О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо - свобода, небо - работа

75 лет назад был сформирован 402-й истребительный авиационный полк особого назначения. Сейчас у него другое название - авиационная группа "Липецк"

75 лет назад был сформирован 402-й истребительный авиационный полк особого назначения. Сейчас у него другое название - авиационная группа "Липецк" в составе Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени Валерия Павловича Чкалова

В небе мы часто слышим гул - невероятно мощный и волнующий, машинально поднимаем глаза и видим белые полосы, "вскрывающие" небесную синеву. Кажется, чья-то невидимая рука медленно движет кистью по голубому холсту…

Знаем, что это летят наши военные самолеты - выполняют тренировочные задания. Но каждый раз невольно произносим: только бы не война. И с ужасом вспоминаем тот день, когда на рассвете 22 июня 1941 года страшный, зловещий гул приближался к нашим границам…

В день начала Великой Отечественной войны летчики-испытатели из научно-исследовательского института ВВС Красной Армии во главе со Степаном Павловичем Супруном, близким другом Валерия Чкалова, пришли к Верховному главнокомандующему: "Товарищ Сталин, мы должны быть на фронте, мы готовы организовать авиационный полк из наших кадров". Иосиф Виссарионович ответил, что одного полка будет недостаточно. Степан Супрун тут же нашелся: "Мой друг, подполковник Петр Михайлович Стефановский, может организовать еще один полк истребителей". И этого мало, ответил Верховный главнокомандующий, нужны десятки, сотни таких полков, постарайтесь собрать как можно больше добровольцев.

Добровольцев оказалось много. В первую очередь летный и технический состав полков комплектовался из кадров 705-й авиабазы НИИ ВВС КА. 25 июня по личному указанию Сталина были сформированы два истребительных авиационных полка особого назначения. 401-й - под командованием Степана Павловича Супруна. Он - первый в истории СССР дважды Герой Советского Союза (второй раз - посмертно). Погиб летчик через несколько дней после рождения 401-го полка - 4 июля 1941 года.

Первый командир 402-го - подполковник Петр Михайлович Стефановский. 30 июня 1941-го полк вылетел к месту дислокации, в Идрицу. А первые боевые вылеты летчики совершили 3 июля. В этих боях они сбили шесть мессеров противника. Немецкий снаряд задел один наш самолет. Управлявший им старший лейтенант Шадрин выжил - он сумел посадить подбитый МиГ-3.

Летчики 402-го истребительного полка особого назначения воевали под Псковом, на Кубани, освобождали Севастополь и весь Крымский полуостров от фашистской нечисти, громили немцев в небе над Орлом и Смоленском, долетели до Польши и Берлина в 1945-м.

402-й был самым результативным истребительным полком советских Военно-воздушных сил. На его счету 13511 боевых вылетов и 810 сбитых вражеских самолетов. На боевом стяге полка два ордена - Красного Знамени и Суворова III степени, а также почетное наименование "Севастопольский". За всю историю тридцать два летчика полка стали кавалерами ордена Золотой Звезды. Десять удостоены звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Место прописки - Липецк

Во время войны полк базировался на разных аэродромах, стоял он и под Липецком - на переформировании. Сюда он прибыл 21 июня 1943-го. В Липецке полк пополнился летными и техническими кадрами, на вооружение поступили новые самолеты - Як-9Т и Як-1, всего 31 машина. Их нужно было освоить в короткий срок и обеспечить слаженность действий боевых расчетов пар - основной тактической единицы истребительной авиации.

…И даже сейчас, спустя 75 лет мы слышим в липецком небе гул самолетов особого 402-го полка (конечно, не тех, что бомбили фашистов, а современных). В 1992 году уже переименованный 402-й ИАП (968-й истребительный авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени полк в составе ЦБП и ПЛС (ВВС)) окончательно обосновался на военном аэродроме Липецкого авиацентра. Сегодня полное название полка - Авиационная группа "Липецк" в составе Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени Валерия Павловича Чкалова.

Мы прибыли на аэродром буквально за десять минут до начала тренировочных полетов. Первые самолеты уже ревели на взлетной полосе. Командир подполковник Николай Николаевич Мышкин еще находился в своем кабинете (отдавал приказы, что-то обсуждал с коллегами по телефону), но был готов сесть за штурвал.

…Через минуту вместе с командиром на служебном УАЗике мы ехали к самолетам.

Нет, самолет - это слишком просто, обыденно. Истребители - МиГ и Су разных поколений и модификаций - это авиационные комплексы, напичканные невероятным количеством приборов и электроники. Сердце замирает, когда приближаешься к огромным воздушным машинам, похожим на птиц невероятных размеров. Захватывает дух, когда заведенный мотор обдает воздушно-звуковой волной. Этот гул совсем другой, не тот, что в небе. Он завораживает и, набирая мощь, заставляет волноваться все сильнее.

Подтвердив готовность к полету, инженеры-техники провожают авиационный комплекс - машина медленно выруливает, направляясь к взлетной полосе. И, взмывая в небо, прячется в облаках. Поднимается все выше, улетает все дальше, оставляя в небе белую полосу, отдавая земле рев своих двигателей.

Летные будни

Задача авиационной группы, как и всего Липецкого авиацентра, - подготовка авиационного персонала для всех частей ВКС России и войсковые испытания. Летчики разрабатывают и отрабатывают методики выполнения полетов, технику самолетовождения на военных самолетах, таких как Су-35 и Су-30СМ. Все записывают и отправляют материал в Москву. После утверждения высшим руководством, по методичкам липецких летчиков начинают работать другие воинские части.

Четыре дня в неделю личный состав группы занят в полетах. Отрабатывают методы боевого применения авиационных комплексов по наземным и воздушным целям, воздушных боев. Полеты - одиночные, парные, в составе звена (три машины) или группы из четырех самолетов. В день полетов каждый летчик выполняет три-четыре вылета по 40-60 минут. И в каждом решает новую задачу.

Летают по кругам, пилотажным зонам или на полигон - в 70 километрах от аэродрома. Фактический радиус - около 1600 - 1700 километров. Непрерывно самолет может лететь три с половиной часа (без дозаправки). 22 километра от земли - предельная высота, на которую поднимается авиакомплекс четвертого поколения. В тренировочных полетах летчики выводят машину на высоту от четырех до восьми километров, в зависимости от задания.

На первом вылете в день нашего визита, 21 июня, у командира была задача проверить у молодого летчика навыки боевого применения авиакомплекса в сложных видах по наземным целям.

- Старший лейтенант Анатолий Сопин два года назад окончил высшее летное училище, летает давно, но на других самолетах. Сейчас прошел дополнительную программу обучения, чтобы управлять авиакомплексами данной модификации, - рассказывает Николай Мышкин. - Слетаем на полигон, я посмотрю, как парень работает по наземным целям, и после этого приму решение - допускать или не допускать его к тренировочным полетам.

Через 40 минут экипаж Мышкин - Сопин вернулся с задания.

- Старший лейтенант Сопин к тренировочным полетам готов, я удовлетворен его работой, - сообщил нам подполковник. - Видно, что и командир звена, и командир эскадрильи хорошо подготовили летчика по новому виду летной подготовки.

Уроки неба

Николай Николаевич Мышкин - авиатор в третьем поколении. Дед был военным летчиком, отец всю жизнь - в гражданской авиации.

- Мое детство прошло в гарнизонах, можно сказать, я вырос на аэродроме, - улыбается командир. - Не мечтал стать летчиком, я им родился. Уже в шесть лет с отцом летал на самолетах Ан-2. Потом - на Як-18, Як-52. Когда мне было четырнадцать, отец руководил ДОСААФом в городе Камышине Волгоградской области. И я два года занимался в аэроклубе. В 1996-м после школы поступил в Качинское военное училище. Но через два года его расформировали, и нас, курсантов, перевели в Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противовоздушной обороны.

…В этом году училищу исполнилось 75 лет. 23 февраля 1941 года, в день 23-й годовщины Красной Армии, в торжественной обстановке впервые приняли военную присягу все курсанты, красноармейцы и младшие командиры. А началась история училища с организации в Армавире в 1937 году парашютной школы и аэроклуба (с 1 декабря 1940-го - Школа летчиков-истребителей).

И еще одна дата, связанная с авиацией и историей знаменитого истребительного полка. 40 лет назад, 23 февраля 1976-го умер первый командир 402-го авиационного полка Герой Советского Союза Петр Михайлович Стефановский. За время своего командования во время Великой Отечественной войны он совершил 150 боевых вылетов, сбил 4 самолета противника.

- С 2001 года я проходил службу в истребительном авиационном полку под Волгоградом, в 2006-м поступил в академию имени Юрия Алексеевича Гагарина в поселке Монино Московской области, - продолжает Николай Мышкин. - В 2008-м получил распределение в город Крымск заместителем командира авиационной эскадрильи. Там летал на Су-27. В 2012 году меня перевели в Липецк… Самый напряженный момент в службе - первый тренировочный полет, когда я еще был курсантом. Тебе доверили самолет (до этого летал с инструктором), и нужно показать все, чему тебя научили. Поднялся в воздух и только тогда понял, что лечу сам, в кабине, кроме меня, никого нет. Испытал чувство огромной ответственности. И огромного удовольствия оттого, что достиг цели. Сейчас у меня уже более двух тысяч часов налета. Но ни один вылет не похож на другой, каждый раз что-то новое для себя открываю в возможностях самолета. Совершенствованию нет предела. А если летчик считает, что всего достиг, все знает и умеет, - на нем можно ставить крест.

Николай Мышкин говорит, что когда нависают тучи и идут дожди, за облаками светит солнце. Поднимаешься в небо, "разрезаешь" тучи - и попадаешь в мир солнечного света, свободы, радости. Но бывает, что облачность сплошная. Поднимаешься выше, кажется, вот оно, солнце, уже пробиваются его лучи, но не пускают облака. По вертикали они могут растянуться до 10 километров!

- В таких случаях полет происходит за пределами визуальной видимости (часто бывает осенью и зимой). Это - приборные полеты: мы не видим ни земли, ни неба, только летаем в облаках (как на тренажере, будто на месте стоишь). Только при развороте чувствуешь, что летишь, - рассказывает Николай Николаевич. - Самая сложная задача - прилететь на тот же аэродром, с которого улетел. Правда, таких случаев, чтобы летчик заблудился, у нас не было, настолько опытный и профессиональный летный состав.

- Командование полком, прошедшим Великую Отечественную войну, - особая честь, - делится подполковник. - А участие в параде Победы в Москве - эмоции непередаваемые. Волнение, конечно, есть. Чувство сопричастности к героическому подвигу нашего народа, сосредоточенности, особой гордости и понимание, что и сейчас, в мирное время, мы вносим свой вклад в Великую Победу.

Призвание - летать

Подполковник Алексей Анатольевич Куракин - летчик первого класса. В Липецке служит с 2002 года. Летает на Су-27, Су-30, 30 СМ. Лично пригонял в Липецк из Комсомольска-на-Амуре первые Су-35. Теперь Алексей Куракин мечтает о Т-50 - авиационном комплексе пятого поколения.

- Пока Т-50 - объект секретный. Я видел его в Ахтубинске, правда, с расстояния метров в пятьсот, - рассказывает Алексей Куракин. - Хотел подойти, но меня остановили: нельзя! Я говорю: да я на нем летать буду! Мне отвечают: вот когда будешь, тогда и подойдешь. Обещают в следующем году поставить Т-50 на вооружение.

Подполковник Куракин - заместитель командира авиагруппы "Липецк". Как и Николай Мышкин, окончил Армавирское училище.

- Честно сказать, я в детстве об авиации не мечтал. За год до окончания школы встретил двух братьев-близнецов (я жил в станице Отрадной Краснодарского края) - в красивой форме, подтянутые. Они учились в Ейской специальной школе начальной летной подготовки. И я загорелся: тоже хочу быть летчиком! И поступил в ту же школу. За два года обучения понял, что летать - мое призвание. В 1997-м окончил Армавирское училище. За годы службы тысячу триста часов налетал.

Когда первый раз поднимаешься в небо, ощущаешь безграничную свободу, - делится летчик. - Небо становится родным и близким, кажется, что знаешь каждое облачко.

- Сегодня облака добрые, игристые, - глядя в небесную даль, говорит Алексей Анатольевич. - А бывают опасные: темные, они бурлят и возмущаются. В такие лучше не входить. Иногда смот­ришь, вроде облачко светлое, поднимаешься выше - оно темнеет, темнеет. Оставаться в таком опасно, нужно быстро уходить. Чувство самосохранения у летчика должно быть - без него долго не пролетаешь.

Каждый год 9 Мая самолеты авиагруппы "Липецк" пролетают над Красной площадью. Алексей Анатольевич - тоже участник парадов Победы в Москве. Только лучшие из лучших летчиков- истребителей удостаиваются этой чести.

- Назад в Липецк летим - обязательно над городом круг делаем, над площадью Победы, - говорит подполковник.

Алексей Куракин - участник демонстрационных полетов "Авиамикс" на всероссийских и международных соревнованиях "Авиадартс". В этом году всероссийский этап проходил в Крыму, в Севастополе.

- Наши предшественники - летчики 402-го истребительного полка особого назначения - во время Великой Отечественной освобождали этот город от фашистов. А мы в год 75-летия начала войны и основания полка летали в севастопольском небе, - делится Алексей Анатольевич. - На Су-35 мы прошли на высоте сто пятьдесят - двести метров от Черного моря, пролетели над Керченским проливом. Правда, погода была нелетная, но перед нами стояла задача, и мы в сложнейших условиях ее выполнили.

…Последний полет у летчиков авиагруппы "Липецк" заканчивается в 22 часа 30 минут. Домой они попадают к полуночи.

- Приезжаю - младший сын ждет, старший спит. Утром - младший спит, старший готовится к тренировке, - улыбается Алексей Куракин. - У него этим летом - прыжки с парашютом, он занимается в Грязях в Клубе авиаторов. А младший мечтает стать танкистом.

Ошибка исключается

В кабине каждого самолета - икона Николая Чудотворца. Отец Илья, помощник начальника авиацентра, освятил все машины. А перед их вылетом на парад в Москву проводит службу…

На земле машины охраняют инженеры - строжайше следят за исправностью воздушных кораблей. Это они провожают самолеты в небо и встречают их на посадочной полосе.

Майор Александр Васильевич Пичугин - заместитель командира первой авиационной эскадрильи (где сосредоточена вся истребительная техника) по инженерно-авиационной службе. Организует работу инженеров и техников по поддержанию самолетов в исправности и боеготовности, отвечает за безопасность полетов. В Липецке служит с 1999 года. А вообще в Вооруженных силах - с 1987-го.

- Ошибки в нашей работе исключены, - говорит Александр Васильевич. - Один инженер выполняет работу, другой - контролирует, чтобы исключить недочеты. Самые тяжелые минуты - ожидание самолета. Пока он в воздухе, нервное напряжение на максимуме. Потому что понимаешь свою ответственность за жизнь пилотов. А когда машина коснулась бетона, вырулила на стоянку, можно вздохнуть с облегчением. И так - каждый вылет.

…20 лет назад, 24 июня 1996-го, на городском кладбище Липецка прошла траурная церемония захоронения останков уроженца липецкой земли Михаила Егоровича Чуносова. Он не вернулся из боя 16 августа 1941-го. В этот день МиГи 402-го истребительного авиационного полка вели воздушные бои с превосходящими силами противника. Машину старшего лейтенанта Чуносова атаковали фашистские Ju-88 и мессер. Герой-летчик отвлек на себя четыре истребителя Bf-110, но его самолет сбили вблизи деревни Баженко (Новгородская область).

...Теперь я все чаще смотрю в небо - ищу белые полосы и рассматриваю облака, какие они сегодня - добрые и игристые или опасные. Я ни разу не летала на самолете - не представилось случая, да и боюсь… Но как же все-таки хочется открыть для себя эту бесконечную синеву, пройти сквозь облака и плыть над ними - под солнцем!

Сегодня, в понедельник (день выхода очередного номера "Итогов недели"), у личного состава авиагруппы "Липецк" - опять полеты. Огромные стальные птицы взлетят в небо и, скрывшись в облаках, будут подниматься все выше, улетать все дальше, оставляя в небе белую полосу и отдавая земле рев своих двигателей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Array». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка