АвиаПорт.Ru
8 июня 2016, 08:16
Самолёт встречают с большим интересом
Выкатка МС-21 сопровождалась очередной сделкой на его поставку. Лизинговая компания ИФК подписала меморандум с Azerbaijan Airlines. О новом лайнере и его рыночных перспективах рассказал А.Рубцов, генеральный директор ИФК
- Подписание соглашения с Azerbaijan Airlines стало неожиданным продолжением церемонии выкатки. Расскажите о подробностях сделки.
- Мы подписали с авиакомпанией AZAL меморандум о намерениях на поставку десяти самолётов МС-21. Они будут переданы на условиях операционного лизинга. При этом компания станет одним из первых получателей этого лайнера.
- Когда планируется подписать твёрдый контракт?
- Представители авиакомпании увидели самолёт "в железе" впервые, но интерес к программе у них очень серьёзный. Они хотят посмотреть на самолёт, на производство. А дальнейшие шаги будут связаны с прогрессом в программе, подъёмом самолёта и его сертификацией. Подписание твердого контракта будет уже после того, как самолёт взлетит.
- МС-21 выходит на высококонкурентный рынок. В какой мере его характеристики отвечают потребностям эксплуатантов? На чём можно строить его продвижение?
- Заявленные параметры самолёта соответствуют, и даже опережают требования рынка с точки зрения расхода топлива, весовых характеристик, по прямым операционным расходам. Важно и то, что при выборе размерности разработчиком была сделана ставка на сегмент 180 кресел, в отличии от наших конкурентов, которые изначально проектировались на 150-160 кресел. Это означает, что при прочих равных условиях наша машина везёт на 20-30 пассажиров больше, что достаточно существенно и является преимуществом для заказчиков.
Плюс к этому, лишние 10 сантиметров в диаметре самолёта дают возможность разместить более широкие кресла, обеспечивают более широкий проход и больший размер багажных полок, что создаёт дополнительный комфорт и улучшает оборачиваемость самолёта в аэропорту.
- Какова была роль ИФК в формировании облика МС-21, в какой мере ваши пожелания учтены в проекте?
- Мы участвовали в рабочей группе по формированию облика, когда самолёт только задумывался, более 10 лет назад. Изучали рынок, проводили с коллегами большую работу. Одна из идей, которая нашла отражение в облике самолёта, - увеличение диаметра фюзеляжа на 10 сантиметров. Мы в своё время решили, что современные технологии, современные сплавы и композитные крылья позволят достаточно снизить вес конструкции самолёта, чтобы позволить себе роскошь и увеличить диаметр фюзеляжа. И за счёт этого создать исключительные условия комфорта для пассажиров на борту. И то, что мы видим на макетах, подтверждает, что салон самолёта очень удобный, кресла очень комфортные, и это создаёт определённые конкурентные преимущества.
- Авиакомпании, с которыми вы работаете, разделяют оптимизм по поводу нового продукта с новыми характеристиками?
- Мы ведём переговоры со многими авиакомпаниями, и российскими, и зарубежными. Могу сказать, что этот самолёт встречают с большим интересом. Все покупатели хотят видеть третьего производителя. Конечно, это может быть и российский, и китайский самолёт, главное - разрушить дуополию Boeing и Airbus. Это способствовало бы развитию конкуренции. Особенно если конкурировать удастся и по цене, и по характеристикам.
Однако авиакомпании хотят видеть не просто "живой" самолёт, а летающий самолёт, потому что, к сожалению, были уже прецеденты, когда самолёт взлетал через год, через полтора года после выкатки. Хотелось бы этого избежать.
- На каких рынках у МС-21 наибольшие перспективы?
- Сейчас сложно сказать, на каком конкретно рынке он будет более перспективен, потому что Boeing и Airbus за эти последние годы существенно увеличили объёмы выпуска и продаж. Они уже совокупно продали больше 7 500 самолётов (Airbus A320neo и Boeing 737 MAX - "АвиаПорт"), поэтому нам придётся работать на всех возможных рынках. Но в первую очередь нужно будет смотреть на те направления, где нужен самолёт большей вместимости, где быстрее растёт трафик. Конкурентное преимущество - большая ёмкость самолёта - должно транслироваться в конкретную работу с авиакомпаниями в регионах, где растёт объем перевозок, и где имеется ограничение по слотам в аэропортах. Поэтому мы именно с этих позиций будем смотреть, куда "выстреливать".
- Какие инструменты господдержки следует применить при продвижении МС-21 на внутренний и внешний рынки?
- Конечно, нам нужно будет дешёвое кредитование, на уровне наших конкурентов, в том числе экспортное. Во-вторых, нужно будет предоставлять гарантию остаточной стоимости для производителя при господдержке. Я думаю, что для первых 50-100 самолётов, особенно тех, которые будут предлагаться в операционный лизинг. Нам обязательно придётся стимулировать покупку через предоставление субсидий на приобретение запасных частей. Поскольку у новых российских самолётов ещё нет запасных частей, домашний склад в том или ином виде либо производителю, либо государству придётся субсидировать.
Для продвижения МС-21 в России и за рубежом, конечно, нужно будет создавать центры поддержки, центры ремонта и обслуживания, учебные центры. Эти работы тоже нужно будет субсидировать или финансировать, чтобы должным образом оснащать, обучать специалистов обслуживать эти самолёты. Для авиакомпаний очень важно знать, что такого рода центры будут в разных странах мира, на разных континентах. Не скажу, что в шаговой доступности, хотя бы в 2-3 часах полёта от базового аэропорта. Это, конечно, большие затраты сил и времени, но это надо делать. Эти инструменты смогут поставить нашу машину в равные условия с конкурентами.
Государству нужно будет докапитализировать лизинговые компании, в том числе ИФК, поскольку это именно наша задача - выводить эту машину на рынок. Я не вижу другого способа поддержать операционный лизинг.
- Какие формы поставки МС-21 предлагает ИФК?
- Прежде всего, мы будем предлагать операционный лизинг. Естественно, по желанию авиакомпаний и финансовый лизинг, и мокрый лизинг, но все будет зависеть от того, кто будет одним из первых наших клиентов. Если это будет компания Red Wings, то мы вместе с ОАК и "Иркутом" будем предлагать мокрый лизинг. Для этого, собственно говоря, нами осуществляется проект приобретения компании Red Wings.
- Сейчас ИФК законтрактовала 50 лайнеров МС-21. Речь идёт о МС-21-300, или возможна частичная конвертация заказа в МС-21-200?
- Мы законтрактовали 50 машин МС-21-300. Честно говоря, мы не заинтересованы в конверсии заказа в МС-21-200. У нас есть желание, и мы видим интерес наших клиентов, российских и зарубежных, к перспективной теме МС-21-400. Наша позиция в том, что нужна машина на замену Boeing 757.
В принципе, МС-21-400 мог бы стать таким самолётом. Благо сейчас двигатели нужной размерности 16 тонн собирается делать и Pratt & Whitney, и CFM International, и у нас есть планы по развитию ПД-14 в этом направлении. Так что мне кажется, что "Иркуту" уже надо начинать думать, чтобы эти машины запускать в проектирование.
- На какую дальность полета стоит создавать новый самолёт?
- Я бы ориентировался как минимум на 5000-6000 километров при полной нагрузке и, может быть, до 7500 километров с уменьшенной нагрузкой. Тогда это будет прекрасной заменой Boeing 757. Существенно легче, с меньшим расходом топлива, и с хорошей дальностью.
- Когда ИФК рассчитывает получить первые самолёты МС-21?
- Мы регулярно встречаемся с "Иркутом", обсуждаем этот вопрос. Первая поставка может быть либо в 2019 году, либо в 2020 году. По контракту у нас в 2019 год, и мы в переговорах с нашими заказчиками обсуждаем именно этот период.
- ИФК предлагает услуги по ТОиР, владеет тренажёрами Ан-148 и Ил-96. Планируется ли оказывать аналогичные услуги по проекту МС-21?
- Мы имеем опцию по созданию тренажёра для МС-21, но пока ещё не приняли такого решения. Равно, как и центр ТОиР: мы такой возможности не исключаем. Будем смотреть, как пойдут продажи. Если всё будет нормально, то мы предложим рынку свои услуги и по МС-21 тоже....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 16, 2025
"АвиаПорт" запускает корпоративный сайт Агентства
Май 16, 2025
В аэропорту Пензы предупредили об отмене вечернего рейса до Москвы 17 мая
Май 16, 2025
Аэропорт Братска обслужил 6,5 тысяч пассажиров на майских праздниках
Май 16, 2025
Сотни тысяч пассажиров принял Кольцово в майские праздники