zhukvesti.info
31 марта 2016, 09:27
Большие проблемы серийного производства самолета Ил-114
На проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках программы по региональному самолету Ил-114 в 2016 г планируется выделить 1,25 млрд рублей
В июле 2014 г. президент Владимир Путин поручил просчитать затраты, необходимые для развертывания серийного производства самолета Ил-114 на территории России. Ответственность за выполнение данного поручения была возложена на премьер-министра Дмитрия Медведева, министра обороны Сергея Шойгу и полпреда президента России в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича.
В конце августа 2014 г. в Минпромторговли России прошло совещание, на котором было принято отрицательное решение о серийном производстве самолета Ил-114. В ту пору заместитель министра Юрий Слюсарь заявил, что "возобновление производства регионального самолета Ил-114 в гражданской версии нерентабельно".
Такое решение Минпромторговли было связано с тем, что самолет Ил-114 создан в конце 80-х годов прошлого столетия. Машина требует основательной модернизации. Это немалые деньги и по нынешним временам займет много времени. Вся техдокументация требует оцифровки и др. Также для реализации проекта потребуется восстановить серийное производство двигателей ТВ7-117СМ и выполнить работы по увеличению ресурса мотора до 6 тыс час. Это требует значительных средств и времени.
Полтора года назад, по всей видимости, пришли к выводу, что отечественным авиакомпаниям проще приобретать самолеты подобного класса за рубежом, пока Запад не введет еще более жесткие санкции. Двумя словами: в 2014 г. правительство не увидело рынка для Ил-114. Экономический кризис в стране набирал силу и размеры.
Второй заход
Рынок для Ил- 114 в правительстве вдруг увидели в 2015 г. 29 марта нынешнего года на Нижегородском авиазаводе (НАЗ) "Сокол", который определен площадкой по финишной сборе Ил-114, прошло совещание по организации серийного производства "ильюшинской" региональной машины.
"Потребность российских авиакомпаний в турбовинтовых самолетах Ил-114 в 2020-2030 гг. оценивается как минимум в 150 лайнеров", - заявил перед представителями СМИ вице-премьер Дмитрий Рогозин.
"Я называю сейчас только потребность наших гражданских авиакомпаний, это не считая "Почты России", которая хочет иметь свои собственные самолеты, чтобы обеспечить себе конкурентные преимущества, и это не считая госзаказчиков: Минобороны, ФСО, МЧС, МВД", - добавил Д.Рогозин.
Вице-премьер также сказал, что серийное производство регионального турбовинтового самолета Ил-114 планируется начать на "Соколе" в 2019 г. и что для реализации запуска Ил-114 необходимо финансирование в объеме 5-6 млрд руб ежегодно, начиная с 2017 г. По его словам, потребность в финансировании в 2016 г.составляет более 3 млрд руб.
По инициативе вице-премьера Д.Рогозина и полпреда президента М.Бабича в правительстве была создана рабочая группа (РГ), которую возглавил Д.Рогозин. РГ определила технический внешний облик самолета на базе Ил-114, произвела финансово-экономические расчеты, определила источники финансирования и производственные площадки, проработала вопросы производственной кооперации.
Посадка на "Соколе"
Нижегородской авиазавод "Сокол" выбрали для серийного производства Ил-114 во многом потому, что его производственные мощности необходимо загружать. В настоящее время на НАЗ осуществляется ремонт и модернизация истребителей МиГ-31 в рамках контрактов с Минобороны России, производит основные агрегаты для истребителей палубного базирования МиГ-29К/КУБ, истребителей МиГ-29М/М2, модернизирует МиГ-29УБ для инозаказчиков, а также серийно строит двухместные боевые машины МиГ-29УБ. В прошлом 2015 г. на авиазаводе было построено всего два истребителя МиГ-29УБ.
Прогноз "погоды" на послезавтра
Нечто похожее уже было с ближнемагистральным авиалайнером Ту-334. В 2003-2004 гг. в РСК "МиГ" предпринимали попытку организовать финишную сборку "туполевской" машины. Ничего не получилось. В апреле 2005 г. было подписано постановление правительства России об организации серийного производства Ту-334 на Казанском авиазаводе. Также ничего не получилось. Это были благоприятные годы для экономики России.
Сейчас РСК "МиГ" находится в кризисе. В канун 2016 г. в корпорации "МиГ" прошли большие по размерам увольнения персонала. Если РСК "МиГ" в ближайшей перспективе не получит большой контракт на разработку и серийное производство машины МиГ-35, то, можно предположить, что корпорация до 2020 г. прекратит свое существование.
Как показывает опыт ряда проектов, например, по самолету Ту-334 и машине Ту-204СМ, что выделение средств из госбюджета, не обязательно приводит к созданию готового продукта, развертыванию его серийного производства и к продажам на рынке. За государственные средства можно создать самолет, но невозможно навязать его авиакомпаниям.
Практика показывает, что на большие госзаказы на машины гражданского назначения тоже нельзя рассчитывать: сегодня о нем объявили, а завтра по секвестру его значительно сократили.
В целом ситуация в экономике страны затрудняет реализацию подобных капиталоемких проектов. Стоит напомнить, что недавно Минпромторговли не потянул менее затратный проект по созданию самолета для местных воздушных линий "Рысачок".
Справка ЖВ
Турбовинтовой самолет Ил-114 разработан ОКБ им. С.В.Ильюшина в конце 1980-х г. для эксплуатации на региональных воздушных линиях СССР. 29 марта 1990 г. Ил-114 совершил первый полет.
Изначально самолет проектировали с учетом особенностей эксплуатации в арктических условиях, надеясь создать на его базе машины для аэрофотосъемки, пограничников и Военно-морского флота со временем патрулирования 10-11 часов и более.
До 2012 г. серийное производство различных модификаций самолета Ил-114 велось на Ташкентском авиазаводе (ТАПОиЧ). Всего с 1992 по 2012 гг. в Ташкенте было построено 16 самолетов семейства Ил-114. Сейчас в России в летном состоянии находится всего один самолет Ил-114 - летающая лаборатория Ил-114ЛЛ с российскими двигателями ТВ7-117СМ, принадлежащая санкт-петербургскому НПП "Радар-ММС". В Узбекистане эксплуатируется семь пассажирских Ил-114-100 с канадскими двигателями PW127H, которые приобрела авиакомпания "Узбекистон Хаво Йуллари"....
Авторские права на данный материал принадлежат «zhukvesti.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции