, комментируя действия ведомства по отношению к аэропортам уточнил, что в первую очередь ФАС необходимо увидеть "реакцию рынка на повышение тарифов".
При этом ранее в рамках Недели российского бизнеса первую реакцию на роста тарифов продемонстрировала совладелец группы компаний S7 Наталия Филева, заявив, что после дерегулирования тарифов стоимость обслуживания в "Домодедово" увеличилась на 20%. В связи с этим Филева заявила, что S7 намерена обратиться в ФАС.
С 21 февраля 2016 года Федеральная антимонопольная служба дерегулировала сборы аэропортов за взлет-посадку, авиационную безопасность, стоянку судов и услуги аэровокзального комплекса в аэропортах Московского авиационного узла. http://www.gudok.ru/news/infrastructure/?ID=1325046. Регулятор считал, что дерегулирование тарифов не приведет к их значительному росту из-за конкуренции в московском авиаузле.
Тем не менее, по данным газеты "Ведомости", аэропорты воспользовались возможностью поднимать тарифы и в итоги "Домодедово" увеличило аэропортовые сборы на 15-43%, "Шереметьево" - на 3% -12%. Стоимость рейса для среднемагистрального самолета с загрузкой 60-70% в "Домодедово" вырастет примерно на 12000 рублей (на 20%), в "Шереметьево" - на 6000 рублей (на 10%).
Как уже сообщал Gudok.ru, с 11 марта индексация аэропортовых тарифов и сборов в аэропорту Домодедово произошла на уровне инфляции. К примеру, сбор за взлет-посадку теперь вырос на 30 рублей за 1 тонну взлетной массы, что в среднем увеличит расходы авиакомпании на 20 рублей на одного пассажира или 2-2,5 тысячи рублей при обслуживании рейса.
Сбор за авиабезопасность увеличен на 39 рублей с 1 тонны взлетной массы. Это повышение незначительно выше уровня инфляции с связи с расходами на модернизацию оборудования, которая была произведена аэропортом в 2015 году. В аэропорту была установлена дополнительная система охраны периметра, интегрированная с системой видеонаблюдения с инфракрасной подсветкой, а также введен в эксплуатацию новый контрольно-пропускной пункт.
В "Домодедово" говорят о масштабах роста тарифов как о несущественном для оборотов авиакомпаний. "Повышение сборов аэропорта Домодедово незначительно скажется на цене авиабилета: рост сборов за взлет-посадку, авиабезопасность и пользование аэровокзалом составит порядка 50 руб. в расчете на одного пассажира", - сообщили Gudok.ru в пресс-службе перевозчика.
Там объясняют, что раньше Домодедово мог сдерживать ставки сборов для отечественных перевозчиков, получая доходы от иностранных авиакомпаний, сборы с которых номинированы в долларах и "существенно превышают сборы для российских компаний.
Но эта статья дохода сократилась из-за того, что в 2015 году пассажиропоток иностранных авиакомпаний снизился на 17%, объясняет в аэропорту. Кроме того, в Домодедово, отмечают, что причинами повышения сборов являются инфляция (в последний раз сборы за пользование аэровокзалом повышались в 2010 году), изменение операционных показателей авиакомпаний, летающих из Домодедово, а также необходимость финансирования инвестиционной программы аэропорта.
"Мы за 10 дней проинформировали ФАС, проинформировали авиаперевозчиков о повышении тарифов, - заявила Gudok.ru руководитель дирекции по связям с общественностью Международного аэропорта Шереметьево Анна Захаренкова, - У нас средневзвешенный процент поднятия тарифов составляет 7,4". Захаренкова обращает внимание, что это увеличение "почти в два раза меньше уровня инфляции". При этом, по ее словам, в 2015 году аэропорт поднимал тарифы выше. ФАС, заметила Захаренкова, не обращался в Шереметьево ни в 2015 году, ни в 2016.
В авиакомпаниях уже прогнозируют росте стоимости авиабилетов в следствие стоимости тарифов на обслуживание в аэропортах. "Авиакомпании правы в том, что увеличение расходов ведет к тому, что растут цены на авиабилеты, что вызывает снижение пассажиропотока, - говорит главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий, - Но аэропорты говорят, что давно не повышали тарифы и у них тоже своя правда". Синицкий говорит, что росту тарифов можно лишь до известной степени противопоставить наращивание эффективности и производительности труда, но при возможности повысить тариф, участники рынка этой возможностью обязательно воспользуются. При этом Синицкий обращает внимание на то, что большое количество перевозок авиакомпании осуществляют себе в убыток, соответственно резервы для повышения цен на авиабилеты у авиакомпаний зачастую отсутствуют....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка
