АвиаПорт.Ru
30 июня 2016, 20:26
Волгоград развивает логистику
Как воздушная гавань города будет подготовлена к Чемпионату мира по футболу
Волгоград должен принять четыре матча группового этапа Чемпионата мира по футболу 2018 года (ЧМ-2018). Стадион, рассчитанный на 45 тыс. мест, должен быть введён в эксплуатацию к 1 мая 2017 года. Вместе со строительством стадиона и модернизацией всей транспортной инфраструктуры города, в Волгограде реконструируют международной аэропорт, которому и предстоит встретить болельщиков, футболистов и официальных лиц из восьми различных стран.
Из открытых источников о реконструкции "Гумрака" известно немного: вплоть до запуска нового международного терминала в тестовую эксплуатацию федеральные и региональные волгоградские СМИ слабо освещали этот проект. Волгоградский аэропорт включён в Федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие транспортной системы России до 2020 года". Судя по тексту ФЦП, совокупный объем инвестиций в проект реконструкции составит почти 4,7 млрд рублей, подавляющую часть этих денег составят ассигнования из федерального бюджета - 3,7 млрд рублей. Скромные 363 млн добавит региональный бюджет, ещё 619 млн вложит частный инвестор. На начало октября 2015 года в проект в совокупности было вложено уже более 2,3 млрд. Куда направлены эти инвестиции?
Опытный застройщик
Заказчик реконструкции аэродромной инфраструктуры един для всех проектов в рамках ЧМ-2018 - Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". В Волгограде построена новая взлётно-посадочная полоса длиной 2800 метров и шириной 45 метров (получит категорию 4D по стандартам ИКАО), будут реконструированы рулёжные дорожки и перрон (судя имеющимся данным, он также получит новое место для судов типа Boeing 767), а также автомобильные дороги по периметру аэродрома. Кроме того, подрядчик поменяет светосигнальное оборудование, реконструирует систему электроснабжения и систему очистных сооружений.
Работы разделены на два этапа. Первый включает строительство новой полосы (ВПП-2) и её оснащение, а также строительство места стоянки для широкофюзеляжных воздушных судов. Второй этап - реконструкция магистральной рулёжной дорожки, перрона и дооборудование полосы до III категории ИКАО, сообщили "АвиаПорту" в пресс-службе ФГУП АГА(А). Проектировщиком стал ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект". Эксперты разрабатывали план работ в 2012-2013 годах.
Победу в объявленном тендере по первому этапу одержала строительная компания из Татарстана "Камдорстрой" - она и выполнит весь объем работ. Контракт на сумму почти 1,8 млрд рублей был подписан между ФГУП АГА(А) и генподрядчиком в сентябре 2014 года. Пресс-служба ФГУП АГА(А) 17 февраля 2016 года сообщила, что завершён первый этап реконструкции, в который входит строительство новой и ремонт старой полосы, реконструкция магистральной рулёжной дорожки и перрона, а также ряд других работ по установке оборудования. Сообщалось также, что состояние аэродрома проверил Ростехнадзор, и "Камдорстрой" устранила недостатки, выявленные на ВПП в ходе проверки Ространснадзора. В пресс-службе ФГУП АГА(А) просят не акцентировать на этом внимание. "Наличие замечаний - закономерный и абсолютно нормальный процесс, практика, с которой сталкиваются строители при взаимодействии с надзорными органами", - отмечают там.
Конкурс по второму этапу был объявлен в феврале и в конце апреля этого года. В первый раз заявки подали "Камдорстрой", "Объединение компаний "Поволжье" и "Трансстроймеханизация", однако все заявки признаны несоответствующими требованиям конкурсной документации. На повторные торги в апреле, когда начальная цена составила 1,617 млн рублей заявок вовсе не поступило. Подрядчик был выбран только с третьего раза: строительно-монтажные работы по второму этапу реконструкции аэропортового комплекса Волгограда выполнит ЗАО "Трест Камдорстрой", предложивший 1 млрд 628,103 млн рублей при начальной цене 1 млрд 628,3 млн рублей.
Представитель оператора аэропорта ещё до начала тендера сообщил "АвиаПорту", что столь позднее заключение договора приведёт к задержке строительства. "Она уже есть", - сказал один из сотрудников воздушной гавани. В пресс-службе ФГУП АГА(А) это не подтверждают. "Данный момент [отсутствие подрядчика] не повлияет на завершение работ по реконструкции аэропортового комплекса", - говорится в ответе государственного предприятия на письменный запрос "АвиаПорта".
Второй этап предполагает реконструкцию перрона с местом стоянок воздушных судов, строительство рулёжных дорожек, очистных сооружений и трансформаторных подстанций, стартовой аварийно-спасательной станции. Работы должны быть выполнены в течение 186 календарных дней с момента заключения госконтракта.
Аэропортовый комплекс
"Международный аэропорт "Волгоград" входит в холдинг "Новапорт", которым через структуру AEON Corporation в том числе владеет российский бизнесмен Роман Троценко. Помимо аэропортового бизнеса, AEON занимается речными перевозками, судостроением и девелопментом. Выручка "Новапорта" по итогам 2014 года составила 15,3 млрд рублей, прибыль до налогообложения - 4,4 млрд, компания не раскрывает других финансовых показателей в открытых источниках.
Международный аэропорт "Волгоград" к 2018 году построит два новых терминала: один для международных, второй - для внутренних воздушных линий. Стоимость терминала МВЛ составит около 1 млрд рублей, в октябре прошлого года из них было вложено уже 700 млн.
Существующий международный терминал может обслуживать только 100 пассажиров в час, с появлением нового двухэтажного терминала площадью 10 тыс. квадратных метров часовая пропускная способность аэропорта на международных линиях возрастёт до 300 человек. В пресс-службе аэропорта "АвиаПорту" уточнили, что всего будет установлено 14 кабин паспортного контроля, из них шесть на вылет и восемь - на прилёт. В новом терминале МВЛ будет два выхода на посадку. Терминал предусматривает и зал обслуживания ВИП-пассажиров площадью 500 квадратных метров, при этом он будет оснащён отдельным от общего потока пунктом пропуска через государственную границу.
Терминал МВЛ, как и план реконструкции аэродрома, спроектировали в "Аэропроекте". Его строительство сейчас завершено, подрядчик сдал объект в конце апреля, хотя ранее руководство аэропорта надеялось, что терминал будет закончен ещё в декабре. Технический пуск состоялся 8 мая, а ввод в эксплуатацию намечен на третий квартал этого года. При этом сначала терминал подключится к обслуживанию внутрироссийских линий, а затем, получения всех заключений межведомственных комиссий по открытию пункта пропуска, терминал будет открыт для обслуживания международных рейсов.
Новый терминал внутренних воздушных линий пока существует лишь на бумаге. Он будет построен на месте действующего терминала МВЛ, после сноса последнего. План его строительства уже сформирован, однако его подробности не раскрыты. Известно лишь, что во время церемонии технического запуска терминала МВЛ генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Волгоград" Сергей Дмитриев пообещал, что первая свая нового внутреннего терминала будет забита в октябре.
Существующий терминал ВВЛ будет работать как минимум до завершения Чемпионата мира: он будет модернизирован, и до, и во время первенства продолжит обслуживать внутренние перевозки, сказали "АвиаПорту" в аэропорту. В ходе модернизации будут сбалансированы зоны прилёта и вылета пассажиров: левое крыло комплекса будет обслуживать прилёт, правое - вылет. На втором этаже будет расположена чистая зона. Кроме того, будет проведён косметический ремонт помещений.
Сильно изменится привокзальная площадь. Предусмотрена как платная парковка непосредственно перед терминалом, так и бесплатная альтернатива на удалении в четверть километра. Обслуживать точки въезда и выезда будут пять шлагбаумов. Произведён также косметический ремонт гостиницы, существенной реновации номерного парка не осуществлялось. Ранее "АвиаПорту" в аэропорту рассказывали, что планы по развитию прилегающей территории будут реализованы в том случае, если "бизнес планы [по развитию инфраструктуры] будут с приемлемым сроком окупаемости".
Судьба действующего терминала ВВЛ ещё в начале этого года оставалась неизвестной, однако сейчас его будущее вполне определено: после завершения ЧМ он будет передан городу для реализации проекта по обустройству современного автовокзала. Впрочем, повлиять на будущее существующей аэропортовой инфраструктуры все ещё могут высшие чиновники: судя по всему, на региональном и федеральном уровнях уже разработана стратегия создания на базе Волгоградского аэропорта комплекса интермодальных перевозок.
Интермодальные перспективы
"Модернизация аэропорта открывает новые транспортно-логистические возможности для региона", - заявил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров ещё в конце 2014 года на совещании по вопросам развития инфраструктуры региона. Ещё раньше, в октябре того же года, А.Бочаров на встрече с Р.Троценко говорил: "Речь идёт о крупнейшем транспортно-логистическом проекте с привлечением инвестиционных средств. Этот проект станет для города важным вектором инфраструктурных изменений" (цитата по "МК Волгоград").
"Российская газета" в июле 2014 года со ссылкой на министра транспорта Максима Соколова сообщала, что согласно стратегии развития на месте Волгоградского аэропорта появится и автовокзал. "Перенос автовокзала позволит увеличить пассажиропоток мультимодального транспортного комплекса до пяти, а в перспективе и до шести миллионов человек", - цитировало издание тогда ещё врио губернатора региона Андрея Бочарова. Газета писала, что автовокзал будет перенесён в здание существующего терминала ВВЛ. Сейчас волгоградский автовокзал расположен в центре города, на площади рядом с железнодорожным вокзалом.
Потенциал для развития интермодальных перевозок у Волгоградской области действительно есть: центр региона связан автомобильными и железными дорогами со всеми ключевыми городами Южного Федерального округа, кроме того, на Волге исторически существует система речного пароходства. Правда, о полноценной реализации этого потенциала говорить пока не приходится: и в наземном транспорте, и в речном, скорее наблюдается рецессия. По данным Государственной службы статистики Волгоградской области, грузовые наземные перевозки в регионе по крайней мере с 2011 по 2013 год (более свежих на сайте Росстата не представлено) сократились на 5,8%. Падают и объёмы перевозки грузов "Волжского пароходства": в III квартале 2015 они снизились на 4% относительно уровня аналогичного периода прошлого года.
Кроме того, чиновники говорили о ветке "Аэроэкспресса" из города в аэропорт, она, по их словам, должна сократить путь до 20 минут. Сейчас до "Гумрака" можно добраться только на автомобиле или автобусе, при этом эксперты не раз отмечали плохое состояние автотранспортной инфраструктуры города и всего региона. У "Аэроэкспресса" был опыт выхода из федерального центра, но его деятельность на периферии страны вряд ли можно было назвать экономически эффективной: в частности, компания объявила о закрытии своих поездов в Казани и Владивостоке, сославшись на убытки. По данным компании, "Аэроэкспресс" за 2014 год потерял в Казани 62 млн, а во Владивостоке - 130 млн рублей. Говоря об убытках, руководство монополии апеллировало к региональным властям: по словам исполнительного директора "Аэроэкспресса" Алексея Сорокина, его компания не дождалась обещанных дотаций от властей Владивостока, а в Казани региональные власти компенсировали лишь 50% издержек. Запуск экспрессов во Владивостоке и Казани также был частью крупных федеральных инфраструктурных проектов: саммита АТЭС и Универсиады-2013. Сейчас сообщение между аэропортами и их городами по построенным железнодорожной веткам осуществляется на обычных электропоездах.
Загрузка инфраструктуры
Международный аэропорт "Волгоград" намерен постепенно наращивать пассажиропоток к 2018 году. В 2016 в аэропорту ожидают 984 тысячи пассажиров, а уже в следующем - перешагнуть порог 1 млн. К 2018 году ожидается 1,2 млн человек. Перспективы этих прогнозов напрямую зависят от туристического спроса жителей региона - по итогам летних месяцев можно будет говорить об успехе или неудаче руководства воздушной гавани. Как рассказал "АвиаПорту" коммерческий директор "Международного аэропорта "Волгоград Евгений Садилов, в летнем расписании перевозчики из Волгограда будут выполнять полёты в Болгарию (Бургас), в Грецию (Родос), на Кипр и в Италию - эти направления стали популярны у россиян в условиях частично закрытого турецкого и полностью - египетского направлений. Кроме того, в три раза больше полётов (в сравнении с летним сезоном-2015) выполняется полётов по внутрироссийским туристическим маршрутам.
Возможно, приток пассажиропотока аэропорту в дальнейшем даст и внутренний туризм. В конце прошлого года, 8 декабря, в Кремле обсуждали судьбу российского футбола, на совещании, в числе прочих чиновников, присутствовал и губернатор А.Бочаров. По-видимому, речь зашла и о развитии въездного туризма в Волгоградской области: некоторые региональные СМИ со ссылкой на А.Бочарова сообщили, что в городе построено около 120 отелей и хостелов, несколько туристических баз и баз отдыха. Волгоградский туризм финансово поддерживается областной Думой - с 2015 по 2020 годы из бюджета на развитие отрасли направят 15 млрд рублей. При этом, по данным Ростуризма, в 2012 году (самые свежие оценки) регион посетили 476,9 тысяч человек, ведомство не разделяет туристов на иностранных и внутренних.
Волгоград - один из самых бедных регионов, которым предстоит принимать матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года. По данным Росстата, валовый региональный продукт Волгоградской области в 2013 году составил около 606 млрд рублей. Для сравнения, в Ростовской и Нижегородской областях (в центрах этих субъектов также пройдут соревнования), ВРП в 2013 году оказался на отметке 923 млрд и 925 млрд соответственно. Из городов, принимающих первенство в 2018 году, в последнем рейтинге Росстата ниже Волгограда оказались только Калининградская область и республика Мордовия.
Региональным властям придётся максимально вложиться в инновационное развитие региона, иначе построенная инфраструктура рискует остаться невостребованной. Например, арена, на которой пройдут четыре матча группового этапа, рассчитана на 45 тысяч мест. По завершении соревнований на стадионе будет играть местная футбольная команда, футбольный клуб "Ротор", недавно обеспечивший себе место лишь во втором футбольном дивизионе. Средняя посещаемость домашних матчей команды в сезоне 13/14, по данным клуба, составила около 13 тысяч зрителей.
Вызовы, с которыми столкнётся и уже столкнулась политическая элита региона, впрочем, вполне соответствуют амбициям губернатора Волгоградской области А.Бочарова. Он не раз говорил, что включение Волгограда в программу ЧМ-18 даст толчок к развитию инфраструктуры, а в ноябре прошлого года отметил, "что только комплексный подход позволит воплотить в жизнь намеченные масштабные задачи и купировать риски спада экономики". Реализацию инфраструктурных проектов в принятии управленческих решений А.Бочаров назвал приоритетом....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться