Коммерческие вести
24 августа 2016, 11:36
Игорь Цайтлер: "Объем нашей производственной программы с 2011-го по 2016 год вырос колоссально"
"Коммерческие вести" продолжают совместный проект с министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области
В цикле аналитических интервью с руководителями региональных предприятий мы представим прошлое, настоящее и будущее омской промышленности, на которое читатели посмотрят глазами производственников. Среди заводов и фабрик будут как широко известные гиганты, так и небольшие предприятия - от нефтехимии до производства трикотажа. На минувшей неделе обозреватель "КВ" Николай ГОРНОВ побывал в "ОМО им П.И. Баранова", которое отметило свой уже столетний юбилей, и подробно расспросил о перспективах омского моторостроения нового руководителя предприятия Игоря ЦАЙТЛЕРА.
- Игорь Владимирович, до своего назначения главным инженером объединения вы бывали в ОМО им. П.И. Баранова?
- В составе рабочей группы "Салюта" - не бывал ни разу, но вообще в Омск приезжал, у меня здесь родственники живут, и предприятие посещал.
- Какие были ваши первые впечатления от завода?
- Впечатления очень положительные. Предприятие далеко не последнее в авиационной отрасли, с большими возможностями, конкурентоспособное. И люди здесь открытые, целеустремленные, работоспособные. Единственное, что настораживало, - старые корпуса, не видевшие ремонта более 20 лет. В истории ОМО им. П.И. Баранова, как у всех, впрочем, машиностроительных предприятий, был достаточно сложный период. Но сегодня в отрасли происходят колоссальные изменения. Государство активно развивает двигателестроение.
- Вам какую поставили задачу на 2016 год?
- Очень простую и даже в чем-то очевидную - выполнить производственную программу в сжатые сроки. Планы филиала на текущий год предусматривают увеличение объемов и номенклатуры выпускаемой продукции в рамках гособоронзаказа, в том числе производство по программе импортозамещения деталей и узлов двигателя АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130. В кооперации с другими предприятиями "Объединенной двигателестроительной корпорации" наш филиал освоил и изготовил детали и сборочные единицы модернизированного двигателя НК-32 для самолета стратегической авиации Ту-160. Сегодня ведется работа и по освоению деталей и узлов модификаций двигателя ТВ7-117 для легкого транспортного самолета Ил-112, Ил-114. Также филиал задействован в проекте по производству комплектующих вертолетного двигателя ВК-2500.
- Игорь Владимирович, коллеги пишут, что в Омске будут изготавливать двигатель ТВ7-117 полностью.
- Сам двигатель будет изготавливаться в кооперации, совместно с головной площадкой в Москве, за филиалом закреплена определенная номенклатура деталей и узлов этого изделия, но при этом в Омске будет осуществляться окончательная сборка полноразмерного двигателя и его испытание.
- Когда начнется сборка?
- По плану сборка на площадке филиала начнется в 2017 году. В этом году началось освоение, и мы уже изготовили несколько комплектов деталей и сборочных единиц.
- Надо полагать, вопрос о переносе на омскую площадку окончательной сборки двигателя АИ-222-25 для Як-130 уже не стоит?
- Сегодня такой вопрос не стоит. Но если бы эта задача действительно стояла, то филиал уже бы освоил сборку двигателя АИ-222-25. Я никаких трудностей не вижу. Мы сегодня производим порядка 60% комплектующих для этого изделия. Все основные узлы у нас. Но мы не делимся на части, не конкурируем друг с другом, а работаем вместе в рамках своих компетенций. У нас единое предприятие - НПЦ газотурбостроения "Салют".
- Сколько вообще времени занимает освоение изделия?
- Целиком на освоение двигателя, от создания чертежей и конструкторской документации до изготовления опытного образца, проведения квалификационных испытаний, сдачи изделия госкомиссии, утверждения всех актов и так далее, нужно порядка 3 - 5 лет, никак не меньше. Любой двигатель - это сложный и очень интересный проект. На существующем парке оборудования можно изготовить не более 5% деталей для нового двигателя. Все остальное - с нуля. Изготавливается новая оснастка, разрабатываются новые технологические процессы, пишутся новые программы для станков с ЧПУ. А кроме решения технологических задач, нужно еще сделать так, чтобы затраты на производство были минимальными.
- Несколько лет назад производственную программу филиал выполнял за счет капремонтов авиадвигателей АЛ-21Ф и РД-33. Тогда ремонты давали порядка 80% объемов. А как сейчас?
- Начнем с того, что сам объем производственной программы с 2011 года вырос колоссально. Увеличилось и количество капитально ремонтируемых двигателей. А количество выпускаемых деталей и узлов для новых изделий в последние годы выросло вообще в разы. А если в процентах оценивать, то сегодня наша производственная программа делится примерно пополам на капремонты и новые двигатели.
- А двигатель ТВД-20, который ставился на Ан-3, уже не будете производить?
- Почему? Мы можем его производить серийно. Если будут заказы, конечно.
- Все эксперты говорят, что Ан-3 оказался неконкурентоспособным в большей степени из-за двигателя ТВД-20, который разрабатывался и производился в ОМО им. Баранова. Мол, он получился очень дорогим и ненадежным...
- Критика - это нормально. У нас все критикуют друг друга. Это жизнь. Я не вникал в детали, я просто знаю, что даже если и были какие-то проблемы с двигателем, то их всегда можно решить. Надо будет - сделаем.
- А какие перспективы у вашей гражданской продукции - генераторов ГТД-20С, которые сделаны на базе авиадвигателя АЛ-21Ф?
- При необходимости мы без проблем изготовим и поставим ГТД-20С в любом количестве. А пока нет заказов, мы занимаемся капитальными ремонтами ГТД-20С, которые выпускались на головной площадке в Москве. Ремонты - это тоже серьезная работа, не то что разобрал, помыл и собрал опять. Двигатель разбирается до гайки, дефектируется каждая деталь, входящая в его состав. Отбракованная материальная часть изготавливается вновь. Это кропотливая работа. Но все-таки основной продукт для нас из гражданской линейки - это газотурбинный двигатель ВСУ-10 для гражданских самолетов Ил-96, Ил-86.
- В 2011 году, когда ОМО им П.И. Баранова официально вошло в состав "Салюта", численность работников была на уровне 4 тысяч человек. А сегодня?
- Примерно на этом же уровне численность и осталась. При этом объемы производства выросли, как я уже говорил, увеличилась производительность труда.
- Многие руководители омских оборонных предприятий жалуются на нехватку рабочих рук. Вам хватает?
- Нам тоже не хватает производственных рабочих. Особенно большие проблемы со станочниками. Мы набираем людей, учим, а остаются на предприятии не все. Многие думают, видимо, что их работа будет состоять в том, чтобы кнопку нажимать, остальное будет делать станок. На самом деле это не так, конечно. Начинать приходится с самых обычных металлорежущих станков, а на станки с ЧПУ ставятся рабочие только с очень высокой квалификацией.
- Ведется ли модернизация оборудования филиала "ОМО им П.И. Баранова"?
- Модернизация ведется, конечно. Приобретается и устанавливается высокопроизводительное оборудование, обновляется станочный парк. Один из последних примеров - ввод в эксплуатацию уникального роботизированного комплекса на участке глубинного шлифования рабочих и сопловых лопаток, таких комплексов в России - считаные единицы.
- То есть объем инвестиций в оборудование вы говорить не хотите?
- Я скажу так, это недешевое удовольствие, но это крайне необходимо. На тот момент, когда ОМО им. П.И. Баранова вошло в состав НПЦ газотурбостроения "Салют", а это был 2011 год, средний возраст станочного парка предприятия превышал 26 лет. На сегодняшний день уже порядка 20% существующего станочного парка обновлено. Если обновление продолжится такими же темпами, то в ближайшее время мы заменим станочный парк филиала полностью.
- Что будет с территорией в Крутой Горке?
- Планы наши по крутогорскому производству не изменились. Там у нас три площадки: испытательный полигон, цех резинотехнических изделий и часть нашего механического производства.
- Планировалось в Крутой Горке разместить производство товаров народного потребления. Передумали?
- На сегодняшний день наша главная задача - выполнить производственную программу в рамках государственного оборонного заказа. А товары народного потребления - это для нас не самая актуальная тема.
- Еще одна старая тема - земельный участок вдоль улицы Богдана Хмельницкого. Несколько лет назад власти региона и города говорили, что завод уменьшает свою территорию, а высвободившиеся земли передает под городские нужды. А потом эти разговоры затихли. Филиал уменьшил свою территорию или нет?
- Мы продолжаем освобождать территорию, старые корпуса консервируем, но мы готовы участвовать в совместной программе по использованию этой территории. На наш взгляд, там можно создать технопарк. У нас есть и свои проекты, но мы готовы использовать эту территорию и совместно с городом.
- А наши власти об этом знают?
- Конечно. По этому вопросу уже создана рабочая группа.
- Вас не смущает, что в Омске сложилось негативное общественное мнение по поводу холдингов? Омичи гордились своими ПО "Полет", заводом им. Октябрьской революции. Гордились и ОМО им. П.И Баранова, которое было одним из крупнейших производителей авиационных двигателей в России и единственным за Уралом. А теперь все омичи уверены, что омские оборонные предприятия подмяли под себя москвичи...
- В нашем случае в лице заявленных "москвичей" выступает государство, так как ОМО Баранова - это часть оборонно-промышленного комплекса России. Мы работаем в составе Объединенной двигателестроительной корпорации, входящей в состав Ростеха. Я много ездил по России, видел много городов, много предприятий, слышал множество откликов о москвичах, которые выкупают предприятия, вывозят все из регионов, налогов не платят и так далее. Не знаю, откуда такое негативное отношение на самом деле. Видимо, это идет от давних противоречий между центром и регионами, от некоего поверхностного взгляда на ситуацию.
- У вас три высших образования. Зачем? Вам не хватало знаний или учиться нравилось?
- Мне интересно было узнавать новое. И ситуация сегодня такая, что требуется постоянно повышать квалификацию, овладевать новыми компетенциями. К тому же учеба мне всегда давалась легко. Я когда экзамен по математике сдавал в институт, то даже поспорил с преподавателем. Решил задание правильно, а мне занизили баллы. И я смог доказать, что был прав.
- Дополнительное экономическое образование я еще могу понять. Но зачем инженеру юриспруденция?
- Когда заканчивал Московский государственный технический университет гражданской авиации, я хотел посвятить себя работе в очень специфической сфере - расследование причин авиационных происшествий. А для этого, как я понимал, потребуются не только знания конструкции двигателей летательных аппаратов, но и правовые. В Федеральной авиационной службе меня обнадежили, сказали: да, молодежь нам требуется, получай образование и приходи. Эти планы по ряду причин не осуществились, но юридический факультет МЭПИ я все же окончил. И об этом нисколько не жалею. На мой взгляд, сегодня юридические знания полезны любому руководителю.
- Ходили слухи, что с вашим назначением сменится все руководство филиала...
- А надо? На мой взгляд, глупо бегать с шашкой, не оценив обстановку. Нужно сначала понять, на своем ли месте человек, а потом уже принимать кадровые решения.
- У меня складывается впечатление, что вы не авторитарный руководитель. Это так?
- На этот вопрос вам лучше получить ответ от моих подчиненных.
- Ну, если руководитель считает, что есть два мнения: одно мое, другое неправильное, то в этом случае никаких ответов и не требуется. Вы прислушиваетесь к мнению своих подчиненных?
- Я даю им возможность высказать свою точку зрения, проявить инициативу. Но решения принимаю всегда сам. Я бы назвал свой стиль управления авторитарно-дипломатическим.
- Как вам в Омске? За год привыкли?
- Омск мне очень нравится. Великолепный город. И работа, проделанная к юбилею, достойна уважения, на мой взгляд. Да, дороги немного подвели, но остроту проблемы муниципалитет уже снял, и работа в этом направлении продолжается.
- А омичи все равно недовольны...
- Всем невозможно угодить. Мы перед юбилеем обновляли сквер перед проходной, буквально дневали и ночевали на объекте. Еще и открыть не успели, а ночью уже побывали вандалы и демонтировали металлические плиты из мемориального комплекса. Несколько елок выкопали и увезли. Как это называется? Мы все повреждения восстановим, конечно, но это же безобразие. Да и за счет воровства свою жизнь еще никому не удалось улучшить. Уверен, что большинство омичей к таким фактам относятся с осуждением и все-таки ценят то хорошее, что для них делается.
Спасибо за беседу, Игорь Владимирович....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерческие вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
Пермские ученые придумали новый тест для повышения надежности авиадвигателей
Январь 15, 2025
Аэропорт Читы не стал отвечать, отправляли ли обледеневший самолет на вылет