О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Коллектив и руководство ОАО "Ил" поздравляют российских полярников с профессиональным праздником

21 мая в России отмечается День полярника. История освоения неба в полярных широтах Арктики и Антарктиды неразрывно связана с самолетами марки "Ил"

21 мая в России отмечается День полярника. История освоения неба в полярных широтах Арктики и Антарктиды неразрывно связана с самолетами марки "Ил".

В 1948 году начались регулярные исследования Центрального полярного бассейна. В районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР, поэтому ученым приходилось регулярно вылетать в эти районы.

Начало многолетней и успешной эксплуатации "ильюшинских" самолетов в северных широтах было положено 6 мая 1948 года, когда группа из трех самолетов Ил-12, под командованием майора Ивана Севастьянова, выполнила первую посадку на Северном Полюсе.

В марте-апреле 1950 года два Ил-12Д Полярной авиации отбуксировали с подмосковного аэродрома Чкаловский к Северному полюсу два грузовых планера Ц-25. Затем самолеты сели на ледовый аэродром, забрали планеры и отбуксировали их в Красноярск.

Отлично зарекомендовали себя эти самолеты и в Антарктиде. 25 февраля 1956 года экипаж выдающегося полярного летчика Героя Советского Союза Ивана Черевичного выполнил на самолете Ил-12 первый рекогносцировочный полет в район южного геомагнитного полюса земли. А 3 марта 1956 года выполнил полет в район Южного полюса относительной недоступности - т.е., точки в Антарктиде, наиболее удаленной от побережья океана.

Огромную роль при освоении Арктики и Антарктики сыграли самолеты Ил-14. Эти надежные машины поддерживали регулярную связь между Большой землей и полярными станциями, осуществляли доставку людей и грузов, вели разведку льдов и проводку в них морских судов.

В 1962 году был испытан арктический вариант самолета Ил-14П с убирающимся лыжным шасси, который оказался незаменимым в высоких широтах Антарктики. Способность совершать длительные полеты в труднейших метеорологических условиях, в разреженном воздухе, при температурах -70 С и сильном обледенении, возможность взлетать и садиться на ограниченные, в том числе и выбранные с воздуха ледовые площадки, простота в обслуживании определили долгую жизнь этого самолета в советской Полярной авиации. До 1990 года основные воздушные перевозки внутри Антарктиды выполнялись самолетами типа Ил-14.

В конце 50-х годов осваивать северные широты начал самолет Ил-18. В марте 1958 года был выполнен контрольный полет самолета Ил-18 под управлением летчика-испытателя КБ Ильюшина, дважды героя Советского Союза Владимира Коккинаки по маршруту Москва - СП-6 - Москва, положивший начало его регулярным полетам в Арктику.

В декабре 1961 года, в рамках первой воздушной экспедиции турбовинтовых самолетов, Ил-18В под управлением командира экипажа летчика Александра Полякова впервые достиг берегов Антарктиды.

В феврале 1980 года был совершен перелет в Антарктиду на самолете Ил-18Д, положивший начало регулярным полетам самолетов из СССР на ледовый континент. Во время выполнения научной программы по геофизике и метеорологии этот же самолет совершил беспосадочный полет по маршруту "Молодежная" - Полюс Недоступности - Южный географический полюс - "Молодежная". Вернулась в Москву машина 23 февраля 1980 года, преодолев за всю экспедицию в общей сложности 45 660 км.

В феврале 1986 года в Антарктиду был выполнен первый рейс тяжелого транспортного самолет Ил-76ТД. Самолет доставил 58 участников очередной антарктической экспедиции и вывез личный состав предыдущей.

Самолеты типа Ил-76 отлично зарекомендовали себя и в Арктике. В 1986-1987 годах экипаж летчика-испытателя КБ Ильюшина Станислава Близнюка на самолете Ил-76МД, в сложнейших условиях полярной ночи и сильных морозов доставлял топливо и продовольствие на терпящие бедствие полярные станции СП-27 и СП-28. При этом использовался разработанный в КБ новый способ парашютного десантирования грузов.

В 1989 году экипаж Станислава Близнюка на самолете Ил-76МД впервые выполнил перелет и посадку на антарктический остров Кинг-Джордж, расположенный вблизи советской антарктической станции "Беллинсгаузен". Здесь, на авиабазе ВВС Чили "Родольфо Марч Мартин" имелась взлетно-посадочная полоса (ВПП), способная принять тяжелый грузовой самолет.

Самым сложным стала посадка на заснеженную ВПП длинной всего 1265 метров, в то время, когда для Ил-76МД в подобных условиях требовалась полоса, длинной, как минимум, 1500 метров. Для сокращения пробега самолета реверс двух внутренних двигателей был включен в момент касания ВПП, двух внешних - сразу после касания на пробеге, была использована вся механизация крыла, в качестве тормозных щитков открыты боковые двери, понижено давление всех колес шасси.

Руководили арктической экспедицией - известный полярник, ученый-океанолог, Герой Советского Союза Артур Чилингаров и Генеральный конструктор Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Николай Таликов (в то время, заместитель Главного конструктора ОАО "Ил").

В августе 1991 года экипажем под командованием Станислава Близнюка на самолете Ил-76ТД была проведена уникальная транспортная экспедиция по эвакуации полярников со станции "Молодежная" в Кейптаун. И вновь экспедицией руководили Артур Чилингаров и Николай Таликов.

Самым трудным в этой экспедиции, не считая транспортировку сложного и неподготовленного груза, был взлет с ледового аэродрома станции. Общая взлетная масса превысила допустимую величину для этих условий и составила 185 тонн. На борту самолета, помимо груза, находилось 197 человек: полярники со станций "Молодежная" и "Новолазаревская", техническая бригада самолета, смена аэродромной команды и часть экипажа научно-исследовательского судна "Михаил Сомов", скованного льдами Антарктиды.

Роль "ильюшинских" самолетов в освоении Арктики и Антарктиды переоценить сложно, они и сегодня выполняют воздушные перевозки в полярных широтах, приходят на помощь в экстренных ситуациях в условиях крайнего севера.

Именно самолет Ил-76ТД доставил в ноябре 2013 года на аэродром станции "Новолазаревская" неправительственную экспедицию принца Гарри Уэльского, в которой приняли участие люди с ограниченными возможностями.

А в ноябре 2015 года совместный экипаж под командованием шеф-пилота Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Героя России Николая Куимова и шеф-пилота ГосНИИ ГА Героя России Рубена Есаяна успешно выполнил первую посадку на самолете Ил-76ТД-90ВД на ледовый аэродром станции "Новолазаревская" в Антарктиде. Впервые на лед приземлился самолет типа Ил-76, оснащенный двигателями ПС-90А-76.

А значит самолеты марки "Ил" и дальше будут служить стране в деле освоения полярных широт.

Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК") создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России, в настоящее время государству принадлежит более 85% акций холдинга. В состав ОАК входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы, среди которых Компания "Сухой"; Корпорация "Иркут"; "ОАК - Транспортные самолеты"; Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина; Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"; "Туполев"; "Ильюшин Финанс Ко."; "Авиастар-СП"; "ВАСО"; РСК "МиГ"; ЭМЗ им. В. М. Мясищева; ЛИИ им. М. М. Громова; "АэроКомпозит"; ТАНТК им. Бериева. Предприятия ОАК выполняют полный цикл работ - от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. На предприятиях корпорации работают более 98 000 сотрудников. Президент ОАК - Юрий Борисович Слюсарь.

"Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" (ОАО "Ил") входит в состав ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация". Выполняет полный комплекс работ, связанных с разработкой, модернизацией, испытаниями, подготовкой и сопровождением производства образцов авиационной техники, поддержанием летной годности ранее произведенных воздушных судов марки "Ил".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Ил"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка