Известия
6 мая 2016, 08:03
Транспортник Ил-76МД проведет испытания гиперзвукового аппарата
Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском начал подготовку к летным испытаниям гиперзвукового летательного аппарата
- Превысить скорость звука в 6-10 раз - одна из глобальных задач развития современного авиа- и ракетостроения, - заявил Анатолий Квочур. - Сначала это будут ракеты, а лет через десять - боевые и пассажирские самолеты.
По словам специалиста, летающая лаборатория позволит создать экспериментальную базу для проведения летных исследований. В Ил-76МД, как отметил Анатолий Квочур, можно разместить большое количество научно-исследовательской аппаратуры, взять в полет непосредственных разработчиков изделия.
Как объяснил Квочур, прежде подобные эксперименты проводились на сверхзвуковых истребителях.
По данным "Известий", на летающей лаборатории - самолете Ил-76МД - будет демонтирован один из двигателей, а вместо него на специальном пилоне подвешен экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат. Во время испытаний он отделится от транспортника и уйдет в самостоятельный полет. Двигатель-демонстратор должен обеспечить крейсерский полет изделия в диапазоне скоростей от 5 до 7 Махов.
Демонстратор гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя создан специалистами Центрального института авиамоторостроения им. П.И. Баранова. Экспериментальный гиперзвуковой аппарат создан специалистами ЛИИ и ЦАГИ.
- Сверхзвуковые крылатые ракеты летят на скорости 2-3 Маха, - сообщил "Известиям" кандидат физико-математических наук Николай Григорьев. - Мы хотим, чтобы наши аппараты летали со скоростью более 6 Махов. При этом полет должен быть длительным. Не менее 7-10 минут, за которые машина должна самостоятельно развить скорость более 1,5 тыс. м/с.
Первый гиперзвуковой аппарат подобного типа был создан в СССР еще в конце 1970-х годов. В 1997 году конструкторы Дубненского МКБ "Радуга" впервые показали его на авиасалоне МАКС. Представлен он был как система нового класса - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90. Носителем ракеты должен был стать удлиненный вариант стратегического бомбардировщика Ту-160М. Х-90 имел раскладное треугольное крыло и фюзеляж, почти полностью отданный под прямоточный двигатель. При стартовой массе 15 т ракета, как утверждали ее разработчики, могла разгоняться до скорости не менее 4,5 Маха - это минимальное значение гиперзвука. По официально не подтвержденным данным, в конце 1980-х годов ракету удачно запустили с самолета-носителя и она достигла расчетной скорости. Тем не менее в 1990-х проект был закрыт.
В начале 1990-х годов МКБ провело совместную работу с немецкими инженерами по проблеме гиперзвука на базе другой ракеты - Х-22 "Буря". Эта сверхзвуковая машина входит в состав штатного вооружения дальнего бомбардировщика Ту-22М3. Результаты тех испытаний оказались неоднозначными.
- Сегодня задача состоит в том, чтобы сделать гиперзвуковой полет активным, - уточнил Григорьев. - То есть машина должна не просто разгоняться, но и менять направление, высоту полета, развивать и поддерживать необходимую скорость.
О текущих успехах в создании гиперзвуковых летательных аппаратов "длительного цикла действия" в России можно судить исключительно по неофициальной информации. Например, по данным испытаний гиперзвуковой ракеты "Циркон", которая будет использована в качестве основного вооружения атомных ракетных крейсеров и подводных лодок 1144 проекта типа "Петр Великий" и 949 проекта типа "Антей".
В позапрошлом году корпорация "Тактическое ракетное вооружение", Минобороны и Минпромторг отчитывались, что согласовали программу создания гиперзвуковых ракетных технологий. В разработку перспективной техники вложили 2 млрд рублей, а первый аппарат планируют получить не позднее 2020 года. Что это будут за изделия, никто не объяснил. Тем не менее появление летающей лаборатории на базе Ил-76МД говорит о том, что в ЛИИ имени Громова появился прототип будущего летательного аппарата, которому после стендовых предстоят летные испытания.
В августе 2014 года в США был произведен воздушный пуск гиперзвуковой ракеты Х-43А с полигона Кодьяк на Аляске. Предполагалось, что, набрав скорость около 6,5 тыс. км/ч, ракета поразит учебную цель на тихоокеанском атолле Кваджалейн. Однако аппарат проработал всего 7 секунд и сгорел в атмосфере, не достигнув атолла. Тем не менее полет сочли успешным - машина продемонстрировала способность набрать требуемое ускорение....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
