О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспилотники зависли в правовом вакууме

Владельцы дронов, авиамоделисты и даже любители воздушных змеев пытаются понять, как им жить дальше после 30 марта

Владельцы дронов, авиамоделисты и даже любители воздушных змеев пытаются понять, как им жить дальше после 30 марта. В этот день вступил в силу федеральный закон об обязательной регистрации беспилотников тяжелее 250 граммов.

Где и как должна осуществляться эта регистрация, не знают даже в Минтрансе. Впрочем, не исключено, что владельцы летучих игрушек могут не слишком волноваться - все их полеты, как выяснила "Фонтанка", и раньше были, и остаются в массе своей незаконными. Но штрафы можно пересчитать по пальцам одной руки. Возможно, так и будет, если, конечно, у полицейских не появится строки в статистике - "сбитые летчики".

Новый закон № 462-ФЗ об использовании беспилотников был опубликован 30 декабря 2015 года и вступил в силу спустя 90 дней. Фотографы и авиамоделисты оказались к нему не готовы - их обязали регистрировать свои аппараты и платить за это госпошлину. В качестве бонуса - при госрегистрации борт беспилотника украсят "специальные опознавательные знаки" (пока непонятно, какие именно, может быть, даже герб РФ), а его владелец автоматически получит статус "внешнего пилота". У каждого работоспособного дрона появится собственный "экипаж" и в обязательном порядке "капитан". Отдельной строкой в законе оговаривается, что если беспилотник терпит бедствие, его поиски и спасение - проблема владельца.

По новому закону регистрировать придется все, что летает и при этом весит больше 250 граммов. Формально под это определение попадают не только любимые фотокорами дроны и продукция кружков авиамоделирования, но и детские радиоуправляемые игрушки и даже воздушные змеи. С точки зрения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (это основной источник международного воздушного права) змей, парящий на веревочке, - вполне себе воздушное судно тяжелее воздуха, без двигателя.

Процедура регистрации, сумма госпошлины и наказание для нарушителей в законе не прописаны - их устанавливают постановлениями Правительства РФ. Владельцы дронов в профессиональных сообществах пока только гадают, какую пошлину придется платить за свои аппараты. Для сравнения: в настоящий момент госпошлина за регистрацию легкого гражданского воздушного судна составляет 2,5 тысячи рублей.

В феврале 2016 года в Интернете появился проект постановления, подготовленный Минтрансом. В нем говорится, что для регистрации "беспилотного воздушного средства" нужно собрать целую пачку бумаг, в том числе документ, подтверждающий покупку беспилотника, а если аппарат - самоделка, то документы, подтверждающие его изготовление, подписанные самим изготовителем. Заниматься регистрацией беспилотников по этому проекту должно ФСБ. Можно только догадываться, в какой восторг пришли в ведомстве, узнав, что к ним выстроится очередь страждущих с самопальными дронами, игрушечными вертолетиками и аппаратами типа "летающая фея". Но постановление так и не вступило в силу.

Сегодня в Росавиации кивают на Минтранс РФ, а Минтранс норовит переадресовать журналистов обратно в Росавиацию. На запрос "Фонтанки" из министерства пришел дежурный ответ: "Минтранс России готовит нормативно-правовые акты в развитие этого закона, который позволит создать условия для развития полетов беспилотной авиации". В пресс-службе Минтранса на все уточняющие вопросы отвечают: "Добавить нам нечего".

Пока же в среде владельцев дронов распространяется рецепт, как защититься от возможных притязаний со стороны правоохранительных органов. "Есть информация, что надо обратиться в Росавиацию с просьбой зарегистрировать беспилотник, полученный отказ будет иметь юридическую силу в суде, если вас оштрафуют за неисполнение нового закона, - говорит петербургский фотограф Александр Петросян. - Но сам я этого не делал - непонятно, куда именно направлять запрос".

Фотограф Игорь Пушной использует дрон для съемок городских пейзажей несколько раз в неделю. "Скорее всего, с вступлением нового закона в силу ничего не изменится, все как запускали свои летательные аппараты, так и будут запускать, - говорит Игорь Пушной. - У меня за все время использования беспилотника ни разу проблем с правоохранительными органами не было, однажды только на Дворцовой площади сотрудник полиции поинтересовался, что это такое. Да и то, скорее, из любопытства".

Впрочем, если следовать букве закона, то все без исключения полеты дронов, коптеров и прочих летающих девайсов и раньше были и остаются де-юре незаконными - даже до вступления в силу многострадального № 462-ФЗ.

"Чтобы полет дрона был законным, надо получать разрешение на использование воздушного пространства и подавать план полета в зональный центр Единой системы организации воздушного движения, - рассказал "Фонтанке" директор по маркетингу компании "Геоскан" Андрей Буторин. - Процедура такова: за три дня до вылета в зональный центр подается соответствующее представление, накануне полета вы подтверждаете, что ваш аппарат поднимется в воздух, а после окончания полета по телефону сообщаете, вы окончили работу". В этом случае все другие участники воздушного движения будут знать, что в таком-то месте сегодня работает дрон. Те, кто на каждый полет получают разрешение, узнают первыми, что процесс регистрации беспилотников начался. "Пока механизмы регистрации беспилотников не разработаны, мы работаем, как работали, - говорит Андрей Буторин. - У нас несколько объектов - в Крыму, в Ленобласти, мы осуществляем, в частности, аэрофотосъемку по госзаказу. Но как только зональный центр нам откажет и потребует сертификат на беспилотники, мы начнем юридическую процедуру регистрации. Учет дронов - штука правильная. Идею взяли в США, где все беспилотники давно регистрируются и это занимает в режиме онлайн 15 мин. У нас же повернули так, что под нож может попасть целая отрасль промышленного использования дронов и детские кружки авиамоделирования".

Прецедентов, когда кого-то штрафовали за запуск дрона, в России по пальцам пересчитать. Так, в июле 2014 года житель Красноярска получил штраф в 3 тысячи рублей - он поднял свой мультикоптер в Железнодорожном районе города на высоту 25 метров, и ему быстро объяснили, что в этой зоне пользоваться воздушным пространством можно только с разрешения органов управления воздушным движением. В 2015 году в Воркуте также на 3 тысячи рублей был оштрафован оператор южнокорейского телеканала EBS. Он также не подал заявку на использование воздушного пространства и запустил самодельный дрон в районе аэродрома. В 2015 году в Сыктывкаре оштрафовали владельца пиццерии, который доставил заказчикам шесть коробок с пиццей на общую сумму 3270 рублей с помощью беспилотника. Власти сочли, что для таких фокусов нужна лицензия на грузоперевозку по воздуху и план полета. Штраф за нарушение составил 50 тысяч рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка