Коммерсантъ - Самара
9 августа 2016, 10:28
Звезда быстрого реагирования
На ульяновском самолетостроительном заводе "Авиастар-СП" реформируется система управления производством с целью превращения предприятия в "завод быстрого реагирования", умеющий оперативно встраиваться в новые проекты и программы
В минувшую пятницу управляющий директор ульяновского самолетостроительного завода АО "Авиастар-СП" Андрей Капустин заявил о введении на предприятии новой системы управления. По его словам, в речь идет о "давно назревшем" реформировании управленческой структуры предприятия, при котором будет сокращено количество уровней управления. "ОАК ставит перед нами задачу через три года превратить "Авиастар-СП" в завод быстрого реагирования. Чтобы он мог оперативно встраиваться в новые программы и проекты", - заявил управляющий директор.
Как пояснил господин Капустин "Ъ", поскольку "Авиастар-СП" является "одним из самых больших и самых современных в России предприятий полного цикла", "ему судьбой назначено быстро адаптироваться к новым программам и задачам". По его словам, любая новая программа правительства страны или ОАК "чуть ли не автоматически предусматривает включение в нее "Авиастара" как минимум в кооперации", за последние несколько завод был включен сразу в несколько крупных программ (строительство различных модификаций самолета Ту‑204, строительство самолетов Ил‑76 МД‑90 А по гособоронзаказу и его модификаций, монтаж интерьера для SSJ 100, производство панелей, дверей и люков, хвостового отсека и хвостового оперения для МС‑21, модернизация самолетов Ан‑124-100 "Руслан" и т. д. - всего порядка восьми авиационных программ. - "Ъ"), "а сам при этом остался таким, каким был в девяностых-двухтысячных: с недостаточными гибкостью и возможностями оперативного реагирования на потребности рынка и заказчиков". Управляющий директор отметил, что пока "Авиастар" - это громоздкая управленческая структура с десятью уровнями принятия решений и прохождения информации ("дирекция - управление - отдел - бюро - группа - направление, и т. д., и везде свои начальники"). По его мнению, при таком количестве уровней, как в "глухом телефоне", обязательно идет искажение информации, "и нередко, когда решение доходит до исполнителя, оно уже в далеко не в том виде, каким было на начальном этапе. Кроме того, такое количество уровней ведет к гигантским потерям времени. "Задача - чтобы любой новый заказ мы быстро встраивали в свою производственную программу", - сказал Андрей Капустин. По его словам, руководство завода само инициировало реформирование, "потому что сама жизнь заставляет делать это".
Руководство завода поставило перед собой задачу в ходе реализации программы оптимизации оргструктуры уменьшить количество ступеней на первом этапе с десяти до восьми, а в горизонте двух-трех лет - до четырех уровней. "Сокращение даже двух уровней управления уже даст повышение информированности и оперативности на 20 процентов", - отметил Андрей Капустин. Всего, по его словам, предполагается сократить около 30 управленческих должностей, причем сами управленцы будут переведены по профилю в другие подразделения или выйдут на пенсию.
Конкретное количество исключаемых "лишних" структурных единиц не озвучивается - это будет определяться индивидуально по каждому подразделению. "У нас задача сокращения уровней управления, а не подразделений. Анализируем все бизнес-процессы, исключаем дублирование, перераспределяем права, обязанности и ответственность, снимая их с тех, для кого они излишние", - поясняет первый заместитель управляющего директора Василий Донцов. Кроме того, по его словам, готовится переход на проектную структуру управления (сегодня - функциональная структура), когда персонал распределяется по программам, а директорам программ предоставляется больший объем прав и обязанностей.
Экономический эффект реформирования оргструктуры не просчитывался. Как отмечают в руководстве предприятия, "его и невозможно просчитать, а исключение 30 должностей в общем эффекте ничего не значит". В то же время, по словам господина Донцова, оптимизация управления "позволит заводу выполнить взятые на себя обязательства по всем программам" (ранее на "Авиастаре-СП" отмечали, что стоимость контракта по гособоронзаказу не окупает всех затрат на производство Ил‑76 МД‑90 А. - "Ъ").
Совет директоров "Авиастара-СП" (он фактически полностью подконтролен ОАК) уже утвердил программу оптимизации, ее реализация начнется сразу же, как только будут получены официальные документы. Срок реализации программы - два-три года. "Мы выстраиваем предприятие так, чтобы за этот период оно стало передовым российским заводом полного цикла", - подчеркнул управляющий директор.
Получить комментарий ОАК в понедельник не удалось.
По мнению гендиректора компании "Инфомост-Консалтинг" Бориса Рыбака, "один из недостатков нашей авиационной промышленности - это чудовищная забюрократизированность, очень медленное принятие решений или вообще их непринятие, чудовищные накладные расходы по управленческому аппарату, несоизмеримые с мировой практикой и объемами выпускаемой продукции". "И то, что пытаются сделать, - очень здраво. Получится ли - не знаю, но если удастся, это будет очень даже хорошо", - заметил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
