О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Легендарный Витязь. Как Россия построила самый мощный самолет в мире

13 мая 1913 года летчик и авиаконструктор Игорь Сикорский вместе со вторым пилотом и механиком взлетел на первом, самом большом и самом мощном самолете в мире С-21. Позже эта машина стала известна на весь мир как "Русский Витязь"

13 мая 1913 года летчик и авиаконструктор Игорь Сикорский вместе со вторым пилотом и механиком взлетел на первом, самом большом и самом мощном самолете в мире С-21. Позже эта машина стала известна на весь мир как "Русский Витязь".

Первый в мире полет на четырехмоторном самолете С-21 стал итогом труда Игоря Сикорского в авиационном отделении "Русско-Балтийского вагонного завода" в Санкт-Петербурге.

По индексу С-21 можно догадаться, что самолет стал 21-й моделью знаменитого авиаконструктора и летчика Игоря Сикорского. И это к 24 годам! До того в своем гараже в Киеве он успешно собирал мощные одномоторные самолеты, работавшие без сбоев, пытался создать вертолет (ни одна модель, созданная в молодости, не взлетела), но С-21 стал настоящим прорывом, как для самого конструктора, так и для мировой авиации. SPB.AIF.RU вспоминает, как была создана легенда.

Первый во всем

Разрешение на постройку С-21 молодой авиаконструктор получил в сентябре 1912 года. Его достижениями уже давно интересовались военные. В их смотрах Игорь Иванович не раз занимал первые места на самолетах своей конструкции. Теперь ему выпала честь получить в свое распоряжение не только собственные знания и руки энтузиастов, но и мощь знаменитого "Руссо-Балта".

Существует легенда, что заводчане, понимая, что создают необычно большой самолет, прозвали его Грандом ("Grand" в переводе с фр. означает "большой"). В марте 1913 года биплан "Гранд-Балтийский" вышел на испытания. Сикорский проверил, как работают штурвалы, слушается ли их самолет, выполнил несколько подлетов.

От испытаний авиаконструктор скоро перешел к делу. Уже в апреле "Гранд" на двух моторах "Аргус" мощностью по 100 л. с. каждый поднялся в воздух, но едва смог набрать 100 метров высоты. После первых полетов Игорю Ивановичу пришла идея установить на "Гранд" еще два двигателя в тандем к первым. И это была настоящая победа. Первый подобный самолет поднялся в воздух.

Первым он был во всем. Он был первым самолетом с четырьмя моторами, первым самолетом с закрытой кабиной и пассажирским салоном. Первым самолетом подобных размеров и веса (размах верхнего крыла составлял 27 метров, а взлетный вес 4,2 тонны). Управление машиной было сдвоенное. Командир сидел слева, как и принято сейчас. Около него размещалась основная часть приборов и все управление двигателями.

Обогнать мир

17 мая 1913 года "Гранд" пролетелся над Петербургом.

"Авиационный мир был изумлен: в технически отсталой России построен невиданный самолет! Трудно было представить, что такая машина полетит. Размеры и масса превосходили примерно вдвое все, что тогда было в мировой практике самолетостроения", - рассказывает почетный работник транспорта России, автор книг о гражданской и военной авиации Александр Артемьев.

Рассказывая о знаменательных событиях, научных открытиях и технических прорывах, часто говорят, что такой-то (или такая-то) к ним долго шел. Игорь Сикорский к своим прорывам шел не особенно долго. Уже в 1911 году он стал дипломированным пилотом. Спустя всего несколько лет с тех пор, как буквально заболел небом и самолетами.

Родился Игорь Сикорский 25 мая 1889 года в Киеве в семье известного психиатра и профессора Ивана Сикорского. С 1903 по 1906 году учился в Петербургском Морском училище, но в 1907 году влюбился в самолеты, когда в поездке по Германии прочел материалы о полете братьев Райт. Вернувшись, поступил в Киевский политехнический институт, где уже два года была секция воздухоплавания. В 1908 году прошел обучение в Парижской школе воздухоплавательной техники. Тогда же, оставаясь верным своей мечте, создал и первые простейшие модели своих вертолетов. Юному гению техники было всего 19 лет.

Стоит отметить, что Сикорский стремительно превзошел достижения мирового самолетостроения. Ведь только в конце 1903 года братья Райт на 12 секунд подняли в воздух свой первый самолет. 28 марта 1908 года француз Делагранж совершил первый полет на машине с пассажирами. 25 июля 1909 года за 37 минут француз Блерио преодолел на самолете Ла-Манш. Все эти этапы прошел и сам Сикорский, но на это ему потребовалось всего около полутора лет.

3 июля 1910 года он взлетел на своем С-2, преодолев за 12 секунд 200 метров на высоте 1- 1,5 метра. А в августе 1911 года авиаконструктор уже строил трехместный С-6, на котором 29 декабря установил мировой рекорд скорости - 111 километров в час. 21 января 1912 года Русское техническое общество вручило конструктору медаль "За полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей конструкции, давшей прекрасные результаты", а на Московской воздухоплавательной выставке в феврале 1912 года С-6 Сикорского завоевал большую золотую медаль от Министерства торговли и промышленности. Сам конструктор получил заказ от военных на три самолета.

Наследие Витязя

"Русским Витязем" "Гранд-Балтийский" Сикорского стал в 1913 году, когда конструктор установил все четыре двигателя "Аргус" в один ряд на нижнем крыле биплана. Самолет сильно прибавил в скорости и мощности, потому и заслужил новое имя. А заодно он получил и одобрение императора Николая II. Монарх осмотрел аппарат в Красном селе, куда Сикорский прилетел по его велению. Царь остался очень доволен и наградил инженера золотыми часами.

2 августа 1913 года Сикорский установил на "Русском Витязе" один из своих многочисленных рекордов: впервые в мире самолет с восемью пассажирами на борту совершил полет продолжительностью 1 час 54 минуты. Русский авиатор стал знаменит на весь мир, как братья Райт.

Его самолету не страшна была непогода. В салоне "Русского Витязя" пассажиры могли спокойно сидеть в плетеных креслах, пить кофе, завтракать, читать, беседовать, как это делам мы с вами в современных авиалайнерах. Задумка освободить салон от двигателей дала мощный толчок развитию военной и гражданской авиации.

Сам "Русский Витязь" "прожил" недолго. Деревянный самолет и не может быть долговечным. Но С-21 вышел из игры, как настоящая легенда - 11 сентября 1913 года на одной из авиавыставок на него упал двигатель пролетавшего мимо самолета.

Кстати, судя по истории авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи", опубликованной на официальном сайте летчиков, их название к детищу выдающегося инженера и пилота не имеет никакого отношения. А жаль. Красивой могла бы быть история, ведь Игорь Сикорский тоже был не робкого десятка. И не раз выходил на крыло на высоте 1000-1500 метров над землей, чтобы проверить двигатели и полюбоваться на то, как плывет над облаками его воздушный корабль....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка