О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Центр мирового гидросамолетостроения

История авиастроения Таганрога начинается 30 сентября 1916 г., когда была сделана запись о продаже участка городской выгонной земли для устройства здесь аэропланного завода акционерного общества "Воздухоплавание В.А. Лебедева"

Автор статьи окончил Рижское высшее военное авиационное инженерное училище и Высшую школу экономики по программе MBA. Служил в ВВС, с 2000 г. - в авиационной промышленности. В структуре Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) работает с 2006 г., в 2013-2015 гг. - советник президента ОАК. В декабре 2015 г. Юрий Владимирович Грудинин назначен генеральным директором - генеральным конструктором ПАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева", входящего в ОАК.

Прежде чем говорить о дне сегодняшнем, хотел бы обратиться к событиям начала прошедшего XX века, когда в жизнь человечества стремительно ворвалось новое направление развития техники - авиация. Тогда же, в начале века, породнился с авиацией и наш город Таганрог, ставший со временем одним из центров авиационной промышленности и науки нашего Отечества.

История авиастроения Таганрога начинается 30 сентября (17 сентября по старому стилю) 1916 г., когда была сделана запись о продаже участка городской выгонной земли для устройства здесь аэропланного завода акционерного общества "Воздухоплавание В.А. Лебедев и К.".

В январе 1920 г. завод был национализирован и получил наименование Государственный авиационный завод ГАЗ №10 "Лебедь". 4 июля 1925 г. руководством страны принято решение о развитии завода как крупнейшего самолетостроительного предприятия на юге России. В декабре 1927 г. предприятие получает наименование завод №31, ставшее впоследствии ОАО "Таганрогская авиация". 1 октября 1934 г. при авиационном заводе №31 организовано Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. Возглавил его инженер Георгий Михайлович Бериев, назначенный главным конструктором. Направлением деятельности конструкторского бюро стало создание отечественных морских самолетов.

9 февраля 1946 г. конструкторское бюро преобразовано в государственный союзный опытный завод морского самолетостроения. 6 декабря 1989 г. Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу присвоено имя Георгия Михайловича Бериева. В апреле 2011 г. ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" и ОАО "Таганрогская авиация" объединились в единое предприятие.

Наше объединенное предприятие сегодня - одно из крупных и современных авиастроительных в России.

Серийное производство и поставки самолетов-амфибий Бе-200 в настоящее время являются одним из приоритетных направлений деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева в рамках ОАК. У программы Бе-200 открываются новые перспективы.

30 мая 2016 г. в Таганроге состоялась торжественная церемония выкатки первого серийного самолета-амфибии Бе-200ЧС для МЧС России, построенного ТАНТК им. Г.М. Бериева. В ближайшее время он должен поступить на летные испытания, после их завершения будет передан заказчику.

На основе опыта эксплуатации имеющихся Бе-200ЧС в МЧС России и в соответствии с требованиями заказчиков (МЧС и Министерство обороны России), в конструкцию новых Бе-200 таганрогской постройки внесены существенные изменения. Так, более чем на 50% обновлено бортовое оборудование, серьезные изменения внесены в конструкцию планера, которая была усилена и приведена к требованиям серийного производства. Можно сказать, что в общем объеме изменения по самолету составляют порядка 70%.

Ранее сборка самолетов-амфибий Бе-200ЧС осуществлялась на Иркутском авиационном заводе (филиал Корпорации "Иркут"), где в период 1998-2011 гг. было изготовлено в общей сложности девять летных экземпляров - два опытных и семь серийных, а также два образца для статических и ресурсных испытаний. Из семи серийных Бе-200ЧС шесть переданы авиации МЧС России (два крайних из них были доукомплектованы оборудованием и сданы заказчику в ноябре 2011 г. уже на ТАНТК), а один в 2008 г. поставлен авиации МЧС Азербайджана.

В 2008 г. из-за загруженности Иркутского авиазавода экспортными контрактами на многоцелевые истребители Су-30МКИ, а также в связи с предстоящим освоением производства пассажирского лайнера МС-21 было принято решение о переносе серийного производства Бе-200ЧС на ТАНТК им. Г.М. Бериева.

Для серийного выпуска Бе-200ЧС на ТАНТК было закуплено новое оборудование, модернизированы технологические линии и цеха, обновлена производственная база изготовления композитных конструкций, набран и обучен персонал.

В мае 2011 г. был заключен государственный контракт на поставку МЧС России шести новых
Бе-200ЧС таганрогской сборки. Через год, в мае 2012 г., был подписан еще один госконтракт на шесть машин для Минобороны России.

Со временем будет меняться и облик самого Бе-200. В перспективе мы видим следующие пути его развития: во-первых, в широком применении в конструкции композиционных материалов; во-вторых, в ремоторизации, путем установки более мощных двигателей. Все это в совокупности позволит улучшить летнотехнические и эксплуатационные характеристики машины.

Хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на загруженность производства уже имеющимися заказами, ТАНТК продолжает расширять портфель заказов и географию поставок. При этом, важным конкурентным преимуществом Бе-200ЧС является тот факт, что российская машина уже прошла процедуры сертификации.

В 2003 г. самолет Бе-200ЧС был сертифицирован Авиационным регистром МАК по нормам АП-25.

В 2007 г. было получено дополнение к Сертификату типа, позволяющее использовать Бе-200ЧС для перевозки 43 пассажиров на маршрутах средней протяженности при базировании как на аэродромах, так и на воде. Наконец, в 2010 г. получен европейский Сертификат типа (EASA).

Бе-200 - необходимый и востребованный самолет, что подтвердили успешный опыт эксплуатации и примеры его использования во время чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом - в Греции, Португалии, Франции. Максимальную заинтересованность проявили страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Нашим самолетом интересуются в Таиланде, Малайзии и Индонезии. С Индонезией, скорее всего, будет заключен первый экспортный контракт на поставку самолетов Бе-200ЧС.

У меня нет сомнений, что гидроавиации принадлежит своя важная ниша на мировом авиационном рынке. Это позволяет с учетом достигнутого сегодня научно-технического потенциала отечественного гидросамолетостроения прогнозировать интенсивное развитие, широкое и эффективное применение гидроавиации. Россия способна по-прежнему быть "законодателем мод" в этой области авиационной техники. Это в значительной степени определяется тем, что на ТАНТК им. Г.М. Бериева успешно сохраняется и развивается уникальная отечественная конструкторская школа, занимающая сегодня ведущее место в мире в сфере создания гидросамолетов и самолетов-амфибий.

Более подробно с деятельностью ТАНТК им. Г.М. Бериева и нашими самолетами можно будет познакомиться в ходе 11-ой Международной выставки и научной конференции "Гидроавиасалон-2016", которая пройдет в период 22-25 сентября 2016 г. в черноморском Геленджике.

На выставке, помимо Бе-200, будут летать и наши шестиместные самолеты-амфибии Бе-103, сертифицированные в России, США, Европе, Бразилии, Китае.

Организатор "Гидроавиасалона" - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, устроитель - Объединенная авиастроительная корпорация, ТАНТК им. Г.М. Бериева - выставочный оператор.

За прошедшие годы "Гидроавиасалон" вошел в ряд мировых авиационных выставок, став достойным местом встречи специалистов по морской, авиационной, космической и ракетной технике. За эти годы "Гидроавиасалон" состоялся, как единственная в мире площадка, где есть возможность демонстрации амфибийной авиационной техники на земле, в воздухе и на воде.

Я уверен, что предстоящий "Гидроавиасалон" в очередной раз докажет, что Россия - это огромный перспективный авиационный рынок, что в нашей стране сосредоточен мощный научный и экономический потенциал, и у нас есть надежные партнеры и перспективные проекты в сфере высоких технологий....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка