Вечерний Новосибирск
31 октября 2002, 16:18
Опасные долгожители
Разумеется, ничто не вечно под луной, и к началу нового тысячелетия Ан-12 устарел. Устарел морально, поскольку его, в первую очередь, радиоэлектронное оборудование весьма несовершенно. Помнится, в 1994 году на одном из аэродромов Забайкалья потерпел катастрофу Ан-12, который врезался в сопку. Погибли 47 человек руководящего состава авиационного соединения. Комиссия по расследованию авиапроисшествия установила, что причиной трагедии стали ошибки экипажа и группы руководства полетами. Однако всего этого могло не случиться, если бы Ан-12 был оборудован современными системами радиолокации и радионавигации. И таких примеров не счесть, вот лишь несколько.
2 февраля 1999 года в Анголе разбился самолет Ан-12 с российским экипажем. Ан-12 упал на жилой квартал Луанды. Все находившиеся на борту самолета 11 человек погибли.
24 марта 2000 года в Шри-Ланке разбился самолет Ан-12. Не долетев около 3 км до взлетно-посадочной полосы, самолет рухнул в районе города Кадирана на жилые дома. Погибли шесть членов экипажа и пассажиров. Еще трое погибших были найдены спасателями в одном из домов, на который упал Ан-12.
Самое главное, что многолетняя эксплуатация этого типа самолета сказывается на прочности его конструкции, и, следовательно, на безопасности полетов. Ведь самолет испытывает значительные нагрузки, да и вообще, попробуйте найти где-нибудь на дороге автомобиль, которому 40 лет! Такие увидишь разве что в музеях... А Ан-12 летает до сих пор. Но самое главное, что многое зависит от климата, в котором эксплуатируется летательный аппарат: если климат сухой - это одно, а если влажный - совсем другое... Транспортные самолеты стоят на открытых стоянках, и как бы хорошо их ни сделали, время и климат делают свое черное дело...
Недавно один мой знакомый летчик рассказал, в каком состоянии сейчас наша военно-транспортная авиация. Широко известно, что уже более 15 лет новые самолеты не поступают, а грузы и людей, само собой, возить надо. Поэтому широко используется такой способ, как продление ресурса: проще говоря, если конструктор самолета заложил на весь период эксплуатации ресурс в определенное количество часов, то по истечении этого ресурса раньше самолет списывали. Но так было раньше, до начала реформ. Теперь, исходя из фактического состояния, ресурс продлевают, причем есть самолеты и вертолеты, с которыми подобную операцию проделывают не раз. И вот к чему это приводит: на конструктивных элементах крыльев Ан-12 появляются трещины, которые техники рассверливают для предотвращения их дальнейшего роста... А в фюзеляже происходит коррозия металла: снаружи ничего не видно, зато внутри...
Несомненно, что всем хорошо известно бедственное положение нашей военной авиации: только по официальным данным, неисправно около 50 процентов самолетного и вертолетного парка. Но положение кажется гораздо более плохим, когда мы смотрим в небо и видим самолеты Ан-12, заходящие на посадку над Новосибирском. А ведь посадка - самый ответственный элемент полета, при котором самолет испытывает значительные нагрузки...
Наша справка
Самолет Ан-12 - самый массовый в российской военно-транспортной авиации - создан в 1957 году в ОКБ О. К. Антонова параллельно с пассажирским самолетом Ан-10. На вооружение ВТА СССР поступил в конце 1958 года. Серийное производство Ан-12 завершилось в 1972 году. Всего в СССР было построено свыше 1200 экземпляров этих самолетов. Ан-12 оснащен четырьмя ТВД АИ-20М мощностью по 4250 э.л.с. Его максимальная грузоподъемность - 20 тонн, нормальная - 12 тонн. Дальность полета с нормальной нагрузкой - 3200 км. Грузовая кабина не герметизирована, для перевозки личного состава и десантников оснащена кислородным оборудованием, а для парашютного десантирования техники и грузов - съемными грузовыми транспортерами, некоторые модификации которых могут использоваться и для серийного бомбометания. Самолеты Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии. Они применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах мира....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерний Новосибирск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции