АвиаПорт.Ru
11 апреля 2016, 08:13
"Развитие дополнительных сервисов - общемировая тенденция"
Трафик на сайте аэропорта можно монетизировать, превратив его в дополнительные доходы. Об экономике и технологиях рассказал руководитель партнёрской программы Travelpayouts И.Байдин
- Сколько сейчас у Travelpayouts партнёров в целом, и сколько из них - аэропортовые операторы?
- По последним цифрам у нас 69 тысяч партнёров по всему миру, но доля аэропортовых операторов среди них стремится к нулю - сейчас у нас только четыре таких партнёра. К нам подключён сайт одного аэропорта в США и трёх - в России: это аэропорты Белгорода, Кургана и Шереметьево. Вполне возможно, что подключённых к нашей системе сайтов аэропортов больше, но мы могли их не заметить из-за небольшого количества посетителей на их сайтах. Возможно, они подключались самостоятельно, регистрируясь в партнёрской программе и настраивая инструменты.
- Как давно вы начали работать с российскими аэропортовыми операторами?
- Первую попытку начать сотрудничество мы предприняли два года назад: это оказалось не так уж и просто. Здесь есть два фактора. Первый: аэропорты, как правило, большие структуры с различными уровнями бюрократизации; а второй: многие из них, скажем, не идут "в ногу со временем", они не следят за развитием Интернет-индустрии. Например, у кого-то из них сайт может быть в полузаброшенном состоянии, или люди, принимающие решения, не очень осведомлены о том, что происходит в Интернете кроме "ВКонтакте" и "Одноклассников". Поэтому нам было достаточно сложно пробиться с учётом нашей онлайн-специфики: нам могли просто не отвечать на письма или игнорировать телефонные звонки. С аэропортом Белгорода удалось договориться благодаря нашей настойчивости, и это был наш первый партнёр. А уже позже, путём длительных переговоров, согласований, подписаний разных документов, мы договорились и с "Шереметьево". На текущий момент это наша самая крупная победа.
- Почему вы и операторы аэропортов интересны друг другу?
- Операторы - это наши целевые партнёры. Посетители их сайтов дают нам трафик. Для аэропорта это интересно, поскольку с нашей помощью они развивают пользовательский сервис на своём сайте. Смотрите: люди приходят на сайт аэропорта, чтобы проверить расписание полётов, чтобы узнать, в какое время им нужно приехать в аэропорт на регистрацию, или чтобы встретить родственников, друзей. И тут, когда человек зашёл просто посмотреть расписание, ему предоставляют доступ ко все большему количеству дополнительных сервисов: это и бронирование билетов, трансферов, отелей, и различные виды страхования, и разные экскурсионные программы. Это общемировая тенденция: в этом направлении сейчас активно развиваются аэропорты Европы, Америки и Австралии.
- А почему в России пока только три аэропортовых партнёра?
- Как я уже говорил, это не так легко: мы буквально "обстучали" все аэропорты в России, на которые смогли выйти. Кто-то отвечал нам, что это не интересно, кто-то ссылался на уже существующие контракты, например, с билетным агентством ДАВС (прекратило работу в феврале 2015 года из-за долгов - "АвиаПорт"). Это старые связи, которые остались ещё с офлайна - то есть с того времени, когда у ДАВС и подобных агентств были представительства в аэропортах и, соответственно, на сайте была какая-то формочка бронирования. В нескольких случаях мы упирались в то, что аэропорт готовится к редизайну своего сайта и нам говорили: "Да, хорошая идея, но приходите попозже". Ещё в ряде случаев мы, что называется, вставали на бюрократические рельсы. Переговоры по таким проектам реально могут длится в течение полугода: идут проверки службы безопасности, юристов, а это, к сожалению, долгие процессы.
- Тогда перейдём к экономике вопроса. Какой объем продаж генерируют российские аэропортовые партнёры?
- Сегодня три наших партнёра генерируют тысячу бронирований в месяц. Эта цифра в рамках партнёрской программы очень низкая: если брать всех наших партнёров, то доля аэропортов будет на уровне пары процентов. Если в денежном выражении - то около шести тысяч долларов.
- У вас на сайте можно выбрать индивидуальный подход к сотрудничеству, проработать индивидуальную партнёрскую программу. На каких условиях вы работаете с российскими аэропортовыми партнёрами, как работает модель сотрудничества?
- У нас есть разные схемы работы: например, мы можем просто платить какую-то фиксированную сумму по размещению сервиса на сайте партнёра, либо - и это основная схема - делим доход от продаж с партнёром, мы можем отдавать до 80%. Но, действительно, тут все очень индивидуально: мы готовим техническое решение, консультируем по любым вопросам касательно увеличения продаж и делаем это всегда охотно. Другое дело, что технические команды партнёра не всегда готовы воплощать в жизнь наши советы.
- Корректно ли говорить, что такое сотрудничество одинаково выгодно и вам, и аэропорту?
- Для нас не всегда является первостепенным именно финансовый аспект в конкретном сотрудничестве: иногда может быть интереснее не выиграть по деньгам в конкретный момент, а получить себе в копилку крупный бренд.
- По данным веб-аналитики, на сайте "Шереметьево" за февраль только 483 тысячи просмотров, у Международного аэропорта "Белгород" - 29 тысяч, а аэропорт Кургана в этой статистике и вовсе не представлен. При этом на сайте aviasales.ru в феврале 7,2 млн просмотров: получается, что пассажиры, чтобы найти билет, заходят на ваш сайт напрямую. С помощью каких инструментов можно заинтересовать пассажира так, чтобы он искал билет именно на сайте "Шереметьево", например?
- Способов масса. Главное - сделать так, чтобы пользователь привык, что на сайте аэропорта есть такая услуга. Ведь модель поведения у пассажира не изменится, он как заходил посмотреть расписание, так и будет это делать. Если просто повесить ссылку где-нибудь на сайте, подписав её "авиабилеты", то её никто не заметит. Пассажиру нужно обязательно рассказать о том, что теперь он может заказать билеты на сайте, которому он доверяет. Это то, что мы сейчас реализуем с "Шереметьево": вы заходите на их сайт и видите красивый баннер прямо на главной странице, который говорит вам, что теперь можно купить билет здесь. Об этом можно сказать не только баннером: можно сделать какой-то инспирэйшн, можно в "нужном" месте поместить форму подбора билетов или список дешёвых направлений. Можно сделать карту, на которой летают в разные стороны самолёты - мы разрабатываем много различных виджетов, которые встраиваются в контент буквально любой страницы. И это работает: количество людей, которые начинают доверять дополнительным сервисам, постепенно увеличивается. Мы это видим по статистике "Шереметьево". Раньше пассажиры совершали одну-две поисковые операции, чтобы проверить, работает ли система, сейчас это уже 10-20 операций - поиск идёт целенаправленно.
- Можете ли привести в пример конкретную практику?
- Нам пока не удалось изменить размещение формы на сайте "Шереметьево" в силу разных причин, но на сайтах некоторых других партнёров подобные виджеты уже стоят. На сайте публикуются какие-то фотографии, или текст, в котором речь идёт о том, как здорово отдыхать, допустим, на Бали. Пользователь читает текст, и как раз в тот момент, когда он максимально вовлечён в процесс, у него перед глазами появляется виджет, который буквально говорит ему: "Посмотри, здесь билеты на Бали за 30 тысяч!". Пользователи кликают на это. Важно встраивать такие вещи не в баннеры, потому что в современном интернете баннеры уже почти не видно, а в процесс взаимодействия пользователя с контентом.
- На всех трёх сайтах - и у "Шереметьево", и у Кургана, и у Белгорода - интегрированный сервис брендирован под заказчика. Нет ли какого-то риска потерять пассажира, который лоялен к Aviasales, но не сразу может понять, что интегрированным поисковиком на сайте управляете именно вы?
- Я на самом деле не вижу в этом проблемы, потому что продажа все равно пойдёт по нашим каналам, а процент пользователей, которые раньше бронировали напрямую, а теперь будут бронировать через партнёров - очень низкий. Напротив, пользователи верят сильному бренду - как в случае с аэропортами - мы только выигрываем от того, что наши поисковые системы "забрендированы" под партнёра. Это хорошо и с точки зрения взаимодействия с пользователем: намного хуже, когда у него перед глазами была сначала оранжевая цветовая гамма, потом голубая, потом вообще вылезла какая-то реклама, и он из-за этого ушёл с сайта.
- На сайте "Шереметьево" ваш сервис встроен в отдельную вкладку, или в отдельное окошко на главной странице, у других партнёров, в целом, та же технология. Но у многих других партнёров это может быть интегрировано более эргономично. Особенности сайтов аэропортовых операторов позволяют делать то же самое?
- На сайте "Шереметьево" есть три точки выхода на покупку авиабилетов, одна из них - как раз на главной странице. Для нас вопрос с технологиями вообще не стоит, потому что все инструменты разработаны таким образом, что могут работать с любым сайтом. Их можно встроить в течение пары минут: это, как правило, одна строчка кода. Когда мы говорили про технические сложности, я имел в виду, что у аэропорта может не быть какой-то технической команды, либо она в данный момент занята, либо у неё просто задача встроить наши виджеты - не приоритетная. Технологические решения долго согласовывать, потому что у аэропорта очень много бюрократических уровней: руководители, техническая служба, служба безопасности. У нас были очень сложные переговоры с американскими аэропортами - там тендер на тендере, подавать заявки, на которые нужно в городские управы. Мы тогда просто зарывались в куче документов.
- И ещё о технологиях. Сайты аэропортов - это b2c-сегмент, а вот сайты аэропортовых холдингов - это уже b2b. Интересно ли вам интегрировать сервис на такие площадки?
- Нам интересно дотянуться до максимального количества потенциальных пассажиров, которые могут воспользоваться нашим сервисом. Честно скажу, что мы ещё не смотрели в сторону аэропортовых холдингов, но я думаю, что и туда мы тоже попытаемся дотянуться.
- Ведь таким образом можно привлечь деловых пассажиров?
- Да, но с бизнес-пассажирами немного другая история: мы являемся метапоисковиком и не продаём билеты, и именно в этом сложность. Пассажиру, который летает в частые командировки, покупает билеты секретарь, личный помощник или кто-то ещё: как правило, это делается в какой-то одной билетной кассе, которая давно сотрудничает с конкретным бизнесом. Но мы общались с этим сегментом и сейчас перетягиваем на "светлую сторону силы" сотрудников компаний, чтобы они покупали билеты в агентствах, представленных нашей поисковой выдачей. Мы объясняем, что для бизнеса это и выгоднее, и удобнее, и в этом направлении уже есть успехи.
- В 2015 году вы выплатили партнёрам по программе Travelpayouts $1,8 миллиона. Какой прогноз на 2016 год в сложившихся экономических условиях в России и СНГ?
- Сложно прогнозировать, как пойдёт дело в российском сегменте, потому что мы абсолютно не уверены в том, что будет через пару месяцев. Прогнозы - неблагодарное дело, но по первым трём месяцам 2016 года мы демонстрируем рост 100% в каждом месяце. В марте мы побили рекорд июля, мы продолжаем рост, и, я надеюсь, продолжим расти в течение всего года....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
