Труд
8 июля 2016, 07:58
Реквием по Ил-76
В нашей жизни, увы, всегда есть место подвигу. Вспоминаю советский лозунг, когда всплывают подробности катастрофы грузового Ил-76 в Иркутской области. Каждый вылет экипажа был действительно сродни подвигу
Опытнейший командир Леонид Филин и его экипаж успели совершить 33 боевых вылета. Именно боевых - настаиваю на этом, особенно для тех, кто сейчас спорит в интернете, был ли экипаж нетрезв... Они сбросили более тысячи тонн воды и тем самым спасли три десятка населенных пунктов, где проживает более 50 тысяч человек. Получается, их спасали, рискуя своими жизнями. И это уже факт. А как с остальными фактами? Что известно сегодня о катастрофе, расследование которой продолжается?
Борт под номером RA-76840 носил имя "Николай Каманин". Сошел со сборочного конвейера Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова в октябре 1994 года. Двадцать лет самолет нес дежурство в МЧС. На момент катастрофы был в исправном состоянии, имел сертификат летной годности.
По версии, которую расследователи считают сейчас основной, Ил-76 в условиях плохой видимости налетел на сопку. Дым пожарища затруднял видимость, а для сброса воды нужно опускаться как можно ниже - до 200-300 метров. Иначе вода испарится, не долетев до земли. Отказов в работе систем самолета зарегистрировано не было. Экипаж ориентировался на местности с помощью GPS, барометрического высотомера, контролирующего положение лайнера над уровнем моря по давлению, и радиовысотомера, измеряющего расстояние до земли.
Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников напомнил, что это самая серьезная катастрофа за время существования МЧС. А тот факт, что экипаж мог не разглядеть приближающейся сопки, нельзя назвать ошибкой - это, скорее, несчастный случай. Что касается системы оповещения об опасном сближении с землей, то пока неизвестно, сработала ли она.
Наш эксперт не исключает преднамеренного ее отключения в особых условиях работы, поскольку сигнализация начинает работать задолго до сближения, на рабочей для пожарных самолетов высоте, и постоянные звуковые и световые сигналы мешают экипажу сосредоточиться.
Как известно, ограничения по работе на высоте, существующие для всех самолетов гражданской авиации, для МЧС куда жестче, они корректируются в сторону уменьшения с учетом специфики использования пожарной авиации. Для спасателей специально разработаны отступления от норм к РЛЭ Ил-76 (руководство по летной эксплуатации). По мнению Постникова, после катастрофы эти изменения должны быть еще раз внимательно проанализированы.
Как всегда в таких случаях, выходит на первый план вопрос организации труда и отдыха экипажей. Если верить появившейся в СМИ информации, командир самолета Леонид Филин сетовал на неоправданное сокращение рабочих экипажей. Эту ситуацию "Труду" прокомментировал член президиума профсоюза летного состава России, пилот с 40-летним стажем Вилли Вечирко.
- Пилоты МЧС обращались по поводу значительных сокращений расходов на оплату труда. Но мы не располагаем сведениями ни об объемах заданий при тушении пожаров, ни о фактах переработок, которые могли повлиять на безопасность полетов. Если проблемы сокращения экипажей, выполнявших задания по тушению пожаров, действительно имели место, то в условиях загазованности, задымления это является нарушением режима труда, что автоматически требует и улучшения режима отдыха. В свое время я сам становился жертвой, когда на Ан-2 участвовал в авиахимических работах. Ядовитый запах преследовал днем и ночью, а спустя годы напоминает о себе всякими хворями. Так и пилоты МЧС при тушении пожара не в противогазах летают, хотя в кабину идет наддув раскаленного воздуха. И еще мне, как многолетнему командиру Ил-62, непонятно, почему пропавший борт так долго искали. Где хваленый ГЛОНАСС? Где нанесенные на карту и светящиеся на экране отметки превышения местности, где безопасные высоты? Тем более в условиях полета, когда все оговоренные рекомендации по летной эксплуатации воздушного судна по определению невыполнимы. Здесь явно просматривается недоработка по части дополнительной информации для экипажей...
В международном консультативно-аналитическом агентстве "Безопасность полетов" нам напомнили главное правило пилотов: "Всегда знай, где ты находишься, где земля и препятствия". Статистика свидетельствует: многие трагедии случались потому, что пилоты игнорировали сигналы об опасности. Или теряли драгоценные секунды, пытаясь оценить точность сигнала...
Хроники
Катастрофы в горах за последнюю пятилетку
9 августа 2012 года. Турция. Российский вертолет Ka-32T выполнял полеты с аэродрома Фетхие по тушению пожаров. И упал в ущелье в светлое время суток, столкнувшись с горным рельефом в районе населенного пункта Гевенли. Погибли трое россиян и два гражданина Турции.
SuperJet 100-95, погибший при столкновении с горой 9 мая 2012 года в Индонезии, был оборудован по последнему слову техники. В том числе системой предупреждения об опасности сближения с землей. Но пилоты не успели вовремя отреагировать на нештатную ситуацию.
15 марта 2012 года. Швеция. Самолет Lockheed C-130J Королевских ВВС Норвегии в плохих метеоусловиях столкнулся с горой. Погибли пять человек.
23 ноября 2011 года. США. Частный самолет Rockwell Commander столкнулся с горой. Погибли шесть человек, включая троих детей.
11 ноября 2011 года. Мексика. Вертолет президента Мексики, на борту которого находились восемь высокопоставленных чиновников, столкнулся с горой на высоте 2600 м.
10 ноября 2011 года. Гавайские острова. Вертолет с туристами в условиях низкой облачности и ветреной погоды столкнулся с горой. Погибли пять человек.
25 сентября 2011 года. Непал. Самолет непальской авиакомпании возвращался в столицу из экскурсионного полета. При заходе на посадку столкнулся со склоном горы. Погибли 19 человек.
14 августа 2011 года. Южно-Африканская Республика. С вершиной горы столкнулись сразу два самолета, летевшие для участия в аэрошоу.
2 августа 2011 года. Бразилия. Новый самолет Cessna ВВС Бразилии, находясь на маршруте, столкнулся с вершиной холма. Погибли восемь человек.
26 июля 2011 года. Марокко. Военно-транспортный Lockheed C-130H Hercules врезался в гору при заходе на посадку. Погибли 80 человек.
6 июля 2011 года. Афганистан. Ил-76ТД азербайджанской авиакомпании столкнулся со склоном горы. Погибли девять человек....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА