Аргументы и факты
19 мая 2016, 08:51
Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове
19 мая исполняется 105 лет со дня рождения человека, имя которого вписано в историю Казанского авиазавода
Председатель колхоза
Эта строка биографии одна из самых тяжелых в жизни Николая Максимова. Активного комсомольца, сразу после школы в 1928 году отправили в деревню для организации колхозов. Там он продержался несколько месяцев. Об этой странице жизни он старался никогда не вспоминать.
Железнодорожник
Чтобы поступить в институт, Николай Максимов пошел работать в железнодорожные мастерские простым слесарем. И рабочая закалка (три года) очень помогла ему в будущем. В этом его биография очень сходна с жизнью другого авиастроителя - Владимира Петлякова. Будущий конструктор тоже в молодости работал на железной дороге. И оба они пришли в авиацию. Встретились они в Казани, их судьбой стал бомбардировщик Пе-2.
Мечта о небе
Николай в 1931 году поступил в КАИ, закончил его одним из первых в 1937 году и остался в институтском Опытно-конструкторском бюро. Но ОКБ в 1939 году расформировали, и Максимов попал на казанский 124-й авиазавод. Вместе с ним туда пошел работать и его друг Николай Аржанов. Они вместе осуществили свою месту стать летчиками, поступив в институтский филиал Центрального казанского аэроклуба, и получив дипломы пилотов. Только Аржанов на заводе сразу пошел работать на ЛИС (Летно-испытательную станцию) и долгое время летал бортинженером, и затем перешел в летчики-испытатели. А Максимов, начав работать мастером на ЛИС, так и остался на земле, став авиастроителем.
Ведро с краской
В 1941 году Максимов становится мастером цехового контроля на ЛИС, а в 1943 году - главным контролером завода. В 30 лет на такой ответственейшей должности, когда за срыв графика отдавали под суд. Начинал молодой контролер очень сурово - с кувалды. Он мог разбить бракованный агрегат, дабы его не могли вторично использовать. Позднее он немного смягчился и ходил по заводу с ведром краски и кистью. На браке он размашисто ставил кресты.
Настройщик пианино
Как известно, талантливые люди талантливы во всем. Не исключением был и Николай Максимов. Он любил и умел петь, музицировать, танцевать, рисовать, читать стихи, посещать театры. Однажды, совершая путешествие на пароходе, он обнаружил в салоне неисправное пианино. Всю дорогу он занимался этим инструментом и смог его починить.
Вечный Максимов
В 1949 году его назначили главным инженером завода. Строительство новейших самолетов, внедрение революционных технологий, и это все происходило на фоне непрекращающихся смены директоров. От завода постоянно требовали выполнение плана, часто невыполнимого. Крайними оказываются директора, и какие! Всех директоров на заводе снимали, и только Максимов, ставший директором в 1961 году, ушел в 1967 году сам. И с должности, и из жизни.
170 самолетов в год
В 1957 году, в самый, пожалуй, напряженный период деятельности завода, когда Максимов был главным инженером, в Казани был поставлен рекорд, который уже никогда не будет побит. 170 тяжелых (взлетный вес до 80 тонн) дальних реактивных самолетов Ту-16 разных модификаций выпустили заводчане к 40-летию советской власти.
Промышленный шпионаж
В 1963 году Владимира Ивановича отправили в командировку в Англию. В составе большой авиационной делегации (там были А. Микоян, С. Ильюшин и др.) он посещал авиационные фирмы и заводы, знакомился с промышленным производством и достижениями английского авиапрома. У Максимова всегда на плече висел его фотоаппарат, и он никогда не стеснялся снимать все, что было ему интересно. Кое-что из того, что были им подсмотрено, он постарался внедрить у себя на производстве.
Конец монополии
Самолет Ил-62, ставший бортом №1 для первых лиц советского государства, стал наивысшим достижением Максимова в его деятельности на заводе. Он сразу влюбился проект Ильюшина и смог добиться, что послевоенная монополия туполевского ОКБ на его заводе (Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-22) на время закончилась. И не секрет, что этим он нажил он себе немало недоброжелателей. Его сердце остановилось 5 мая 1967-го года. Максимов прожил всего 55 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции