Известия
20 июля 2016, 08:48
Американские ВВС могут закупить аналог русского Як-130
Итальянцы хотят поставить США перспективный учебно-тренировочный самолет, созданный на основе российской разработки
- "Копирование" Як-130 - один из признаков действительно успешного проекта создания перспективного учебно-тренировочного самолета, - заявил "Известиям" редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов. - Кроме итальянцев, американцев это сделал и Китай. Все это говорит о том, что аэродинамическая схема, конструкция планера самолета настолько хороши, что стали своеобразным эталоном в области создания учебно-тренировочных и легких боевых машин.
Правда, в корпорации "Иркут", где создавалась и ставилась в серию машина, осторожно подчеркивают, что российский и западные аналоги "130-го" - все-таки разные самолеты. М-346 Master появился в результате совместного российско-итальянского проекта еще в начале 90-х годов прошлого века. Однако в процессе работы итальянская сторона из проекта вышла и создала собственный самолет М-346. Сегодня он - один из конкурентов Як-130 на внешнем рынке.
- Понятно, что машины похожи только внешне, - отметил Андрей Фролов. - Внутри они совершенно разные. Это касается двигателей, авионики, кроме того, М-346 - учебно-тренировочный самолет, а Як-130 позиционируется еще и как легкий истребитель или штурмовик. То есть российская машина может применять весь спектр управляемого и неуправляемого вооружения, решая куда более серьезный спектр задач, чем ее западные аналоги.
Впрочем, как отмечает эксперт, Як-130 - прежде всего учебная машина для подготовки летного состава ВКС: надежная, простая в управлении и, самое главное, максимально ориентированная на конкретного потребителя и его запросы. В Як-130 заложены технические решения, делающие его максимально понятным для обучаемого пилота. Машина полностью цифровая. Поэтому прямо в полете можно изменить режим его выполнения под имитацию любого современного истребителя. Готовится летчик пилотировать Су-35 - Як-130 будет летать в одном режиме, будет в будущем пилотировать МиГ-35 - полетит по-другому. Конечно, как говорят инструкторы, "почувствовать большой" истребитель все равно потом придется, но получить основы его управления Як-130 позволит.
При этом, как отмечают в Воздушно-космических силах, процесс обучения полностью предсказуемый как для обучаемого пилота, так и для инструкторов. Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота, исчез 1-2-секундный люфт, присущий машинам с гидравлическим приводом, пилотам больше не нужно предугадывать поведение машины с учетом запаздывания команд. Як-130 способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 км в час.
Второе предназначение Як-130 - легкий истребитель или штурмовик. При необходимости "летающую парту" легко переоборудовать в ударный самолет. Для этого имеется 9 точек подвески: 6 подкрыльевых, 2 концевых и 1 подфюзеляжная, на которых самолет может нести до 3 тыс. кг боевой нагрузки, в том числе ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность", а также авиабомбы калибра 250 и 500 кг, разовые бомбовые кассеты, другое авиационное вооружение. Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных боевых задач по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали "МиГ" или "Су".
- Наш самолет задал планку для всех учебно-боевых самолетов нового поколения в мире, - заявил "Известиям" президент корпорации "Иркут" Олег Демченко. - Машина находится на начальном этапе жизненного цикла и будет выпускаться и совершенствоваться многие годы. Мы видим устойчивый спрос на этот самолет и в России, и на мировом рынке. У наших Воздушно-космических сил скоро будет сотня Як-130, за рубежом летает несколько десятков таких самолетов. И я уверен, что будут и новые контракты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Array». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2023
Ростех получил премию за самую эффективную корпоративную культуру в крупном бизнесе
Декабрь 6, 2023
"Калашников" освоил производство мобильных пунктов управления для БЛА
Декабрь 6, 2023
Воронежскому центру медицины катастроф ищут вертолет для санавиации за 138 млн рублей
Декабрь 6, 2023
Сергей Чемезов обсудил вопросы развития авиационной отрасли в Иркутской области