Независимое военное обозрение
27 мая 2016, 08:13
В 2018 году должен взлететь 20-тонный российский беспилотник
В Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова (ЛИИ им. М.М. Громова) начались испытания разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА) большой продолжительности полета "Орион"
По словам бывшего вице-президента группы компаний-производителя по авиационному направлению Виктора Годунова, в рамках данного проекта планировалось создать БЛА массой около тонны. Однако на авиасалоне МАКС-2015 президент организации Николай Лебедев скорректировал некоторые данные по "Ориону" - в частности, взлетная масса беспилотника возросла до 1,2 т. Предполагается, что максимальная продолжительность полета "Ориона" составит не менее 24 ч, а высота - порядка 8 тыс. м. При этом БЛА будет в состоянии взять на борт до 300 кг полезной нагрузки.
Прежде всего надо разобраться, что понимать под БЛА. Одно дело - легкие летательные аппараты для ведения разведки, другое - способные наносить ракетно-бомбовые удары, вести вооруженную борьбу в воздухе. Создание таких беспилотных авиационных систем (БАС) под силу только технологически развитым странам, на место среди которых претендует и Россия.
Если говорить именно об ударных БАС, то характеристики "Ориона" вряд ли впечатлят специалистов. Длительность полета западных образцов перевалила за сотню часов, и полезная нагрузка у них больше. В России тоже пытаются создать достойные аналоги. Еще в октябре 2014 года ТАСС со ссылкой на источник в Военно-промышленной комиссии сообщил, что модель 20-тонной ударной БАС, разрабатываемой компанией "Сухой", уже готова - она даже самостоятельно перемещается по взлетно-посадочной полосе (ВПП). Источник добавил, что новая БАС будет унифицирована с истребителем пятого поколения Т-50 ПАК ФА. Этот контракт "Сухой" получил в 2011 году. Опытный образец должен подняться в воздух в 2018 году.
Кроме того, разрабатывается 20-тонная разведывательная БАС, как заявляли в Объединенной авиастроительной корпорации, первый этап работ в этом направлении планировалось завершить в 2015 году. В связи с отсутствием победных реляций, ко второму этапу работ еще не приступили, а сколько всего будет этих этапов - одному богу известно.
За неимением отечественных БЛА приходится довольствоваться иностранными. По информации РИА Новости, опубликованной в июле 2012 года, Россия купила у израильской компании Israel Aerospace Industries два БЛА Bird Eye-400, который назвали "Застава", восемь БПЛА I-View Mk150 и два БПЛА Searcher Mk.2, получивший в России название "Форпост", на общую сумму 53 млн долл. Секрет, за что были уплачены миллионы, раскрыл начальник военно-политического управления Минобороны Израиля генерал-майор в отставке Амос Гилад в интервью израильской газете Israel Defense. В январе 2012 года он заявил: "Единственное, что мы продали России, - это несколько типов БЛА, в том числе Searcher, который представляет собой 30-летний устаревший аппарат с устаревшими системами". То есть еще за полгода до покупки Минобороны РФ уже было предупреждено, какого кота в мешке ей подсунут. И все же купили. К счастью, от дальнейших переговоров о поставке России беспилотных самолетов отказался сам Израиль.
На выручку нам пришла группа компаний Adcom Systems из Абу-Даби. Недавно появилась информация, что в Государственном летно-испытательном центре им. В.П. Чкалова Минобороны РФ в Ахтубинске начались летные испытания средневысотного большой продолжительности полета БЛА United 40 производства Adcom Systems.
Как утверждают разработчики, их БЛА способен находиться в воздухе более 100 ч. Он может использоваться как для выполнения наблюдательных миссий, так и для нанесения ракетных ударов по целям на земле. Аппарат имеет четыре точки подвески вооружений, каждая рассчитана на нагрузку до 100 кг и внутренний бомбоотсек с системой подвески карусельного типа с шестью точками крепления. В качестве оружия могут быть, в частности, использованы управляемые ракеты Yabhon Namrod класса "воздух-поверхность" разработки Adcom Systems или ракеты российских разработок.
Судя по описанию, речь, вероятнее всего, идет о United 40 Block 5, тактико-технические характеристики которого на сайте компании не указаны. Этот БЛА был представлен на МАКСе в 2013 и 2015 годах.
Газете National, издающейся в Абу-Даби, генеральный конструктор и главный исполнительный директор группы компаний ADCOM Systems Али Аль Дхахери (Ali Al Dhaheri) пояснил, что самый большой БЛА United 40 назван так в честь 40-летия объединения ОАЭ, которое произошло в 1971 году. Таким образом, можно надеяться, что в этот раз российским военным достался относительно новый БЛА.
И все же остается вопрос: а где российские БАС? Раньше в ЛИИ им. М.М. Громова испытывали мишени, создаваемые на базе серийных самолетов Ил-28, МиГ-15, МиГ-21, Як-25, Ту-16, Л-29, которые совершали автоматический взлет, маневренный полет и посадку. Более того, в рамках создания советского космического челнока "Буран" были разработаны системы автоматического управления ЛА Бор-2, Бор-4, Бор-5, предназначенные для полетов в космосе и атмосфере. Бор-5 совершал полет по суборбитальной траектории и полет в атмосфере. Наконец нельзя не вспомнить эпизод посадки "Бурана", потрясший самих создателей орбитального корабля. Космический челнок во время захода на посадку на аэродроме "Юбилейный" на Байконуре самостоятельно рассчитал снос относительно взлетно-посадочной полосы, возникший из-за бокового ветра, в автономном режиме ушел на второй круг и затем благополучно совершил посадку, пробежав ровно по оси ВВП.
Иными словами, научно-технический задел для создания тяжелых ударных БАС в России есть, а вот самих БАС почему-то нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
