АвиаСоюз
8 августа 2016, 12:33
Работа на общую цель
Автор статьи окончил Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ
В 1983-2006 гг. (с перерывом на воинскую службу) работал в ОКБ П.О. Сухого: прошел путь от рядового конструктора до главного конструктора и заместителя генерального директора - директора по координации программ.
В 2003-2009 гг. - первый заместитель генерального директора ОАО "Компания Сухой".
С 2009 года - в ОАО "РСК "МиГ": первый заместитель генерального директора, с 2011 г. по настоящее время - генеральный директор.
В 2016 г. назначен генеральным конструктором - вице президентом по инновациям ПАО "ОАК".
Удостоен государственных и отраслевых наград, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Заслуженный конструктор Российской Федерации.
Полтора года назад Президент Российской Федерации подписал Указ о создании в России института генеральных конструкторов. Одна из главных задач этого документа - кардинальное улучшение координации работы над созданием авиационной техники и вооружений ученых Российской академии наук, конструкторов Объединенной авиастроительной корпорации, коллективов дочерних обществ компании и смежных организаций.
После выхода Указа Президента РФ от 19 января 2015 г. №18 в Объединенной авиастроительной корпорации утверждено новое положение и статус генерального конструктора по созданию вооружения, военной и специальной техники.
Под руководством президента ОАК Юрия Слюсаря развернута и активно осуществляется работа по исполнению необходимых мероприятий.
Связь производства и науки
Появление института генеральных конструкторов имело свои предпосылки. В последние годы существенно усложнились условия проектирования и запуска в серию ключевых компонентов современных вооружений. Для поддержания кооперации между всеми участниками процессов работы над новыми изделиями, а также сокращения времени разработки и внедрения инновационных технологий в производство, в оборонно-промышленном комплексе назрела необходимость создания данного института. С одной стороны, генеральный конструктор - это связующее звено между производством и наукой, с другой стороны - создатель кооперации предприятий и организаций, количество которых исчисляется десятками, а иногда сотнями. Так, генеральный конструктор авиационных комплексов и их вооружений проводит единую научно-техническую политику в интересах головного разработчика ПАО "ОАК", как со смежниками, так и с заказчиком, начиная от согласования техзадания на комплекс и системы и заканчивая вопросами утилизации авиационной техники.
Решение этих задач напрямую зависит от согласованной работы высших органов государственной власти и разработчиков уникальных направлений науки и техники. Вот почему среди первоочередных задач стоят мероприятия по приведению актов Российской Федерации в соответствие с Указом от 19.01.2015 в части функции генеральных конструкторов и возможности реализации их прав.
Руководство ОАК создает все условия для реализации полномочий генерального конструктора авиационных комплексов и вооружений - от формирования научно-технического задела до организации внедрения инновационных решений в интересах всех дочерних обществ, координируя их деятельность для достижения основных целей стратегии ОАК и государственной программы вооружений.
Под руководством генерального конструктора трудятся уникальные творческие коллективы авиастроительных компаний и корпораций, входящих в ОАК, имеющие колоссальный опыт создания сложнейших образцов авиационной техники и вооружений. Для организации этих работ, перехода на концепцию базовых технологических платформ необходима консолидация усилий всех дочерних зависимых обществ (ДЗО) в рамках единой Корпорации.
При этом одной из первоочередных задач генерального конструктора является внедрение фундаментальных знаний в практическую деятельность Корпорации.
Научно-производственный задел
Успешное определение размерности и требуемых характеристик базовых технологических платформ невозможно без профессионального военно-технического сопровождения работ по определению облика, выбору и доведения до нужной степени готовности ключевых критических технологий, разрабатываемых профильными НИИ. Поэтому планирование и организация работ с институтами и службами заказчика с одной стороны и с отраслевыми институтами и институтами РАН с другой стороны является одним из приоритетных видов деятельности генерального конструктора. Результаты этих работ, потребности в их продолжении и уточнении, задание новых направлений исследований должны быть достоянием всех участников процесса создания авиационных комплексов, всех дочерних зависимых обществ ПАО "ОАК". Помочь "исключению монополии на истину" должен создаваемый при Генеральном конструкторе по авиационным комплексам и их вооружению Совет главных конструкторов, который поможет в разработке и реализации единой научно-технической и инновационной политики, управлению конструкторскими ресурсами и координации разработок.
Инновации и проектирование
Ключевым элементом реализации единой научно-технической политики и достижения лидирующих позиций в мировой авиастроительной индустрии является формирование и использование в разработках опережающего научно-технического задела (НТЗ).
Генеральный конструктор обязан проводить единую научно-техническую политику не только в отношении подчиненных ДЗО, но также и к разработчикам основных систем и оборудования авиационных комплексов. В части разработчиков компонентов бортового оборудования (КБО) необходимо:
- установить систему ответственностей и уровни исполнения при проектировании КБО;
- установить (путем отраслевой стандартизации) единые для отрасли методологические и технологические подходы к созданию систем КБО, в том числе, согласовать достаточный перечень стендов проектирования КБО;
- выработать единые технологические решения для поддержки интегральных процессов проектирования систем и процесса управления требованиями (инструментальные средства автоматизации проектирования).
Существенная помощь в реализации функциональных задач генерального конструктора ожидается от создания и полномасштабного развертывания технического инструмента - системы интеллектуальной поддержки принятия решений. Данная система будет охватывать как разработчиков авиационной техники и вооружений, так и кооперации поставщиков, осуществляя мониторинг и контроль выполнения сроков, бюджета, ресурсов и требований по проектам, отслеживая формирование и использование НТЗ, унификацию изделий, исключение дублирование работ и минимизацию непроизводительных операций.
Важнейшим направлением деятельности генерального конструктора и его аппарата остается работа по подготовке квалифицированных кадров в интересах ПАО "ОАК".
Эта работа должна включать в себя формирование единой научно-образовательной инфраструктуры на базе вузов и предприятий ОАК, развитие практико-ориентированной подготовки кадров и т. д.
Генеральный конструктор, являясь вице-президентом по инновациям, курирует работу ОАК в отношении формирования и контроля исполнения инновационной политики корпорации выраженной в программе инновационного развития ОАК на период 2016-2020 гг. Главной задачей этой программы является обеспечение стратегических целей Корпорации по достижению долгосрочной конкурентоспособности на глобальном рынке за счет эффективной инновационной деятельности.
Направления инновационного развития разделены на внутрикорпоративное развитие и взаимодействие с внешней инновационной средой. Во внутрикорпоративной деятельности это продуктовые инновации, направленные на разработку новой военной и гражданской авиатехники и перспективные исследования по созданию НТЗ в отраслевой и фундаментальной науке. Вторая составляющая - это технологические инновации в области модернизации проектно-конструкторской и летно-исследовательской базы, а также техническое перевооружение и освоение новых производственных технологий. И наконец, организационные инновации, направленные на совершенствование и оптимизацию бизнес- процессов разработки продукции, производственных программ и послепродажного обслуживания.
Взаимодействие с внешней средой заключается в координации планов создания и внедрения НТЗ с государственной наукой, высшей школы, взаимодействия с технологическими платформами, использования инновационной инфраструктуры, новых форм взаимодействия типа "единого окна", венчурного финансирования, технологических инициатив и т. д.
Важнейший вопрос, который необходимо решать генеральному конструктору в условиях, когда сама инновационная деятельность ведется в ДЗО - это управление и координация деятельности дочерних зависимых обществ в обеспечение стратегии инновационного развития Корпорации.
Генеральный конструктор играет определяющую роль в выработке устойчивых механизмов, в которых инновация является главным инструментом получения преимущества продуктов Корпорации над конкурентной продукцией по основным показателям эффективности.
Понимая задачи, стоящие перед Корпорацией, опираясь на систему государственной поддержки, Совет главных конструкторов, уникальный опыт и интеллектуальный потенциал ДЗО, уже сегодня в Объединенной авиастроительной корпорации активно внедряется единая политика по управлению и координации НИР и ОКР различных подразделений, что мобилизует богатый научный потенциал отечественной авиационной промышленности.
Фото: Сергей Рыбак, РСК "МиГ", Корпорация "Иркут", ПАО "Туполев"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Февраль 7, 2025
Аэрофлот впервые в истории открывает прямые рейсы в Нячанг
Февраль 6, 2025
Аэрофлот одержал победу в двух номинациях IX Отраслевой авиационной премии RUSky Awards
Февраль 7, 2025
"Пулково" изменит расписание полетов из-за аномально высокого давления
Февраль 7, 2025
Лови скидку! - 15% на все направления QAZAQ AIR