Коммерсантъ - Воронеж
7 июня 2016, 10:39
Воронежский авиазавод пролетает с планами
ПАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) опубликовало отчет за 2015 год. По вине поставщиков и заказчиков компания не успела передать два из шести Ан-148, а также Ил-96-400VVIP и Ил-96-300ПУ
В 2015 году ВАСО пришлось урезать производственную программу по целому ряду направлений. План был выполнен полностью только в части поставки одного Ил-96-400ВПУ для ФСБ. В то же время авиазавод не передал заказчикам один Ил-96-400VVIP, один Ил-96-300ПУ и два из шести планируемых Ан-148. Также ВАСО не выполнило работы по салону для еще одного Ил-96-300, не поставило пять из шести комплектов агрегатов для Ил-76МД-90А (пилоны, рельсы закрылков и мотогондолы, заказчик - "Авиастар-СП"), пять из 22 - для SSJ 100 (АО "Гражданские самолеты Сухого", ГСС), три из пяти комплектов для Ан-148/Ан-158 (украинское ГП "Антонов") и два из трех комплектов для МС-21 (корпорация "Иркут").
В результате выручка предприятия в 2015 году составила 10,33 млрд руб. при 11,24 млрд руб. годом ранее и плане в 15 млрд руб. (прогноз начала 2015-го). Большую часть выручки по-прежнему составляет доход от производства четырех Ан-148 (4,49 млрд руб.) и Ил-96-300 (3,19 млрд руб.). Но если по Ил-96 из-за поэтапной оплаты работ недополученная выручка составила всего 223,94 млн руб., то по Ан-148 - более 2 млрд руб. Вину за срыв сроков в ВАСО возлагают на украинских поставщиков. "Со стороны поставщика - днепропетровского ПО "Южный машиностроительный завод" - не были поставлены два комплекта шасси. Было налажено параллельное производство шасси в нижегородском ОАО "Гидромаш", с Минобороны РФ договорились о переносе сроков сдачи указанных машин на 2016 год", - пояснили "Ъ" в пресс-службе авиазавода.
Отсутствие шасси подвело ВАСО и по другим заказам: задержка в поставке этого узла от самарского АО "Авиаагрегат" привела к увеличению сроков сборки Ил-96-300ПУ, сказали "Ъ" в компании. А задержка по Ил-96-400VVIP была вызвана "изменением требований компоновки интерьера со стороны Минобороны": "Сейчас самолет находится на завершающей стадии испытательных полетов, сдача планируется в июне".
Сокращение поставок компонентов в ВАСО объясняют инициативой заказчиков. Так, к уменьшению производства агрегатов привели "трудности украинских коллег с заключением контрактов на поставку самолетов Ан-148/Ан-158". ГСС попросили сдвинуть сроки поставки деталей SSJ 100, а "Авиастар-СП" - сократить поставки из-за снижения объемов производства Ил-76МД-90А.
В то же время завод осваивал производство деталей МС-21. В 2016 году ожидается завершение монтажа необходимого оборудования, но НИОКР по этой теме уже принесли заводу 574,4 млн руб. выручки (рост на 370% к 2014 году). Еще 400 млн руб. ВАСО получило от техобслуживания и переоборудования самолетов. Также началась подготовка к производству Ил-112В. Всего в модернизацию предприятия в 2015 году было вложено более 317 млн руб.
На финансовые результаты компании повлияло не только снижение выручки от продаж, но и резкий рост прочих расходов - с 1,23 до 3,46 млрд руб. Большую их часть составляют выплаты по кредитам, которые увеличились в числе прочего из-за повышения ставок по действующим линиям Сбербанком и Новикомбанком. Из-за этого предприятие в минувшем году решило отказаться от новых кредитов. Но кредиторская задолженность снизилась с 5,71 до 5,08 млрд руб., а на возмещение части процентной ставки предприятие получило 151,16 млн руб. субсидий от Минобороны. Рентабельность продаж ВАСО в 2015 году снизилась с -1,62% до -10,21%, а рост убытка от продаж (1,05 млрд руб.) составил 480% к 2014 году. Чистый убыток в результате составил 3,62 млрд руб. - в 3,6 раза больше, чем годом ранее.
Наибольшие риски ждут ВАСО по проекту Ан-148, отмечают эксперты. Так, глава Infomost Борис Рыбак полагает, что кооперация ВАСО с ГП "Антонов" находится под угрозой окончательного срыва: "У проекта Ан-148 уже мало перспектив - самолет был рассчитан только на российский рынок, но геополитическая ситуация изменилась, и не стоит ожидать новых заказов. На международном рынке интереса к Ан-148 нет". А источник "Ъ" на авиационном рынке оценил убыток авиазавода как "нормальный" для предприятия без большого серийного заказа, пояснив, что обслуживание даже простаивающего подобного завода в год обходится примерно в 1,2 млрд руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции